Да не слышится оно из уст твоих

На модерации Отложенный

Удивляет метаморфоза, произошедшая с именем Бога за последние примерно двести лет. В 19 веке и в России, и на Западе это имя было широко известно и активно использовалось в среде интеллигенции. Но в начале 20 века что-то словно переключилось и это имя оказалось табуированным. Сегодня его не услышать в церкви и не прочитать в литературе, разве что в узкоспециальной. Все христианские конфессии словно в испуге отпрянули от этого имени, оставив свидетелей Иеговы с ним один на один. Из всеобщего достояния иудео-христианской цивилизации оно превратилось в эксклюзивную собственность одной конфессии.

Иисус говорил в молитве своему Отцу: «Я открыл им имя твое и открою»; «да святится имя твое» (Иоанна 17:26, Матфея 6:9, Син.). Кому в 21 веке Иисус открыл имя Отца и кто его святит? Сегодня имеет место та же ситуация, что была в ветхозаветную эпоху: как тогда был только один народ, который поклонялся Иегове и прославлял его имя – так и сегодня. Как в прошлом, так и сегодня любой желающий поклоняться Иегове избавлен от мучительных поисков, поскольку знамя этого имени поднято высоко и хорошо видно, его нельзя ни с чем спутать, нельзя не заметить. Сегодня, если ввести имя Бога в интернет-поиске, то в первых же строках будут официальные сайты свидетелей Иеговы. Случайно ли это? Я думаю, это прямо связано с последними днями, о которых в Библии говорится: «В последние дни гора дома Иеговы утвердится над вершинами гор и поднимется над холмами» (Исаия 2:2).

Редактор одного христианского интернет-ресурса как-то сказал мне, что признаёт имя Бога, но принципиально не употребляет, чтобы не возникло ассоциации со свидетелями Иеговы. В итоге он согласился опубликовать мою статью, но только если я уберу из нее это имя. И какой же смысл в таком признании? Какой смысл признавать что-то, если мы это принципиально не используем? В чем разница между таким признанием и непризнанием?

Есть и более грустные примеры. Один мужчина признался, что воспринимает слово «Иегова» как ругательство. Приходится констатировать, что он прав: российским сектоборцам успешно удалось поставить имя Бога в один ряд со словами типа «гербалайф» и «МММ».
Имя, которое прославляли Пушкин и Мусоргский, для современного россиянина – бранное слово.

Слово «аллилуйя» – одно из самых известных и популярных в христианской культуре. Во многих протестантских церквях, особенно в Америке, это слово можно услышать по сто раз на каждом богослужении. Его поют в микрофон на все лады, под него хлопают в ладоши и стучат ногами, с ним повергаются оземь. Это еврейское слово, почему-то использованное в греческом тексте без перевода, означает «восхваляйте Иегову» (или Иах, сокращенная форма). Миллиарды христиан призывают на еврейском языке восхвалять Иегову – но сами не делают этого. Более того – принципиально против этого. В таком случае, произнося «аллилуйя», они произносят имя Бога всуе и нарушают третью заповедь, не так ли?

Нам объясняют: у Бога много имен, Иегова просто одно из них и потому не стоит особого внимания. По этой логике и у меня много имен, и мое имя просто одно из многих, типа «человек», «блоггер» и «россиянин». Но если ввести мое имя в поиске, можно сразу найти мой сайт и другие координаты, а по слову «человек» меня найти проблематично. Имя тем и отличается от титулов и других обозначений, что позволяет однозначно идентифицировать своего носителя вне контекста.

Любому гебраисту, любому специалисту по еврейской истории прекрасно известно, что евреи всегда знали только одно имя Бога, а не несколько. Именно это имя употребляется в их священных текстах в несколько раз чаще, чем все остальные эпитеты, вместе взятые (Иегова – почти 7000 раз, Бог – 2600, Господь – 338, Саваоф – 256, Всемогущий – 58, Творец – 25). Именно оно используется в многочисленных еврейских именах, включая имя Иисуса. Именно его, а не какое-то другое, евреи со временем перестали произносить из-за суеверного страха нарушить третью заповедь и под влиянием идей платонизма о том, что Всемогущий Бог должен быть безымянным. Заметим: безымянность Бога и третья заповедь у евреев ассоциировались только с именем Иегова, а не с каким-то другим эпитетом.

Факт в том, что современный христианский мир сделал с именем Иеговы то, что сам Иегова велел сделать с именами ложных богов: «Да не слышится оно из уст твоих» (Исход 23:13). В древней культуре упоминание чьего-либо имени означало уважение; соответственно, неупоминание, особенно демонстративное, подчеркивало неуважение и пренебрежение его носителем. Евреи должны были полностью перестать произносить имена ложных богов, что означало бы, что они отрекаются от них и предают забвению.

То, что служителям Бога предписывалось сделать с именами ложных богов, христианские конфессии (а до этого евреи) сделали с именем истинного Бога. Поразительно!