В соответствии с мировой практикой

Начался процесс по уголовному делу 12 обвиняемых в массовых беспорядках 6 мая. Гособвинитель ходатайствовал о продлении ареста подсудимым на полгода. По мнению экспертов, в России мало осведомлены о том, что законы многих стран грозят серьезной ответственностью за участие в беспорядках, к примеру, в США тюремный срок за них доходит до 10 лет.

Мировой тренд

Доцент факультета мировой политики МГУ имени М. В. Ломоносова Алексей Пилько указал на то, что за рубежом действует достаточно жесткое законодательство в отношении массовых беспорядков. «Случись подобные беспорядки в Праге, Нью-Йорке или Берлине, результат процесса может оказаться еще и строже», – заметил он в интервью газете ВЗГЛЯД.
Политолог подчеркнул, что в ходе прошлогоднего митинга были допущены серьезные правонарушения, в том числе насилие к представителям власти. «Можно высказывать свою политическую позицию, иметь различные альтернативные взгляды на будущее страны, но при этом не надо нападать на полицию и устраивать потасовки», – отметил Пилько.
Пилько уверен, что сам по себе процесс уже «стал определенным сдерживающим фактором» для организаторов протестных акций. «Организаторы митингов протеста сделали определенные выводы из той ситуации и действительно постарались избежать каких-либо эксцессов. Надеюсь, будут избегать их в будущем», – подытожил эксперт.
Миронов также рассказал газете ВЗГЛЯД, что отечественная аудитория мало осведомлена о том, что законодательство многих стран устанавливает серьезную ответственность за участие в беспорядках: «Наши СМИ, как правило, не пишут о наказаниях протестующих за рубежом. Они пишут лишь о массовых беспорядках, о количестве арестов, но к последующим судам у нас как-то нет интереса».
За такого рода преступления во французском, немецком, испанском, итальянском, шведском законодательствах установлены тюремные сроки от 2–4 лет и больше, а в отдельных штатах США – и 10 лет. И эти нормы подкрепляются соответствующими прецедентами.
Он добавил, что и практика массовых арестов для западных стран вполне типична. Так, в США в 2011–2012 годах во время манифестаций «Оккупай Уолл-Стрит» было арестовано больше 6 тысяч человек. Только 1 октября 2011 года было арестовано 700 демонстрантов.
«Понятно, конечно, что обвинение предъявляется не всем, – пояснил Миронов.

– Но вот в ходе знаменитых английских погромов в августе 2011 года было арестовано 450 человек, и 69 из них были предъявлены обвинения, они получили различные виды наказания, вплоть до тюремных сроков». Так, знаменитый британский актер Джемми Уэлли, снимавшийся в фильмах про «Гарри Поттера», тоже был осужден за участие в этих беспорядках и приговорен к двум годам лишения свободы. Миронов добавил, что возраст в таких приговорах также не служит оправданием: «Приговаривали людей и во Франции, когда во время беспорядков, устроенных противниками НАТО, двое человек были осуждены к 4 годам лишения свободы. Причем это были совсем молодые люди, одному только что исполнилось 18 лет». Похожий случай имел место и в Италии в прошлом году, когда 24-летний студент был приговорен к 3 годам лишения свободы за участие в уличных беспорядках, происходивших в Риме в октябре 2011 года.
Эксперт рассказал, что жестким наказаниям подвергается даже само подстрекательство к погромам. «В августе 2011 года двое жителей графства Чешир были приговорены к 4 годам лишения свободы за распространение призывов к погромам в Facebook. Сами они в беспорядках не участвовали. Старшему из осужденных было 20 лет, – рассказал Миронов. – Прокуратура выяснила, что молодые люди через социальную сеть активно агитировали принять участие в погромах в родном городе».
Политолог пояснил, что суровость таких наказаний объясняется не аномальной жестокостью судопроизводства, а желанием предупредить такие явления: «Эти наказания достаточно жесткие, но носят профилактический характер, упреждающий, поскольку массовые беспорядки – социально очень опасное явление. И в обществе с пониманием относятся к тому, что применяются жесткие меры». По мнению эксперта, наличие такой мировой практики не означает, что в отношении фигурантов «болотного дела» будут применены аналогичные меры, но такая практика будет учитываться.
Напомним, по версии следствия, 6 мая 2012 года на Болотной площади в Москве в ходе проведения согласованного митинга «Марш миллионов» указанные лица призывали к массовым беспорядкам и приняли в них активное участие. «Свои действия они сопровождали уничтожением имущества и насилием в отношении сотрудников полиции», – считают в Генпрокуратуре. Как напоминает ИТАР-ТАСС, в результате были травмированы 82 полицейских, а размер ущерба, причиненного федеральным и муниципальным учреждениям, превысил 28 млн рублей.