Нелегальные мигранты растворяются в Петербурге из-за полной неразберихи в государственных структурах

"Резиновую" квартиру, владелец которой прописал 2750 иностранцев, вычислили случайно [видео, фото]
 

Пожалуй, самый гостеприимный житель России живет под Петербургом. У себя в трехкомнатных апартаментах он приютил... 2750 мигрантов. И теперь ему за это грозит пять лет неба в клетку. Сотрудники УФМС уже направили в прокуратуру все материалы по «резиновой» квартире. Пока гостеприимный хозяин не сменил место жительства, «Комсомолка» решила его отыскать.

МИГРАНТОВ НЕТ

Его имени и фамилии мы не знали. Только название улицы, на которой он живет и принимает гостей - Красносельское шоссе. Это на окраине Пушкина. Местные называют район Красноселкой. Мигрантов на улице не видно. Даже дворники свои, отечественные.

- ЖКС - сразу за котельной, там же паспортный стол, - подсказывает один из них корреспонденту «КП».

Наверняка коммунальщики запомнили обладателя астрономических квитанций, а может быть, даже знают своего главного кормильца в лицо. Оказывается, нет.

- У нас здесь нет мигрантов, вы что-то путаете, - заявляют в бухгалтерии ЖКС-1 Пушкинского района с порога.

- Не у вас. Они должны быть у вашего «золотого» потребителя услуг.

В ответ удивленные взгляды. Бухгалтеры говорят, что помнили бы квитанции с круглыми суммами. Если бы мигранты действительно числились на их участке. Но астрономическую квартплату не начисляли.

- По бухгалтерским счетам можете не искать! Ведь мигранты не платят за «коммуналку», - все становится на свои места в бухгалтерии паспортного стола. - И, более того, даже мы о них не знаем. Их ставят на учет почтовыми уведомлениями. И эти сведения пересылают в УФМС, до нас не доходят. Мы только гражданами России занимаемся. У нас и надпись на вывеске «Отдел вселения и учета граждан России».

Почтовые уведомления, что посылают в УФМС, не сортируют по квартирам. Досье заводят отдельно на каждого мигранта. Так что стопок писем высотой в полметра на одну квартиру у миграционных властей тоже нет.

- А обладателям российских паспортов, останавливающимся по временной регистрации, начисляют «коммуналку»? - интересуемся в ЖКС.

- Конечно, ведь они проживают и пользуются услугами, - удивлены в бухгалтерии. - Чтобы не платить дважды, они могут написать заявление по месту постоянной регистрации, чтобы им сделали перерасчет.

Владельцы «резинового жилья» отказались «прописать» нашего корреспондента. Наверное, потому что россиянин.
Владельцы «резинового жилья» отказались «прописать» нашего корреспондента. Наверное, потому что россиянин.
Фото: Илья СМИРНОВ

НА ПТИЧЬИХ ПРАВАХ

- Интересно, что здесь «Комсомолка» забыла? - завидев редакционную машину, подходит прохожая.

- Ищем квартиру с тысячами мигрантов. И ее хозяина.

- Воробья, что ли? Но он ведь умер.

Воробья здесь знает каждый второй. Местная знаменитость. Но как зовут его по имени, не каждый вспомнит.

- Вроде бы Сергей, - гадает прохожая. - Фамилия у него птичья.

Ему было 35 лет. Нигде не работал. Торговал регистрациями у местного гастронома. Одно место в комнате в коммуналке отдавал за триста-пятьсот рублей. На вырученные деньги кутил.

- Алкоголь его и сгубил, - рассказал сосед снизу. - Месяца четыре назад схоронили. Его мать тоже к бутылке прикладывалась. Умерла чуть раньше.

В квартире Воробьева стоит добротная дверь. Звонка нет. На стук никто не отзывается. За дверью слышны детские голоса.

- Зря вы туда стучитесь, - дает совет соседка. - Нехорошая это квартира. Полицию туда постоянно вызывают. Дети одни сидят.

- Дети Воробьева?

- Нет. Соседские. Он холостым был. Ему там только одна комната принадлежала.

- А взрослые часто бывают?

- Не знаю. У нас в парадном это запретная тема.

Квартира четырехкомнатная. Метраж неизвестен. По нашим прикидкам метров восемьдесят. Даже если складывать прописанных приезжих штабелями - не влезут. Понятно, что проходят они только по бумагам. Но тут не как у Сталина: нет человека - нет проблемы. В современной России есть факт - дело заведут. Нужно же выселять как-то мигрантов, пусть и виртуальных.

- Сколько Воробей гастарбайтеров заселил, неизвестно, - говорит соседка. - Никаких равшанов и джамшутов тут не видели.

Красносельское шоссе, 33
Красносельское шоссе, 33
Фото: Илья СМИРНОВ

ОН ЖИВ!

Надо убедиться, что найденный Воробей - тот самый хозяин «резиновой» квартиры. Идем к участковому. У пункта стоят автомобили с эстонскими и московскими номерами. На пороге ошиваются ребята, похожие на братков из девяностых. С золотыми крестами на могучих шеях.

- Вы участковый? - аккуратно интересуемся у одного из них.

- Нет. А вы к ней по какому поводу?

Участковая - она. Завидев корреспондентов «КП», встает из-за стола и открывает дверь. Но только для того, чтобы мы закрыли ее с другой стороны.

- Не знаю я никакого Воробьева, - подталкивает к выходу участковая.

- А того жителя, что аул в квартире зарегистрировал?

- Мне работать нужно. Вы задали уже один вопрос, и отвечать я вам больше не собираюсь.

Ситуация как в ток-шоу. Берем подсказку «Звонок знакомому».

- Это не Воробьев, - констатирует он. - Значит, вы нашли еще одну «резиновую» квартиру. Тот герой живет в соседнем доме. И он жив.

ЗАРАБОТАЛ НА ГОСТЕПРИИМСТВЕ

Бинго! Зовут самого гостеприимного россиянина Станислав. Живет в трехкомнатной квартире над магазином. Ему 39 лет. Аферу с великим переселением народа провернул без перенаселения. 2750 приезжих только у себя регистрировал. Разумеется, не бесплатно.

- А что ему делать оставалось? - говорит знакомый Станислава. - Вышел из тюрьмы. А здесь - разгар кризиса. Куда его со справкой возьмут работать?

По факту в квартире живут три человека: женщина, которую соседи в один голос называют «замечательной», ее «очаровательная» дочь и «гостеприимный» сын. По бумагам - поселок городского типа.

- Какие еще толпы гастарбайтеров?! - удивляется знакомый Станислава. - Они тут даже не появлялись. Приезжали люди-посредники. Привозили документы. Платили ему по тысяче за каждого вроде бы. Но это давно было. Сейчас он таким не занимается.

- По тысяче?! - удивляемся.

Быстро считаем в уме: заработок почти три миллиона рублей!

- Куда он эти миллионы потратил?

- Жить то на что-то нужно. Да и наркотиками баловался. Но сейчас бросил. Машину купил - «Ладу». Дела у него какие-то в Петербурге. Неплохой человек, всегда поможет, если что нужно. Просто не повезло с компанией.

Самого Станислава дома нет. По домофону отвечает его мама Светлана. Впускать еще одного человека не пожить, а просто в парадном поговорить, не намерена.

- Я к этой истории не имею никакого отношения, - заверяет нас Светлана. - Это все сплетни.

Заработав, мужчина купил машину. Негоже миллионеру пешком ходить.
Заработав, мужчина купил машину. Негоже миллионеру пешком ходить.
Фото: Илья СМИРНОВ

ПОДНЯЛИ КВАРТПЛАТУ

Не сплетни. Многие знали о виртуальном ауле по соседству, но молчали. Не шумят, не дерутся - и ладно. Возмущаться стали, когда за прошлый месяц пришли квитанции.

- У меня в этом доме родители живут, - рассказал местный житель. - У них раньше счет на две тысячи рублей приходил. А прошлый квиток принесли, все ахнули - восемь с копейками! В квартире нагорает 24 киловатта за месяц, на лестнице лампочки горят - сто киловатт.

- Думаете, из-за мигрантов?

- Все так решили. Пошли разбираться. Но, как выяснилось, мигранты ни при чем. Виноват оказался магазин, который весь первый этаж занимает. Так что вся эта история с «резиновой» квартирой, получается, случайно всплыла. Так бы и не узнал никто, дальше бы этот беспредел продолжался.

Теперь за гостеприимство Станиславу грозит до пяти лет тюрьмы. Мигрантов, поставленных на учет в его квартире, принудительно выселят. Если найдут.

НАИВНЫЕ ВОПРОСЫ

Зависит ли «коммуналка» от количества прописанных?

Да. Если в квартире нет счетчиков на воду и электричество, то нормативы умножаются на количество зарегистрированных. Кроме того, платежи за лифт и уборку мусора зависят от количества проживающих.

Платят ли граждане России, живущие по временной регистрации, коммунальные платежи?

Да. На время регистрации их добавляют в квитанции. Чтобы не платить дважды - по месту постоянной прописки и временной - стоит написать заявление в родную ЖКС.

Кто платит за мигрантов?

Никто. Управляющие компании берут сведения о проживающих из паспортного стола, где числятся только граждане России.

На почте бланки на регистрацию выдают по одному. В целях экономии.
На почте бланки на регистрацию выдают по одному. В целях экономии.
Фото: Илья СМИРНОВ

ПОХОД НА ПОЧТУ

Толпы мигрантов на почте мы не встретили. Длинная очередь в отделении на Малом проспекте состояла сплошь из петербуржцев.

- А вы не знаете, как регистрацию тут оформить? - наивно интересуемся у загорелого мужчины в очереди.

- Нет, котенок, ни разу не регистрировал. А ты в окошко подойди, - по-отечески советует он. Так и поступаем.

- Можно бланк на регистрацию?

Сотрудница почты протягивает один лист.

- И это все? А больше нельзя?

- Чтобы одного зарегистрировать, достаточно,  - сурово отвечает дама. - А вам сколько надо?

- Двадцать.

Брови сотрудницы почты слегка приподнялись, но вида она не подала.

- Нет у нас столько. Если вам надо, то распечатайте с сайта и приносите.

Вот оно что - все упирается в экономию.

Бланк, который нам предложили заполнить, официально называется «Уведомлением о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания». Заполняется он с двух сторон. С одной полностью прописывают данные мигранта, на другой - адрес и сведения о хозяине квартиры. Нижняя часть отрывается. Этот листик остается у мигранта. Потом гастарбайтеры могут им махать перед носом полицейского и говорить, что они законно живут.

А другая часть бланка запаковывается в специальный конверт и заказным письмом отправляется в миграционную службу.

- Сколько это стоит?

- 118 рублей за услуги. Еще около ста за конверт. Плюс за ксерокопию паспорта рублей пятьдесят. Ну где-то 268 выходит, - подсчитывает почтальон.

- Это за одного мигранта?

- Вы можете все двадцать бланков в одном конверте отправить, - предлагает она.

Эксперимент "КП": Покупаем временную регистрацию

ЗВОНОК В ФИРМУ, ГДЕ ТОРГУЮТ ВРЕМЕННЫМИ РЕГИСТРАЦИЯМИ

На запрос «регистрация в Петербурге» поисковик сразу выдает вариант «временная для граждан СНГ». Выбор фирм огромный. Звоним в первую попавшуюся и на ломаном русском спрашиваем.

- Регистрацию хочу.

- А гражданство у вас какое?

- Узбекистан.

- На какой срок? До трех месяцев?

- А больше нельзя?

- Ну если только с разрешением на работу. Можно подойти к нам в офис с паспортом, копией миграционной карты и договором аренды. На три месяца - две тысячи рублей. Если нет договора аренды, то на наш адрес регистрация - три тысячи рублей.

- Какой ваш адрес?

- Общежитие.

- А я там жить буду?

- Да, пожалуйста. 160 рублей.

- Это комната?

- Койко-место сдается.

- А в документах как будет?

- Регистрация в общежитии.

- А как ее, «коммуналку» я должна буду? - вспоминаю про то, что я из Узбекистана и выдаю несогласованные предложения.

- Я вам уже сказала. Вы платите только три тысячи, - женщина на том конце провода начала уже нервничать.  

- На три месяца регистрация? А потом можно продлить у вас?

- Потом продлевается на адрес юридического лица. У нас она не продлевается, даже если вы будете жить в общежитии.

- Значит, три тысячи.

- И 160 рублей за койку.

- А если я не буду жить?

- Если не жить, нельзя регистрироваться, - заподозрила неладное сотрудница фирмы. Может, акцент подкачал? Очень тяжело было долго тянуть слова. 

Разговор с представителем второй фирмы оказался короче.

- А регистрацию можно?

- Я слушаю вас. Что конкретно?

- Временная.

- Для какой цели?

- Ну работать тут, жить хочу.

- Это вам на три месяца надо оформлять. На наш адрес - три тысячи.

- Это один раз плачу?

- Да, единовременно.

- А куда?

- Я вам адрес скажу, когда вы уже к нам придете.

- Без проживания?

- Конечно.

- А это какая-то квартира? Я еще за что-то должна буду платить - за воду, газ?

- Нет. Это вообще не ваша забота, - отрезала работница.

СПРАВКА «КП»

В России собираются принять закон о «резиновых» квартирах. Пока проект на рассмотрении в Госдуме, но документ уже прошел первое чтение.

Он устанавливает ответственность как для хозяев домов, где фиктивно регистрируют сотни людей, так и для тех, кто занимается незаконной постановкой на учет иностранцев.

Если документ примут, для хозяев «резиновых» квартир наказание будет в виде принудительных работ на срок до трех лет или тюремного заключения на тот же срок. Или штрафа от ста до пятисот тысяч рублей.

За фиктивную постановку на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания предлагают ввести штрафы. Для владельцев квартир от трех до пяти тысяч рублей.

Причем в городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге - суммы штрафов больше.

Хозяина «резиновой» квартиры могут привлечь по статье Уголовного кодекса «Организация незаконной миграции». Максимальное наказание по ней - лишение свободы до пяти лет. Однако в УФМС не помнят случаев, когда кому-либо давали реальный срок. Максимум, что было, - полгода условного срока и исправительные работы. Также часто обходятся штрафом до трехсот тысяч рублей. 

ЕСТЬ МНЕНИЕ

«Это криминальный бизнес на десятки миллиардов рублей»

Депутат петербургского ЗакСа Андрей Анохин:

- Это серьезный криминальный бизнес, который исчисляется десятками миллиардов рублей. С одного поставленного на учет мигранта имеют от пятисот рублей до тысячи. Теневой оборот от нелегальной миграции в Санкт-Петербурге свыше ста миллиардов рублей в год. Черный нал. Это и квартиры, и липовые разрешения на работу, медицинские справки.

Как вообще у нас появляются нелегалы? Иностранец при подлете к Санкт-Петербургу заполняет иммиграционную карту, ставит там цель приезда - «туристическая». Дальше у него есть неделя, в течение которой он обязан уведомить по почте УФМС о месте пребывания. То есть, по сути, он может указать любой адрес. Ваш, мой - никто этого не проверяет. И с этого момента он может находиться на территории города совершенно легально в качестве туриста девяносто дней. Казалось бы, миллион туристов должны приносить в бюджет колоссальные доходы от посещения театров, музеев. Но по факту оказывается, что, наоборот, они висят на нашем бюджете. Лечатся за счет города. Наши учреждения здравоохранения тратят на них почти полмиллиарда рублей.

Единственный выход из этой ситуации - введение административной ответственности за нарушение уведомления о фактическом местопребывании. Если ты указал на почте определенный адрес, то там и должен жить. Обманул - административная ответственность и выдворение с территории РФ. Вот такой закон мы отправили в марте на рассмотрение в Госдуму.

Еще мы предлагаем начислять квартплату не из расчета потребления, а в зависимости от числа зарегистрированных в квартире. Прописал три тысячи человек? Так заплати за них.

КОММЕНТАРИЙ МИГРАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Начальник пресс-службы УФМС по Петербургу Дарья Казанкова:

- Есть два варианта постановки мигранта на учет. Можно лично прийти на прием: предъявить свой паспорт и иностранного гражданина, миграционную карту и визу, если из страны, с которой у нас визовый режим. Главное - мы в таком случае видим этих людей, можем задать вопросы.

Есть другой вариант - через почту. Там присутствие иностранного гражданина даже не требуется. Просто приходит хозяин квартиры, заполняет бланк, предоставляет ксерокопию паспорта. И даже документы о собственности показывать он не должен. Он ведь может написать даже несуществующий адрес. А потом эти данные приходят к нам.

Большинство идет по второму пути.

Мы получаем огромные мешки с почты. Все данные с бланков перебиваем в электронную базу адресов. Проверить реальность заявленных данных мы не можем. Повод для проверки появляется, только если адрес повторяется десять раз в течение трех месяцев. Такую квартиру мы ставим на контроль.

Данные по таким «резиновым» квартирам в паспортный стол УФМС передавать не обязано. Это не предусмотрено законодательством.