Культура терпимости. Какие мы - белорусы?

На модерации Отложенный

Что такое пресловутая белорусский толерантность и насколько она объективна? Кого и почему больше всего не любят белорусы? Удастся ли любить других, если не любишь себя? Что является более здоровым: "дать в морду" или сдержать себя? Почему для нас такой актуальной является проблема гомофобии и в чем ее корень? Обо всем этом в рамках проекта "Культура улучшает жизнь!" рассуждает журналист и писатель Виктор Мартинович.

Фота: Аляксандр Tarantino Ждановіч, budzma.org

- Мне кажется, самая большая нетерпимость нашего общества - социальная. Часто приходится наблюдать ситуации, которые четко показывают степень вражды между бедными и богатыми белорусами. Понаблюдайте, каким взглядом люди, стоящие на остановке, проводят Porsche Cayenne. Забавно, что такая социальная неприязнь взаимная, ведь чуть ли не каждый второй владелец дорогого авто еще вчера был таким же жителем панельки, как и тот гражданин, который стоит на остановке. Негативные эмоции водителя вызванные как напоминанием о прошлом, так и осознанием того, что завтра он может снова оказаться в этой панельке, на этой остановке.

- Какие виды нетерпимости Вы бы поставили в ряд следующими, характерными именно для нашего народа?

- Дальше я бы назвал нетерпимость к пришлым, приезжим. Принято считать, что белорусы - толерантная нация. Однако эта терпимость - мифическое, и наша открытость существует только до того момента, пока в Беларуси не является Другой в виде какой-либо этнической группы, которая вдруг здесь, у нас, начинает доминировать или играть существенную роль. Мы с вами беседуем накануне майских праздников, и то, что происходит сегодня в Минске, очень показательно: обратите внимание, как много москвичей в нашем городе! Посмотрите, как на них реагируют белорусы, и снова расскажите мне про нашу хваленую толерантность. Почитайте, что в связи с российским нашествием пишут люди в социальных сетях: "временно из-за москвичей в белорусских кафе отменили обеденное меню". Началось дикое нагнетание по все фронтам: они плохо паркуются, мусорят, хамят и вообще понаехали тут!

Есть еще одна похожая ситуация, которую сегодня переживают белорусы: массовое появление в нашей стране китайцев. Их строительный и инвестиционный покушение воспринимается нами как новая видная и ощутимая угроза. Последнее из обсуждавшихся событий - китайцы строят технопарк под Смолевичами, через что белорусы лишаются собственности (дач).

- Подвержены ли белорусы, которые исконно жили среди евреев, проявлять антисемитские настроения?

- Нет, мне кажется, что антисемитизм после отъезда евреев сделался нулевой проблемой, которая, может, когда-то и была, но евреи - такой же отсутствующий Другой, как и все остальные этнические группы. К сожалению, белорусские города - совсем не те, какими они были еще 100 лет назад, когда удельный вес евреев в культуре была очень высокий ...

Так сложилось, что в силу социальных, экономических, политических, культурных предпосылок у нас нет засилья Другого, явления, которая есть, допустим, в России, где существуют различные этнические группы. Вот почему я считаю, что наша условная терпимость обусловлена ​​отсутствием сильных вызовов. На самом деле мы вовсе не доброжелательный народ. Мы люди, которые легко раздражаются, повсюду видят проблемы и легко срываются.

- Кстати, мне только кажется ли белорусы и действительно в последнее время стали более агрессивными?

- Конечно, и это не удивительно, так как материальный достаток белорусов падает. Вполне закономерно: как только у людей возникает проблема, сразу же обостряются и выходят наружу их внутренние комплексы, злость, агрессия. Но при этом интересно то, как мы проявляем свою нетерпимость и агрессию. Я говорю о неспособности выражать свои эмоции напрямую: мы будем сидеть и шипеть у себя на кухне, но в морду никогда не дадим. Более здоровая ситуация, когда человек все же в морду дает, потом идет на разговор - и тогда перемирие с обидчиком возможное. А наш субъект с ненавистью будет делать мелкие гадости, обсуждать кого-то за спиной, но до драки никогда не доведет, и это очень характерно для нас. То ли люди опасаются того, что их посадят на 15 суток, то они в принципе бояться драться.

- Белорусская гомофобия также основана на каком-то страхе?

- Мне кажется, в случае с геями никакой прямой угрозы нет. Восприятие этой темы в нашем обществе завязана на тюремной логике, ведь большинство белорусов головой живут в тюрьме. Если в обществе каждый шестой имеет опыт пребывания на зоне, где он либо подвергался сексуальному насилию, или слышал о возможности сексуального насилия со стороны мужчины, как о самом последнем и страшном зле, страх и неприятие натуральные. Люди думают так: если ты гей, значит, ты можешь меня "опустить", значит, с тобой нельзя садиться за один стол, находится рядом, допускать даже факт твоем присутствии в моем обществе, потому что иначе можно сразу попасть в тюремную касту неприкасаемых. Если такое случится, тебе остается только покончить с собой, потому что дальше ты уже становишься не человеком, а "опущенным". Очень драматично!

- А всего лишь связь ассоциаций ...

- Тема гомосексуализма звучит у нас в извращенной и злой парадигме, и когда вопросы об этом возникают в политике, на обывательском уровне, ответить на их корректно просто невозможно. Когда ты начинаешь говорить: "Я никаких претензий к геям не имею", то сам будто становишься одним из них. А когда ты говоришь: "Гомосексуализм - это плохо", то выглядишь как полный мракобес. У каждого есть свое мнение на щекотливую тему сексуальных меньшинств, но если вы начнете выражать его публично, то увидите, что реакция массы будет реакцией тюремной камеры на голос петуха. Одним словом, этот вопрос воспринимается нами искаженно.

Фота: Аляксандр Tarantino Ждановіч, budzma.org

- Гендерная тема также является хрупкой для белорусского общества?

- Недооценка роли женщины в нашем патриархальном обществе выражена также достаточно сильно. Это видно даже по тому, как мужчины обсуждают женщин за рулем, говоря о том, что они якобы плохо управляют машиной. На самом деле женщины в Беларуси - водители, значительно лучше мужчин: они более ответственно ведут себя за рулем, не выпирают свою маскулинность, а просто соблюдают правила дорожного движения.

А вот что касается самих мужчин, то у нас, к сожалению, произошла какая-то их трансформация. С 35-ти лет белорусский мужчина превращается в человека, который на всех вокруг обижаться, со всеми ругаться и, как правило, садится на стакан. В этой ситуации женщине не остается ничего другого, как пытаться управлять всем самостоятельно.

- В чем причина такого поведения мужчин?

- У белорусского мужчины масса амбиций, реализовать которые, к сожалению, он не может: существует множество барьеров для его развития и самореализации, например, для ведения собственного бизнеса. А самооценка у белоруса высокая, и очевидно, что он часто переоценивает свои силы. Оказывается, что раньше проблем с самореализацией не было, потому что он играл по всем социальным правилам.

А потом приходит какой-то критический момент, когда масса мужчин, начиная где-то с 35-ти лет, делается тряпками, безработными алкоголиками, которые де-факто живут за счет своих слабых половин. И слабый пол становится сильным, часто благодаря своей способности договариваться и полюбовно решать вопросы. Поймите еще одну вещь: женщине проще - она ​​гибкая. В Дао Дэ Дин написано: "Сила - в слабости". Если дерево становится твердым и окостеневают, оно ломается под ветром, а если оно гибкое, мягкое - ветер него не сломает. Вот мужики в 35 лет в Беларуси делаются закостеневшим, в первую очередь в своих взглядах, поведении - и ломаются. А женщины сохраняют гибкость. Кроме того, они меньше пьют.

- Как можно объяснить такую ​​массовую деградацию белорусов? Это повальная боязнь всего вокруг и нелюбовь к себе?

- Да. Я бы сказал, что мы больны автоксенофобией, это означает нашу нелюбовь к самим себе. Белорусы не любят белорусов. На практике это выглядит так: мы приезжаем, допустим, в Турцию, видим соотечественников и стремимся максимально от них дистанцироваться. То же самое в России, где можно услышать массу историй типа "мы этот отель не любим, потому что там много русских". Автоксенофобия в нашем случае происходит из-за того, что никаких белорусов как единство людей не существует. Есть просто масса социальных групп, каждая из которых очень сильно друг от друга отличается, что порождает между ними взаимную неприязнь.

- Но белорусский нация отчасти является деревенской: наши городские традиции еще очень молоды и слабо развиты. Насколько важную роль в нетерпимости играет наша крестьянская культура?

- Думаю, сельские корни во многом определяют наше поведение и мышление. Поясню на примере. Я знаком с некоторыми литовскими музыкантами. Мы с ними как-то говорили о том, почему в Литве все музыканты говорят друг о друге очень хорошо, помогают друг другу, между ними нет зависти и противостояния. Они рассказали, что еще совсем недавно, при жизни предыдущего поколения, такой солидарности не существовало. И такая разница в поведении, по их мнению, объясняется именно развитием городской культуры: она подразумевает большую терпимость, большую готовность помочь друг другу, потому что город - это цех, а деревня - это поле. В отношении цеха интересно помочь друг другу, а в отношении поля интересно друг у друга забрать кусок земли при разделе. То же самое и у нас: эта важная разница является определяющей и в вопросах нашей терпимости к другим и самим себе.

- Нужно ли в нашем случае развивать городскую культуру и как это делать?

- Мне кажется, город - это университет, где все разные и при этом учатся мирно сосуществовать. Город - это смешивание различных вкусов, стилей, интересов, это место, где происходит множество событий, в том числе культурных. Попадая в такое окружение, человек развивается и раскрепощается, становится более свободным и терпимым к другим, так же повышается общий уровень его культуры.

Сейчас идут процессы активного роста белорусских городов. В 1977 году в городе Минске проживало 200 тыс. человек, сейчас живет 2 млн, а через 10 лет, наверное, будет жить 3 млн. Чем больше делается Минск, чем больше белорусов живет в городах, видя новое и интересное, тем меньше остается нетерпимости и деревенского полевого мышления. С точки зрения того, что город сам по себе развивает, учит, делает нас более открытыми, это очень позитивное явление.

- Существует ли в Беларуси элита, которая может менять ситуацию, способствовать развитию городской культуры и толерантности? Кого сегодня можно назвать белорусским элитой?

- К вопросу о элите: белорусский нетерпимость связана как раз со страхом и нелюбовью к интеллигентным и образованным людям. Специфика белорусского общества заключается в том, что интеллектуальная элита никак не влияет на решения, принимаемые в экономике, политике и общественной жизни. Поэтому наша элита - это некая автономизированное сообщество людей, которые знают, как что-то можно сделать правильно, но у них нет для этого полномочий. И им остается только сокрушаться у себя в блогах на тему очередного конкретного беспредела властей.

В Литве, допустим, общество построенное как раз наоборот: каждый доктор наук имеет статус советника какого-нибудь депутата. У нас же тот факт, что ты прочитал много книг, скорее является поводом дать тебе по морде, чем порождает какое-то доверие к тебе.

- Как знания и общая культура могут влиять на культуру терпимости, формировать ее?

- Думаю, терпимость и знания не связаны друг с другом напрямую. В качестве доказательства можно привести тот факт, что решимость в Европе достигло наивысшего всплеска раз во времена Просвещения, когда писались научные трактаты, жило множество выдающихся умов.

Мне нравится буддистский выражение на этот счет: "Вот есть ум, и разум умирает с телом. Есть сердце, которое знает, как надо поступать, и которое знает, чего можно бояться, а чего нельзя ". Итак, знания, которые исходят от ума, в этическом плане ничему не научат. Развивать терпимость способны только определенного рода знания, которые имеют какую-то моральную и этическую подоплеку. Но то, что отсутствие терпимости обусловлена ​​лишь незнанием - упрощенное, неглубокое понимание этой связи. Такой подход опровергает и развитие интернета: мы видим, насколько знания сегодня доступны, но разве интернет-культура показывает нам примеры терпимости? Наоборот, она меганетерпимая, она похожа на драку кабанов.



- Давайте попробуем подытожить: причины нетерпимости белорусов - это ..?

- Первое - опыт жизни в партизанах последние 300 лет с таким мировоззрением: "Я никому не доверяю, мой сосед либо бунтарь, либо полицай", другого не дано. Второй фактор - это деревенские корни и полевой тип мышления. Третий фактор - отсутствие другого (с большой буквы "И"). Четвертый фактор - это, наверное, низкий уровень общей культуры.

- Что должно произойти, чтобы белорусы начали хорошо относиться к людям, отличающимся от них?

- Надо, чтобы сюда приехало большое количество различных этнических групп и чтобы эти чужие нам люди как минимум 100 лет "паварылися" с местным населением в одном котле. В результате возникнет и толерантность, и терпимость, и отсутствие боязни к другим. Теперь же представители других культур являются здесь на секунду, исчезают и оставляют после себя такое ощущение, будто в деревню приехал некий горожанин, мелькнул на своей тачке и исчез. А вот если бы этот условный горожанин поселился там и стал фермером, пожил сто лет, родил детей, то его дети и дети его детей были бы уже «своими». Но тоже не факт: они станут "своими", но общая нетерпимость к новым Другим останется. Все же, мне кажется, культура терпимости будет формироваться у нас с ростом городов, развитием в них культурного движения и социальной активности. Город в нашем случае - большая польза.

Анна Трубачева, Екатерина Климко
Фото Александра Tarantino Ждановича