Проект "Украина после Януковича - уже сегодня" или формула украинской революции.

Всеобщее восхищение неожиданностью событий на улицах Стамбула понятно. Если это произошло неожиданно и быстро "у них", то это так же неожиданно может произойти и в Украине.

Гражданская апатия внезапно пройдет, и режим, который, в отличие от времен правления Эрдогана не блещет ни динамичной экономикой, ни отказом от кредитов МВФ, ни усилением геополитического значения страны, внезапно упадет.

Но в этой неожиданности есть и негатив.

Что именно требуют турецкие протестующие? Понятно, что проблема не только в парке. Протестующих возмутил авторитарный стиль Эрдогана, который, принимая важные решения, уже давно считает ненужным учитывать общественное мнение.

Еще больше возмутило грубое подавление акций протеста полицией. Хронической иллюзией всех диктаторов есть уверенность в том, что подавление силой массовых акций протеста может быть эффективным.

Как раз наоборот - грубые действия полиции мобилизуют, будоражат эмоции, вызывают сочувствие. Так и произошло на площади Таксим в Стамбуле, а затем на улицах других городов.

Но что дальше ждет Турцию?

Как будто действия власти заслуживают того, чтобы она ушла в отставку. Но это требование не было четко обозначено участниками протестов. Слышно ли от протестующих требования, которые бы привели не только к отставке ряда правоохранителей, но и к принципиальной реформе политической системы Турции, институциональной прозрачности и ответственности?

Слышно ли конкретные требования как реформировать полицию? Какой может быть Турция после завершения акций протеста, или, если так случится, - после отставки Эрдогана?

Что означает подрыв авторитета турецкой власти для геополитического будущего региона?

Может ли наконец политически очерченная группа людей, от начала и до конца может ответственно координировать действия протестующих?

Если нет ответов на эти вопросы, то акции протестующих превратятся в бунт - романтический, но одноразовый (как тут не вспомнить стародавнее – «мятеж не может кончится удачей, в противном случае его зовут иначе» – примечание моё М М-З). Те, кто протестуют, о будущем пока молчат. И не потому, что не знают. А потому что неподготовленные. Ибо все произошло неожиданно ...

... Мы с вами уже точно знаем, что происходит в стране, где происходит народная мирная революция, но политики-победители затем не имеют и "зелёного понятия", что нужно делать в постреволюционной стране, чтобы изменения стали неизбежными.

Нынешнее увлечение событиями в Стамбуле с прицелом на «Украину 2015» не имеет смысла, если уже сейчас не выработать понимание и четкий план преобразований в стране после Януковича.

Содержание таких реформ является особенно сложным. В частности, в постсоветской Восточной Европе они произошли по схожей схеме: сначала была коренная реформа государственного аппарата, бескомпромиссная борьба с коррупцией, затем - определение конкурентных преимуществ страны, ее места в мире, а также либерализация национальной экономики, фискальная дисциплина.

Впоследствии - справедливый, с точки зрения общества, перераспределение национального продукта и социальные реформы.

Когда говорят о чьем-то "экономическом чуде", восхищение вызывают не столько сами рецепты "чуда", столько то, что в какой-то стране к власти пришли люди, которые имели ум и свободу те рецепты выполнять.

Те украинцы, которые стремятся добится коренных изменений в стране, должны уже сейчас эти изменения представлять. По крайней мере, обсуждать и навязывать обществу дискурс таких изменений.

Граждане, которые будут бороться за Украину после Януковича, должны четко представлять действия новой власти из самых ее первых дней. И, по крайней мере, три шага к ним нужно делать уже сегодня.


Шаг первый: единая программа реформ. Заголовок единого кандидата от оппозиции на президентских выборах - одна из топовых для политического медиа пространства. Ее обсуждает оппозиция, чтобы подчеркнуть перспективу своего единения, ее обсуждает власть, потому что такого единого кандидата нет.

Украине нужен не столько единый кандидат, сколько единая программа реформ - системных преобразований в стране после Януковича.

Да, у нас на сегодня доминируют лидерские, а не программные партии и электорат воспринимает партии только через призму популярности их лидеров, не интересуясь тонкостями "скучных" партийных программ.

Но новая Украина после Януковича означает и изменение смыслов политики. И тем, кто к этим изменениям стремится, не надо бояться навязывать избирателям не только свои замечательные кандидатуры, а и чудесные изменения, суть которых бывает сложной для восприятия постсоветских отчаявшихся граждан.

Надо говорить о необходимости и детализацию конкретных реформ в стране, не боясь показаться скучным или проиграть популистам.

Наличие единой программы политических сил имеет и инструментальный смысл - она ​​четко покажет демонстративное объединение оппозиционных политических сил, "споры" которых стали излюбленной темой глашатаев Банковой, а подписи под ней всех трех парламентских оппозиционных сил снимут вопросы идеологического радикализма "Свободы" или идеологической бесцветности УДАРа.



Каждая партия, при этом, может и в дальнейшем иметь свою программу. Задача единой программы реформ не столько в том чтобы заменить партийные программы, столько в том, чтобы создать в Украине после Януковича прозрачные условия для свободной политической конкуренции, где бы политики смогли честно бороться за поддержку своих программных принципов.

Такое соревнование возможно лишь тогда, когда будут созданы необратимые институциональные условия для обеспечения базовых политических прав, деолигархиованои конкурентной экономики и цивилизационного европейского выбора.

И именно общее стремление создать такие институты и должно двигать партиями, когда они будут создавать проект Украина после Януковича.

Любое природное стремление партий втиснуть в эту программу только свои приоритеты имеет уступить интересами общества.

Второй шаг: революция в партийных структурах. Проект Украина после Януковича невозможен без участия экспертной среды и гражданского общества. Более того, возможно, именно эти среды и сформируют основы этой программы.

И поэтому партии должны научиться работать с гражданским обществом, представление о котором варьирует от пренебрежительного "они обязаны нас поддержать, потому что мы оппозиция" до совершенно закомплексованного "они нам не друзья, потому что они нас" мочат ".

Так, члены парламентских партий очень осторожно относятся к привлечению представителей гражданского общества к совместных акций, особенно в свои ряды, потому что видят в них потенциальных конкурентов лично для себя.

В свою очередь, лидеры беспартийных сред часто пренебрегают парламентскими партиями за их "тушки", истории поражений, низменные ссоры, потерянные шансы и нежелание превращать революцию на принцип жизни, а не пиара.

Но новая Украина после Януковича означает и новые принципы в отношениях между общественностью и гражданами. Эти принципы - постоянный диалог, умение слышать собственных избирателей, экспертов и общественных деятелей ежедневно, но не только во время выборов.

Революция в стране должна начаться с революции в партийных рядах оппозиции, где страх, что тебя кто-то "подсидит", что доступ к лидеру получит кто-то вместо тебя, и после объединения общественно-политических структур ты потеряешь свое влияние, значительно превышает здравый смысл и превращает партийные организации на закрытые гетто с ограниченной ответственностью.

Украинские политики часто клянутся, что готовы жертвовать жизнью за единую Украину, но при этом не готовы ради единства Украины жертвовать местом в списке.

Не обязательно сразу жертвовать жизнью - можно начать с меньшего - уметь пожертвовать своим отпуском в "перерыве" между "революционными митингами" и лично пообщаться с избирателями в нескольких далеких от интернета районах, решиться в бедной стране изменить собственные мерседесы на бюджетные авто, суметь , по крайней мере, дисциплинированно голосовать в ВР за собственные законопроекты.

Со своей стороны, общественные деятели должны понять, что будучи "Протывсихами", они становятся идеальным строительным материалом для авторитаризма, поскольку тотальная разочарование и отсутствие желания граждан участвовать в действующих или новых партиях - это желанный фундамент для режима, который инвестирует немало денег в низкопробные телешоу и скандалы, чтобы убедить всех нас, что все политики - одинаковые, что политика - это всегда грязное дело, и лучше туда не идти.


Третий шаг: план действий в время Ч. Дни, из которых будет начинаться Украина после Януковича, должны быть четко спланированы и скоординированы. Только очень наивные романтики ожидают, что передача власти от Януковича к законно избранному президенту будет мирной и спокойной.

Янукович будет держаться до последнего, - он будет бороться не за власть, а за собственную свободу и выживание себя и своей семьи, так как после настоящего его пребывания у власти любой преемник вынужден будет провести судебную ревизию его деятельности.

Так, сейчас представляется сложным иметь заранее четкий план легитимной смены режима, особенно сложно сохранить конфиденциальность этого плана в условиях "заточенных" на тотальную прослушку и подглядку правоохранительных органов и политической непредсказуемости отдельных членов оппозиции.

Но ни одно качественно новое общество не начиналось спонтанно. Ни успешная революция невозможна без тщательной подготовки и никогда не была социальной импровизацией, даже если со стороны это, иногда, так выглядело.

Успешная революция - это не только идея, но и планирование и менеджмент. И когда повод для такой революции встречался, идеологи и менеджеры действовали по плану, который к тому тысячу раз обсуждался на тайных заседаниях, а, зачастую, и в публичной литературе.

Подобно тому, как военные части в момент возникновения особой ситуации открывают "секретные пакеты", так же каждая парламентская и непарламентская партия, каждая общественная организация, каждое движение, и каждый свободный гражданин имеют представлять себе, что именно они должны сделать в первые дни становления Украины после Януковича.

Время Ч - это выборы 2015 года. Но время Ч может наступить и раньше. Например, при проведении недавно анонсированного референдума с вопросами, которые отменят украинский парламентаризм и превратят Украину в квазимонархию.

И когда время Ч наступит (а он наступит), каждый, кто хочет другой Украины, должен видеть себя частью системных скоординированных и почасово спланированных действий.


Для каждой эпохи существуют свои стратегические позиции для времени Ч, и планах по "почта-телеграф - вокзалы" в разные времена могут быть разными. Но во все времена выигрывает тот, кто такой план имеет.

***

Человек от животного отличается тем, что может сознательно планировать заранее. Украинские политики от успешных политиков отличаются тем, что живут только тактикой, сегодняшними целями и проблемами, и очень редко - стратегией, будущими вызовами и проектами.

Сегодняшние события в Стамбуле вызывают у многих украинцев понятное восхощение. Но дни протестов минут и это восхищение развеется как слезоточивый газ.

Останутся ожидания. Такие же ожидания, такие которые сейчас имеют украинцы касаемо страны после Януковича.

Проект «Украина после Януковича» должен начинаться уже сегодня.

 

Map