Загадка для Олега Неменского

На модерации Отложенный

Русофобия. страшное обвинение, которым на всем российском информационном пространстве разбрасываются все кому не лень. В чем суть русофобии ? Конечно, в ненависти к русскому народу. А если разобраться ? Кто на самом деле ненавидит русский народ, тот кто говорит о нем правду или тот, кто распространяет ложь сознательно или не сознательно. Попыткой понять это и является нижеследующая статья.

 

                                                                                              И там, в дерьме из пакостного зада,

                                                                                              Да сварят языки клеветников.

                                                                                                                               Франсуа Вийон

 

На 2015 намечен «перекрестный год» Польши в России и наоборот. С какими чувствами, настроениями, багажом мы подходим к этому важному событию в непростых взаимоотношениях наших народов. Готовы ли мы ( и они !) к диалогу, начинающему процесс устранения взаимных обид и оскорблений, накопившихся за целое тысячелетие нашего соседства ? Открываем «Литературную газету» ( № 7 за 20-26 февраля 2013 г. ) и читаем заметку некоего Олега Неменского «Загадка для поляков»:

«Разве что имеется уходящее корнями в панславизм чувство заочной симпатии к «братскому славянскому народу» — точнее запрос на такую симпатию».

Вроде бы ничего особенного. Хотя чувствуется некоторая ирония, и даже скрытая издевка. Как бы все «братские» славянские народы равны, но некоторые все же равнее. И если копнуть глубже, то можно понять причины этой иронии. Панславизм ведь панславизму рознь. Имели место «в качестве промежуточных — модели, санкционирующие близость избранных славянских народов, которые могли оправдать даже борьбу с другими славянами ( дискуссии о белорусах и украинцах в отношениях России с Польшей … ) [1, с. 11] ( Это, кстати, как раз та самая область, где и призван вроде бы быть специалистом наш «литератор», в смысле автор «Литературной газеты». ) Здесь уместно вспомнить стихотворение Пушкина «Клеветникам России», которое написано под диктовку стукача III-го отделения Фаддея Булгарина. [1, с. 21 и след.] «Западно-европейские «клеветники» лишний раз посрамлялись: подавление польского восстания толкуется не как имперская агрессия России против польского народа, а как «семейная вражда»:

Оставьте: это спор славян между собою,

Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,

Вопрос, которого не разрешите вы.

Конструкт получился убедительным». [1, с. 35] Убедительным, но бесперспективным. Бесперспективным именно в плане налаживания двусторонних взаимоотношений. Пушкин писал П.А. Вяземскому1 июня 1831 г. из Царского Села в Москву: «Но все-таки их надобно задушить, и ваша медленность мучительна. Для нас мятеж Польши есть дело семейственное, старинная, наследственная распря; мы не можем судить ее по впечатлениям европейским, каков бы ни был, впрочем, наш образ мыслей». Как это можно совместить с его же призывами именно к славянским народам:

Когда народы, распри позабыв,

В великую семью соединятся.

Позабудешь тут такое ! Так позабывать нужно распри или их плодить ? В этой связи вспоминается бессмертное пушкинское: «Души прекрасные порывы..». Так душить или соединяться ? «По словам признанного эксперта А.Н. Пыпина, «славянское возрождение» есть один из сильных фактов общеевропейского прогресса; это — естественное и глубокое применение европейской идеи, которое таким образом может свидетельствовать, что славянство — не какая-нибудь новая орда, грозящая потопить европейскую цивилизацию, а такое же европейское племя, а такое же европейское племя, возбужденное духом времени и стремящееся войти в круг этой цивилизации с тем сознанием человеческого достоинства, какое прививается европейской образованностью». [1, с. 10]   ( Заметьте, что Пушкин призывал всех, вне зависимости от взглядов, объединиться для подавления «польского бунта» !) А теперь Польша вместе с Чехией и Словакией входит в Вышеградскую четверку, а Россия в какую семью народов входит ? В семью с «последним диктатором Европы» и насильно милой Украиной ? Ах, еще Казахстан, который играет ведущую роль в этой семье ( что нас искренне радует ), т.к. единственный обладает инновационным потенциалом . И еще: Венесуэла, Иран, Сирия, КНДР и некоторые другие «страны-изгои». «Святое семейство», прямо-таки.

Дальше больше ( в смысле хуже ):

«Мы привыкли к диалогу с великими европейскими культурами — прежде всего английской, французской, немецкой, испанской и итальянской, а польская до такого статуса по своим масштабам явно недотягивает».

Да это так, но в результате чего это стало возможным ? В результате европейского интеллектуального выбора России. [2] Не будь этого выбора великая русская культура просто не состоялась бы, несмотря даже на свой очевидно христианский характер. А первым проводником европейского влияния в России была именно Польша. Как хорошо помнить своих последних учителей и забыть первую учительницу, научившую самим основам, базовым понятиям. Историческая неблагодарность получается. Как будто специально для нашего невежды К.Н.

Леонтьев, один из самых выдающихся идеологов славянофильства написал еще 100 лет назад: «Европейское влияние ( польское, голландское, шведское, немецкое, французское ) в XVII и потом в XVIII веке играли ту же роль ( хотя и действовали гораздо глубже ), какую играли Византия и древний эллинизм в XV и XVI веках на Западе». [3, с. 21] Видите, на первое место поставлено именно польское влияние !? Вам мракобесам нужно знать ваших классиков мракобесия.

Еще дальше ( в смысле еще хуже ):

«Многовековая неудача культуртрегерской миссии «на Востоке» — один из основных и самых болезненных польских комплексов».

Это очевидно так. Но в чем причина неудачи этой миссии ? Только ли в интеллектуальной и культурной несостоятельности Польши ? Нет, в первую очередь это трагедия самой России, т.к. она не захотела понять и принять польскую культуру, а в ее лице и европейскую. «Невегласие та почва, на которой произрастала русская философия. Не природная тупость русского в философии, … не отсутствие живых творческих сил, как свидетельствует вся русская литература, не недостаток чутья, как доказывает все русское искусство, не неспособность к научному аскетизму и самопожертвованию, как раскрывает нам история русской науки, а исключительно невежество не позволяло русскому духу углубить в себе до всеобщего сознания европейскую философскую рефлексию». [6, с. 255-256] Вот истинная причина неудачи польской миссии ! И кто сможет после этого заподозрить Густава Густавовича Шпета, автора этой цитаты, в русофобии ?

И уже совсем ни в какие ворота:

«Ну а для нас идея «пойти учиться к полякам» звучит уж вовсе абсурдно. Традиционное польское восприятие русских земель как пространства колонизации и культурного освоения русским людям и непонятно, и смешно».

От этих слов ничем иным кроме презрения к польскому народу не веет. Тем не менее Польша обеспечивала более высокий уровень культуры народов на колонизированных ей восточных землях ( Kresy Wschodnie ). Магдебургское право, Литовский статут и другие правовые практики обеспечивали высочайшую для того времени личную защищенность и гарантии свободы хозяйственной деятельности на этих территориях. Россия же захватив   ( «воссоединив» ) эти земли разрушила всю эту европейскость в пользу чиновничьего произвола, что откинуло эти территории на столетия назад в своем развитии. В советских учебниках истории детям внедрялась мысль о «прогрессивности» захвата этих земель, но в сугубо научной литературе признавалось: «Разделы прервали эту деятельность и в целом задержали рост промышленности и ход промышленного переворота на различных польских землях». [5, с. 58] Недаром сами поляки в случае конфликтов с русскими властями предпочитали жить в австрийской части Украины, признавая этим косвенно, что данные территории более свободны и пригодны для проживания, чем оккупированная Россией Родина. Вам по прежнему смешно ? Но причины для смеха больше нет, если, конечно, исключить невежество, а смех без причины… Смех в данном случае это подчеркивание победы русского варварства над польской ( и косвенно европейской (!)) цивилизованностью. Это тем более постыдно, что смеяться Россию научила Польша. [4] Угодно гордиться варварством ? Только в путь. Но над кем смеетесь, господа ? Над собой смеетесь ?

И еще. Для кого это для вас ? Для русского хама и невежды, о котором предупреждал Н.А. Бердяев ? Польша для России опять в авангарде культуры и цивилизации. Она первая скинула тоталитаризм и сделала это гораздо более последовательно чем Россия. В результате Польша член Евросоюза, т.е. часть той самой западноевропейской цивилизации, а Россия оказалась неспособной ни к какому позитивному развитию, превратившись в международное пугало своей неприкрытой гомофобией, подавлением политических прав и свобод и «новым средневековьем». Так откуда такое высокомерие ? Неужели от большого ума ? Нет, наверно, от магического словечка: «Хас» !

В общем невежество «уважаемого» «литератора» зашкаливает, хорошо что внизу заметки написано: «точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции» ( т.е. типа мы пробный шар пустили и смотрим проглотите вы его или нет ). Можно ли дыша такой ненавистью и злобой к другому народу, говорить о налаживании хоть каких-то отношений, не говоря уже о добрососедстве ? Не пытаясь преодолеть стереотипы и взаимные мифы, а занимаясь их расширенным воспроизводством, как в качественном, так и в количественном отношении. Не дает покоя панславистский имперский эгрегор ? Комплекс «старшего брата» ? Типа нас больше, как пишет Пушкин в цитированном выше стихотворении, значит мы правы ! Вдумайтесь, эту ахинею пишет российский политолог и историк, научный ( научный (!), а не публицистический ) сотрудник Института славяноведения ( может опечатка: славяноедения ?) РАН, сотрудник Центра украинистики и белорусистики МГУ, старший научный сотрудник Российского института стратегических исследований. Интересно какую стратегию он может предложить ? Порабощения польского народа ? Нет, скорее физического уничтожения, т.к. ни один, даже очень преданный ( и не раз (!)) раб не стерпит таких оскорблений, издевательств и унижения национального достоинства. Всю эту белиберду можно воспринимать только как пощечину польскому народу, накануне года дружбы ( можно ли придумать лучшее начало ?). Дескать стерпят или проглотят ? А может проще пнуть этого «литератора», оказывающего медвежью услугу русскому народу, как шелудивого пса ?

 

[1] Кацис Л.Ф., Одесский М.П. «Славянская взаимность»: Модель и топика. Очерки. - М.: Издательский дом «Регнум», 2011. - 314 с.

[2] Киселева М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII века: от древнерусской книжности к европейской учености. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 472 с., ил.

[3] Леонтьев К.Н. Избранное. – М.: «Рарогъ», «Московский рабочий», 1993. – 400 с.

[4] Малэк Э.Единство в смехе. О некоторых аспектах польско-русских литературных связей XVII –начала XIX вв. ( с. 84-102 ) // Культурные связи России и Польши XI – XX вв. – М.:УРСС, 1998. – 216 с.

[5] Польша на путях развития и утверждения капитализма. Конец XVIII – XIX в. / Ред. кол.: С.М.Фалькович ( отв. ред. ), Л.А. Обушенкова, Б.Ф. Стахеев. – М.: «Наука», 1984. – 296 с.

[6]Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии ( с. 217-578) / В кн.: Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. – Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1991. – 592 с.