Современная система безопасности на Балканах и её перспективы

На модерации Отложенный

Граф Герман Кайзерлинг писал: «If the Balkans hadn't existed, they would have been invented». Думается, что комментарии к данному изречению философа излишни. Можно лишь добавить, что на протяжении всей своей истории Балканы играли исключительную роль в развитии не только народов, населяющих этот регион, но едва ли не всего человечества. Причина же кроется, главным образом, в уникальном географическом положении Балкан, придающем региону принципиальную стратегическую важность. Следовательно, контроль над Балканами всегда сулил геополитические выгоды планетарного масштаба. Вот как описывал значимость балканского региона для внешней политики Лондона известный британский публицист Д.Э. Бакер: «Балканы и Малая Азия занимают самую важную стратегическую позицию в мире. Они представляют собой ядро и центр Старого Света, разделяют и одновременно связывают три материка: Европу, Азию и Африку… Балканы и Турция могут быть использованы Англией для ведения войны, а также для торговли. Они расположены в месте, откуда можно угрожать и вести нападение против трёх континентов…».

Балканский регион играет более чем заметную роль и в настоящее время. Этноконфессиональная гетерогенность региона служит причиной того, что сегодня Балканы – одна из наиболее горячих точек мира. Война НАТО против Югославии и последующий Косовский прецедент явились одними из наиболее острых проблем современных международных отношений. Кроме того по сей день на Балканах бытует большое количество других разнородных конфликтов международного характера, что наглядно демонстрирует, что от социально-политической обстановки в регионе зависит без преувеличения судьба всего мира. Если присовокупить к вышесказанному геополитические и геоэкономические амбиции ведущих мировых держав современности в отношении данного региона, по сути, ничем не отличающиеся от тех, что были в прошлые эпохи, можно решительно утверждать, что сегодня Балканы ничуть не утратили своей исключительной роли в системе геостратегических точек мира.

Из вышесказанного явствует, что ответственность за обеспечение безопасности на Балканах лежит не только на самих балканских государствах, но и на ведущих мировых акторах. И, принимая во внимание тот факт, что между самими балканскими странами данная ответственность реализуется крайне безуспешно ввиду наличия многочисленных межнациональных конфликтов, а также ряда внегосударственных проблем региона (к примеру, организованная преступность, принявшая за последние два десятилетия ужасающий масштаб), современная система безопасности Балкан практически всецело зиждется на политических (а иногда и военных, например, «Война НАТО против Югославии») инициативах ведущих мировых игроков, представленных в настоящее время главным образом Евросоюзом и НАТО.

Деятельность Североатлантического альянса последних двух десятилетий на Балканах вынуждает признать данный международный актор наиболее эффективным среди прочих. Сегодня НАТО меньше всего подпадает под критерий внерегионального актора Балкан, поскольку с присоединением к альянсу 2009 году Хорватии и Албании балканских стран не членов НАТО стало меньшинство (4 против 8). В сущности, вопрос принадлежности балканских стран к той или иной достаточно авторитетной международной или региональной структуре безопасности зачастую воспринимается как залог их защищённости.

На самом деле это не совсем так, поскольку, само такое членство не гарантирует отсутствия противоречий и конфликтов между странами внутри данной структуры. Наглядным примером служит длящийся не один десяток лет «Эгейский спор» между Грецией и Турцией – полноправными членами Североатлантического альянса с 1952 года, приводивший, в том числе и к человеческим жертвам. А что, если в будущем все балканские государства станут членами НАТО? Ведь в отношении Македонии, Боснии и Герцеговины и Черногории уже реализуется план действий по их членству в альянсе. Устранит ли это межнациональное напряжение в регионе? Греко-турецкий пример снимает данный вопрос. Против НАТО в качестве залога стабильности в балканском регионе в обозримой перспективе также выступает ещё один фактор – всё ещё значительная обида самого многочисленного среди южнославянских и одного из самых многочисленных среди балканских народов – сербов. Однако, учитывая существенные подвижки в этом вопросе последних лет (получение Белградом в 2012 году официального статуса кандидата на вступление в ЕС), можно утверждать о наличии тенденции к устранению данной обиды, по крайней мере, у значительной части населения Сербии.

Что касается политики Евросоюза в балканском регионе, то она в отличие от НАТО направлена исключительно на обеспечение безопасности стран-членов союза, коих в регионе с 2007 года 5 (против 6 не членов ЕС). В настоящее время данная деятельность ЕС реализуется в рамках инициативы европейской Политики общей безопасности и обороны (European Security and Defence Policy). Несмотря на то, что данная инициатива не предполагает создание какой-либо европейской армии, она подвергается существенной критике со стороны США. Вашингтон легко понять, ведь любые старания объединённой Европы по созданию собственной системы безопасности неизбежно девальвируют основополагающие принципы НАТО. Таким образом, сегодняшние усилия ЕС и НАТО на Балканах в сфере обеспечения безопасности скорее мешают и противоречат друг другу, нежели взаимодополняют. В данной связи достаточно радужными представляются перспективы ОБСЕ, объединяющей не только все европейские страны вместе с РФ, но и США и Канаду. К сожалению, в настоящее время потенциал ОБСЕ незаслуженно недооценён, и деятельность внутри организации фактически сведена к взаимной критике стран-членов.

Наряду с членством в вышеназванных структурах с целью обеспечения безопасности на Балканах, что, как мы выяснили, является малоэффективным, существует также фактор постепенного роста экономической взаимозависимости между государствами региона. Взаимовыгодные экономические проекты, несомненно, значительно снизят градус политической напряжённости между балканскими странами. В данной связи значительна роль России с её проектами доставки своих энергоносителей в Западную Европу через территорию Балкан. Это, прежде всего, масштабный проект газопровода «Южный поток», реализация которого началась в декабре 2012 года. Думается, что будущее балканской системы безопасности именно за реализацией подобных проектов с привлечением максимального количества стран региона.