Британцы, которые в этом году председательствуют в «большой восьмерке», символично устроили ее саммит в Ольстере. Там, где много десятков лет убивали друг друга католики и протестанты. С жестоким терроризмом,с одной стороны, и не менее жестоким военно-полицейским подавлением, с другой.
Это все равно, как если бы Россия в будущем году решила принять партнеров по «восьмерке» в Урус-Мартане, а не в послеолимпийском Сочи...
Правительство Дэвида Кэмерона, организовав встречу в гольф-клубе на заливе Лох-Эрн, тем самым хотело заявить, что североирландская эпопея закончена и любой конфликт в современном мире решаем при наличии политической воли.
Шестнадцатилетняя школьница Ханна Нельсон из Белфаста, которая в виде приветствия заокеанскому гостю Бараку Обаме прочла с трибуны свое сочинение на эту тему, сказала то, чего не говорили государственные лидеры. Она сказала, что устойчивый мир возможен только когда люди оценивают друг друга в личном качестве, а не по ярлыкам стаи – религиозной, этнической, государственной... Когда каждый человек имеет право на уникальную идентичность, а остальные уважают это. Она говорила о толерантности, которой не хватало у отцов, и о борьбе против предрассудков, которыми пропитано уходящее поколение...
Совещание лидеров «восьмерки» показало, что и они еще не доросли до мышления шестнадцатилетних школьниц Ольстера, а в мире много мест, которые отстали от Северной Ирландии на десятилетия и даже века. Там, где «единица – ноль, единица – вздор», где нетерпимость - доблесть...
Как часто бывает на саммитах «восьмерки», основная повестка дня - экономические, гуманитарные и глобальные проблемы – осталась фоном, на котором решается нечто актуальное, горячее. В том числе на двусторонних встречах. На сей раз «горячим» был выход из сирийского кризиса.
Результат очень скромный. Гора родила мышь. Руководители США, России, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады и Японии смогли лишь подтвердить наименьший общий знаменатель их позиций, который известен давно.
В то время как за два с лишним года война в Сирии унесла 93 тысячи жизней, изгнала из дома миллионы людей, начала расползаться на соседние страны. В то время как конфликт вырос из мирных антиправительственных демонстраций с требованием отставки Башара Асада в гражданскую войну, которой все больше пользуются радикальные исламские группировки. Была бы война, а уж всегда найдутся те, кто только и ждет повода.
Резолюция «восьмерки» по сирийскому вопросу напоминает человека на сцене, который старается сесть так, чтобы не было видно дырки в штанах. В ней главное - созыв международной конференции в Женеве, с чем уже давно все согласны. Но даже не упоминается имя Асада, с уходом которого есть вероятность решить конфликт.
Как бы ни старались участники строить хорошую мину при плохой игре (экономические и политические интересы обязывают!), посиделки на высшем уровне в Лох-Эрне показали, что «большой восьмерки» нет.
По данным британских дипломатов, руководители семи стран (Германии, США, Канады, Франции, Италии, Японии и Великобритании) собирались было подписать без России отдельную резолюцию, в которой были бы отмечены разногласия по Сирии, а также в области прав человека и демократии. Но не стали этого делать, чтобы не создавать скандала. Соблюли этикет...
Владимир Путин даже этикетом пренебрег. Сразу после принятия беззубой декларации по Сирии он объявил, что Россия продает и будет продавать оружие законному правительству страны.
Международного права она этим формально не нарушает.
«Законное правительство» - это непререкаемый авторитет, а вот оппозиция – это людоед, который пожирает внутренние органы поверженных врагов.
Президенту очень понравился этот образ, к которому он обращался не раз. Мол, все участники городских протестов, требовавшие отставки Асада, это людоеды, пожирающие внутренности врагов. Ну, уж террористы на службе у Аль-Каиды – так это само собой...
Тем не менее, и Россия подписала общую декларацию «восьмерки», призывающую как Дамаск, так и сирийскую оппозицию дистанцироваться от радикальных групп исламистов и террористов Аль-Каиды.
Самый непосредственный из участников, премьер-министр Канады Стивен Харпер, как тот мальчик из сказки Андерсена, воскликнул: «Давайте будем откровенны, то что мы имеем, это «семь плюс один». Он обвинил Владимира Путина в том, что тот поддерживает «головорезов в Дамаске».
Достаточно было взглянуть на лица Путина, Обамы, Кэмерона на пресс-конференциях, чтобы увидеть провал диалога. Кэмерон пытался играть сдержанный нейтралитет хозяина встречи, Обама рассеяно блуждал взглядом где-то в стороне от Путина, в то время как лицо российского президента застыло в холодной маске.
А была ли вообще «большая восьмерка»? Члены элитарного клуба семи индустриально развитых держав в начале 1990-х пригласили наблюдателем на свои саммиты обескровленную после развала СССР, питаемую кредитами МВФ, но обращенную к Западу и демократическим реформам Россию. Авансом, потому что она не отвечала ни одному критерию члена клуба сильнейших, созданного в 1970-х и основанного на принципах демократии и рыночной экономики. Они боялись возвращения к власти коммунистов, хаоса в стране с большим ядерным арсеналом.
Они закрывали глаза даже на неприглядные подробности войны в Чечне. В 1997 году появилась «восьмерка» - Россия присоединилась ко всем дискуссиям, кроме совещаний министров финансов (финансового участия в глобальных делах от нее еще не ждали). В 2002 году надежды были связаны с Путиным, хоть и бывшим агентом КГБ, но окружившим себя либеральными экономистами и протянувшим руку США после нью-йоркских терактов.
Но потом были «дело ЮКОСа» и посадка Ходорковского, разоблачения военных преступлений федералов в Чечне, газовые войны с Украиной, рокировка во власти и «дуумвират», возвращение Путина и усиление антизападной риторики, преследование оппозиции и инакомыслия внутри России, поддержка одиозных режимов во вне...
Изначально главное содержание «восьмерки» - это все же экономика, глобальное управление мировым хозяйством и финансами. В Лох-Эрне произошло знаменательное событие. Глава исполнительной коллегии Евросоюза Жозе Мануэл Баррозу и президент США Барак Обама объявили о начале переговоров по созданию трансатлантической зоны свободной торговли. Она позволит увеличить товарооборот США и Евросоюза на 120 миллиардов евро в год, стимулировать инвестиции по обе стороны океана. Хотя переговоры ожидаются напряженными, Брюссель полон оптимизма и намерен завершить их в 2014 году.
Путин высказался в поддержку нового объединения двух крупнейших в мире рынков. Правда, России в нем опять же места нет, и некоторые европейские обозреватели уже окрестили его «экономическим НАТО».
Аванс начала 1990-х, когда Россию принимали в «восьмерку», надеясь на ее переход в западную систему ценностей, не оправдался. Если верить теории заговоров и предположить, что кто-то в России, вступая в «восьмерку», хотел изнутри подорвать клуб ведущих держав, то ему это в какой-то степени удалось...
Комментарии
Но у русский обух плетью не перешибешь. Стой на своем, Пунит!
Не потому ли Запад так упирается в России - кто угодно, только не Путин!
Пресмыкающихся бьют, уважают только сильных.
танках...)))))))