Советский реализм: Жигулевское пиво для Неру
ВАДИМ БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
http://vestnikcivitas.ru/pbls/1720
КУЙБЫШЕВ (САМАРА)
Я был в Куйбышеве в середине 60-х годов в командировке на одном из заводов. Попав в город, зашел в кафе и хотел выпить знаменитого жигулевского пива. Официантка в кафе посмотрела на меня с удивлением: «Вы что — приезжий? Пиво у нас можно достать только в магазине или в ресторанах». И тогда же в кафе посетители мне объяснили, что после беспорядков в городе, случившихся в 62-ом году, пиво больше не продается в розлив, в кафе или в ларьках. (Как и вино в Одессе!)
Потом от разных людей я узнал подробности об этих беспорядках.
Примерно за месяц до них в Куйбышев должны были пожаловать высокие гости: Хрущев и Д.Неру. Намеревались они посетить и знаменитую Куйбышевскую ГЭС им. Ленина, которая находится примерно в 60-ти километрах от Куйбышева. Но почти все избы в деревнях Куйбышевской области были крыты соломой. Как при царе горохе! Когда я впервые, помню, увидел там эти соломенные крыши повсюду, у меня глаза на лоб полезли от удивления. К тому времени я уже много поездил по стране, но нигде такого не видел и не предполагал увидеть!
Так вот, перед приездом Хрущева и Неру по высочайшему повелению из Москвы с заводских строек забрали дефицитный шифер и, сбросив солому, покрыли им крыши всех деревень вдоль шоссе из Куйбышева к ГЭС! Я потом ездил туда и видел, как в деревнях по шоссе среди свежих шиферных крыш изредка темнели пятна старого шифера. На остальных избах, значит, была солома.
Кроме этих «потемкинских» крыш соорудили в столь же спешном порядке на Куйбышевской плотине модерновое кафе «Отдых» с вогнутой к земле (!) крышей. После дождя воду с этой крыши приходилось откачивать насосами! Со всей области в кафе согнали самых смазливых официанток и навезли дефицитной снеди: икру, фрукты и т.д. Но приезд гостей сорвался почему-то. Девушек пришлось распустить по домам, а яства отправили в обкомовскую столовую!
Все это опять же не было новостью для советских людей.
Где-нибудь каждый с подобным сталкивался. И никакой реакции не было, если только ворчание или анекдоты. На этот же раз в городе стало нарастать возмущение. И в этот момент приехал Хрущев, один, без Неру. Приехал и пожелал выступить на митинге. Его пытались осторожно отговорить, но Хрущев любил «побеседовать с народом».
На митинг людей собирали через парткомы, и в первую очередь партийных, «передовиков» производства и т.д. Но позаботились и о войсках, в дополнение к милиции и местным сотрудникам КГБ. Видимо, что-то чувствовали необычное в настроении людей. Солдаты стояли в переулках и дворах вокруг площади, на которой должен был состояться митинг.
Когда Хрущев появился на трибуне и начал говорить, на площади стал нарастать шум, дерзкие возгласы и даже свист. Хрущев сбился, оторопел и, забыв отстраниться от микрофона, с возмущением спросил кого-то из стоявших рядом «отцов» города: «Что за хулиганов вы здесь собрали?!» Вся площадь услышала его вопрос! Понеслись крики, улюлюканье, свист. Хрущев пытался еще что-то кричать в микрофон, по его увели с трибуны, и предложили всем немедленно расходиться, Из переулков вышли войска и стали рассекать и теснить толпу. Было много пострадавших от давки. После этого и запретили в Куйбышеве пиво продавать в розлив!
Помню, как в том самом кафе «Отдых» на плотине Куйбышевской ГЭС один посетитель, тоже, видимо, приезжий, захотел пива. Получив сердитый отказ, попросил вина, но и вина не оказалось. — Что же у вас есть?! — спросил он раздраженно. — Водка есть! - последовал ответ официантки. Водка, видимо, подумал я, по мнению властей, не способствует политическому хулиганству!
Между прочим, узнал я тогда от местных хозяйственных руко¬водителей, что при строительстве плотины (в сталинские времена) вода однажды прорвала временную дамбу, и под ней тогда погибло около тысячи человек, заключенных, строивших Куйбышевскую ГЭС им. Ленина.
Комментарии
Было пиво в наше время,
не то, что нынешнее фекалистое
Побывав полгода на службе в армии, пришел (!!!) я на побывку домой, здесь же, в Омске. Присмотрел вновь построенный 5-этажный домик на месте "соломенных крыш", что напротив моего дома на Проспекте Маркса, и в первом его этаже - шикарный магазинчик. Тут-те бутылочное пиво Жигулевское, Рижское, Ленинградское, изредка пльзеньское. А рядом - бочка с разливным пивом по 22 коп за кружку. Попили, но без всяких задних мыслей. Ну я бывал дома по паре, иногда по четыре раза в неделю: то в увольнении, то в самоволке. Пиво - как пиво, и лучше Жигулевского все равно нет... Двойного золотого не видел ни здесь, ни в других товарных точках с тех пор, как побывал в московском гастрономе № 1 (напротив Госплана) в 1956.
Стою у переходной зебры и под красным светом раздумываю на вольные темы. Смотрю – полицаев навалом явилось, и давай они меня гонять. Туда, дескать, иди, а сюда, дескать, изволь… Куда ж я изволю, если приезжий и ни черта не разбираюсь в заулках? Понаставили они себя вдоль Кутузовского проспекта, а оставшиеся при дороге автомобили поубирали еще с вечера позавчерашнего дня. Или раньше? Нет, это вам не старообрядская затея «Гагарин-Хрущев». Это новая: дорогого по нашим расценкам президента страны бум встречать ладошками. Ждем-с. Не прошло и получаса, как что-то промелькнуло вдоль проспекта: то ли космический аппарат, то ли местный нарушитель дорожных правил. А не более чем через остальные полчаса полицейские тела куда-то рассеялись, и я сумел пойти туда, куда планировал час назад. Правда, забыл, что хотел…
Ладошки не потребовались – остались недоумение и нехорошие чувства.