Появилось у нас 2 таджика. Скромные, работящие, испуганные.
На модерации
Отложенный
Студия 4 года снимала помещение в заводском районе Москвы. Это два пустых заводских ангара с подвалами и разными вагончиками.
Начало.
Первый год, помню, появилось у нас 2 таджика. Скромные, работящие, испуганные. Делали чёрную работу. Жили неизвестно где. Пока их было мало, таджиков вроде как жалели, подкармливали. Так как регистрация дело хлопотное, то подрядились они жить в подвалах. Благо места по началу было полно. И руководству они были весьма выгодны. Ни те договора, никаких документов. Ни регистрации вообще. Наняли на работу работящих бомжей на копеечную зарплату, за которую уважающий себя москвич не стал бы работать никогда.
Зарплату немного компенсировали подкормкой в местном кафе. Таджикам это было выгодно. Видно на родине ещё хуже.
Далее их количество увеличилось в геометрической прогрессии.
Происходило это просто. Первый приводил какую неб. свою родственницу сыновей, жён, племянников и слёзно уговаривал директора, её взять на любую работу. Ну хоть уборщицей. Ну хоть кем… Клялся Аллахом что проблем не будет. Всё дела с пропиской и проживанием решают сами и т. д. На работу брали, а как не брать такую рабсилу.
За 3 года моей работы их количество от 2 человек увеличилось до 20.
И тут начались проблемы.
Т.е. все рабочие и водители были таджики. Более того руководство начало назначать их на другие, более продвинутые должности, которые требовали бумажной отчётности и заполнения документов на русском языке.
На каждой студии есть постановочный или реквизиторский цех. Ревизиторы всегда были люди продвинутые с соответствующим образованием и оплатой. Руководство в некий момент решило что с этой работой могут справиться и гастарбайтеры. Уволили всех реквизиторов и их место заняли «муджахеды» (к тому времени их уже так называли, за моду у молодых людей носить короткие бородки, да и за внешнюю схожесть). Охранники тоже стали таджиками.
И, естественно, все из одного клана, одной семьи. Полная круговая порука.
Как муждахеды заполняли документы. Это был концерт ещё тот. Двое рабочих пишут вордовский или экселевский файл, часа два, постепенно нажимая на клавиши и помогая друг другу вспоминать русские слова и формулировать предложения. При этом разговаривали они при этом на своём языке. Документы получались такие, что без слёз не глянешь. Любой москвич справился бы с этой задачей за 5 мин. Но ему же надо было платить от 30 до 50 тыс. на этой должности. А Махмуду, вполне хватало и 10.
Когда их было мало, они вели себя весьма скромно. Когда их стало много, они начали заметно наглеть к другому персоналу. И это понятно. Таджики выступали сплочённо, держать друг за друга. Наглели они конечно весьма избирательно, только по отношению к разным техническим служащим женщинам и т. д. По отношению к начальству они вели себя подобострастно. К тому же, директор использовал их как стукачей. Таджики докладывали все, что было на работе, кто когда пришёл, что принёс, что сказал и как себя вёл…
При конфликте местного с таджиком расклад был не в пользу местного. Так как за таджиком тут же вырастала компания 5-6 человек. А за местным – никого. На этом конфликт исчерпывался. В отместку, рабочие могли незаметно поцарапать автомобиль или проколоть шину, того кто накатывал на «моджахедов».
Развитие.
Студия столкнулась с тотальным воровством. Пропадало всё мало-мальски значимое. Авторучки, бумага, фотоаппараты, ноутбуки, сумки, камеры, кабеля, штативы, даже мебель. Зачем? И, самое интересное, никого на этом нельзя было поймать. Всё растворялось каким-то неестественным образом.
Пример:
Одна девушка, второй режиссёр, принесла из дома свой медный подсвечник на съёмки, в качестве реквизита. Вещь не дорогая, но памятная. Я предупредил, её – «крадут, будь осторожна, следи за вещами!». Она следила, чуть ли не выпускала из рук, положила в пакет, засунула в сумку и задвинула в автомобиль подальше. Украли. Добрались до сумки - достали из пакета. Кому, спрашивается, нужен был это медны подсвечник, весом 2 кг? Ясно зачем. Лом, цветной металл. Вызывает директор моджахедов. Где подсвечник? Они все как один, клянутся Аллахом и всеми пророками – не брали, не знали не видели, не помышляли, вообще рядом не стояли. И вообще были в другом месте. И свидетели есть. Один таджик видел другого.
Другой раз, моджахед, выломал фомкой сейф с 10 тыс. евро (по словам продюсера) и ушёл с ним. Камеры видеонаблюдения – это всё хорошо зафиксировали. Но он даже не прятался. Уверенно, довольно и радостно шёл с сейфом, через проходную, даже ручкой помахал на прощание.
Милицию, конечно, не вызывали.
Другие аспекты столкновения культур не менее интересны.
К примеру, наши нежные девушки, привыкшие к тому, что им мальчики уступаю место и дают право прохода, и часто помогают им в работе, не могут требовать это от таджикских юношей.
Случай. Поспорили, якобы, из-за подушки, на которой сидят в перерывах. Якобы, рабочий отобрал подушку у девушки и сам на ней уселся. Типа он старше и мужчина. Та его обозвала козлом. Если на месте таджикского рабочего был бы москвич - он бы не предал этому огромного значения. Его козлом хоть сто раз обзови.
Девушка не учла злопамятность, и коварство восточной души. На следующий день, рабочий выследил девушку, когда та была одна. И захотел «поговорить». Девушка отказалась обсуждать прошедшее. В отместку за оскорбление, рабочий стал пинать девушку ногами. Народ прибежал, быстренько всех разняли.
Но более удивило, поведение заинтересованных лиц. Никто не вступился, не вызвал милицию. Даже должного "втыка" со стороны администрации по факту избиения сделано не было.
А что делать? Милиция – это расследование. Сразу вскроется факт присутствия нелегалов, чёрная зарплата, непрофильное использование помещения и т. д. и т. п. как снежный ком. Остаётся только всех разогнать или посадить. Поэтому все конфликты администрацией тихо давились внутри. Девушку или уволили или она сама уволилась , не знаю. Больше я её не видел.
Музыку рабочие всегда слушают на полной громкости. Какую неб национальную или русскую попсу. Нет, чтобы чуть-чуть для себя. Такое у них не принято. Раз они включают музыку, значит её должны слышать все. Включая окрестности. И искренне удивляются, как это может кому-то ненравиться.
Промежуточного значения громкости для них нет. Раз есть регулятор, то его надо выкрутить на полную мощность. А как же иначе. Зачем слушать?
Если кто-то обладающий «влиянием и уважением» для них, гаркнет на них чтобы они сделали потише - то они её незамедлительно выключат. К примеру, директор или продюсер. Если это сделает кто-то другой, то они ещё могут вступить в дискуссию на тему - "а что, ненравитя-мешаем". Но музыку не выключат. Или сделают потише , но так чуть-чуть, почти незаметно для слуха. То есть немножко отвернут от максиума. Музыка всё равно будет орать.
Если попросить их несколько раз с дискуссией "ненравитя-мешаем", то можно добиться уменьшения громкости до желаемого эффекта. Только так. По прошествии небольшого времени, видя что никто к ним не пристаёт, они вернут громкость на максимум.
Организация «моджахедов».
Таджики у нас были жёстко организованны. Во главе клана, стоял так называемый «аксакал». Скорее не по интеллектуальному уровню, а по старшинству. Он нанимал на работу новых «родственников» принимал от них мзду за то, что они находятся в его клане. Он же разговаривал с администрацией, решал все конфликты в «семье» и вступался за своих. Далее всё проходило по старшинству. Младший по возрасту подчинялся старшему. Женщины слушали мужчин. С русскими женщины не разговаривали вообще. Они все работали уборщицами. Просто «здрасте» и «до свидания». Тихо мыли полы и не во что не встревали. Дети старались выглядеть старше, и начинали отращивать бороды, которые у них начинали расти, кажется где-то с 13 лет.
Любое слово- замечание сказанное одному, как по сообщающимся сосудам, быстро передавалась всем. И через минуту видишь, что уже все рабочие на тебя смотрят как-то косо, напряжённо.
Кульминация.
Местные специалисты, конечно, увольнялись, на их место приходили новые. Была естественная текучка и заменяемость кадров. А таджики оставались одни и те же. Медленно прибывая в числе. Они были постоянны, как аксакалы, чувствовали себя в своей тарелке, давали указания и учили «молодых». У них была «крыша» в виде администрации. Они знали, что с ними ничего нельзя сделать. Они выгодны. Пока они выгодны, за них держаться и в обиду не дадут.
Такое положение провоцировало безнаказанность рабочих и конфликты с местными.
Местные не всё спускали с рук. Пошли кляузы и анонимки, сначала в местное отделение УФМС, потом в городское. О каждом таком письме, каким-то неведомым образом, становилось известно дирекции. После каждой анонимки, администратор бегал по этажам пытался искать – кто это сделал. Не находил. Зато начались "проверки". Почему в кавычках.
Потому что проверками – это назвать сложно. Так как тому же УФМС, гораздо лучше проверять какую либо общагу, или стройплощадку, где работают тысячи, нежели тощую студию.
Выглядело это так: Заблаговременно о проверках становилось известно руководству. Таджики в этот день перелезали через забор и прятались там. Приходил какой-то странный тип, разговаривал с администрацией, получал мзду и уходил. На этом всё заканчивалось. Жизнь возвращалась на круги своя.
Однако количество анонимок росло. Даже кто-то, из бывших сотрудников, кому уже нечего терять на этой работе, написал в блог мэру или президенту. Вероятно, заметили. А это уже, как вы понимает, прецедент. Надо было кому-то принимать меры. Рабочие вели себя разнузданно, возникали драки с привлечением милиции (теперь полиции). Это уже трудно было скрыть. Городское УФМС тоже потянулось с «проверкой». И тоже хотело мзду. Вероятно мзду хотела не малую, каждый раз увеличивая размер отката.
Через некоторое время «цифры перестали сходиться». Выгода от содержания малооплачиваемых «спецов» исчезла. Откаты перекрыли доход.
Было принято решение о реорганизации.
Уволили таджиков буквально в один день. На их места были наняты москвичи.
Таджики конечно, сопротивлялись, не хотели уходить с насиженного места. Но что они могли? Уговаривать руководство, клясться Аллахом, предлагать некую мзду продюсеру, говорить что, «больше никто нигде и никогда»… Ничего не помогло. Все исчезли резко и быстро. Оставался только один таджик, более - мене вменяемый, у которого единственно была белая регистрация. Но после он тоже ушёл сам. Воровство и конфликты на студии просто упали на порядок и свелись к миниуму.
Никого не осталось.«Моджахеды» ушли и кажется навсегда. Хотя...
------------------------------ Fred Yurlis # ответил на комментарий Trust Trust 12:42 -
------------------------------- Green Fox # ответил на комментарий дмитрий потапов 05:10 -
------------------------------- Слово Голос # ответил на комментарий Green Fox 10:11 -
----------------------------Янус Скабичевский # ответил на комментарий Green Fox 2011, 13:51
--------------------------------- Ангелина Спивакова # ответила на комментарий
------------------------------------- Александр Беликов Против рейтинга # написал комментарий -
------------------------------------ Александр Уваров # написал комментарий 18:56 -
------------------------------------- Русь Изначальная # ответила на комментарий Александр Уваров
-----------------------------------
Сергей Терешкин # написал комментарий
--------------------------------------- Genrih 02 # написал комментарий -
-------------------------------- Юлия Жекю # написала комментарий
---------------------------------------------- gulya583 # написал комментарий , 14:54
---------------------------------- Аркадий Осипов # написал комментарий 22 июня 2011, 23:00 -
Комментарии