В Украине заговорили о турецком сценарии

На модерации Отложенный

Украинское общество находится в состоянии агрессивной апатии, возлагая завышенные надежды на 2015 год, когда в стране должны состояться президентские выборы. Об этом говорит опрос, проведенный ООН в рамках выполнения Декларации тысячелетия.  Власть, несмотря на приближение предвыборной кампании, не только не решает социальные проблемы, но даже взяла курс на более жесткие и непопулярные меры. И при этом надеется, что сможет силой удержать ситуацию под контролем. 
Повышение цен на газ и электроэнергию, а также услуги ЖКХ для населения; отмена налоговых льгот для бизнеса и повышение ставок налогов для частных предпринимателей; тотальный контроль уплаты 15-процентного налога на денежные переводы, которые гастарбайтеры отправляют из-за границы своим семьям в Украине; введение новых налогов – на отдых за рубежом, на продажу бытовой видео- и аудиотехники и мобильных телефонов. Все эти темы в последнее время всколыхнули информационное пространство Украины. 
Новшества вызывают опасения и возмущение рядовых граждан. Тем более что только на этой неделе Верховная Рада провалила голосование за поданные оппозицией законы об отмене льгот для депутатов, министров и президента, а также о денонсации соглашений, позволяющих выводить украинские капиталы за рубеж без уплаты налогов. 
Руководитель аналитического центра «Открытая политика» Игорь Жданов считает, что власть пытается во что бы то ни стало наполнить казну, этому подчинены все ее решения. Но в итоге получается, что финансовые проблемы государства решаются не за счет богатейших слоев, а за счет населения. «Пенсионеры и бюджетники и так еле сводят концы с концами. Малый бизнес практически уничтожен, но для тех, кто еще еле держится на плаву, готовят новые налоги. Власть, видимо, не понимает, что они все туже сжимают пружину, которая рано или поздно не выдержит. Рано или поздно произойдет взрыв», – сказал «НГ» эксперт. 
Схожесть ситуации отметил и руководитель украинского Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос: «Команда Эрдогана после прихода к власти действительно очень много сделала. Однако в какой-то момент они почувствовали себя в том положении, когда им уже никто не угрожает и можно делать все что угодно. Ситуация во многом похожа на то, что сейчас происходит в Украине. Разница только в том, что украинская власть не имеет не только 60% поддержки граждан, но, думаю, даже 20%». 
Руководитель Агентства моделирования ситуация Виталий Бала отметил еще одно отличие не в пользу Украины: «В Турции неплохой уровень жизни и социальной защиты». Большинство украинских граждан живет бедно. «Власти просто повезло, что у нас такая оппозиция, которая не может поднять и повести за собой людей», – сказал он, пояснив, что общество недовольно властью, но, не видя альтернативы, не устраивает революцию. «Но если сейчас мы наблюдаем агрессивную апатию общества, то президентские выборы могут стать тем катализатором, который приведет к взрыву», – полагает он. 
Эксперты обращают внимание, что у власти искаженное представление об украинской действительности. В качестве примера они приводят прозвучавшее на днях заявление президента Януковича о том, что худшие для украинской экономики времена позади.

Еще одним примером называют готовящийся правительством проект «Прогноз экономического и социального развития Украины на 2014 год и основных макропоказателей на 2015–2016 годы»: согласно документу, украинская экономика со следующего года перейдет в фазу активного роста, прогнозирующегося на уровне 3%. Ранее Международный валютный фонд и Всемирный банк заявили об ухудшении прогноза украинских показателей на текущий год. 
Директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин полагает, что правы в оценках скорее международные финансовые организации, чем украинская власть. Он напомнил, что последние два года темпы роста ВВП близки к нулю, ситуацию на внешних рынках сложно назвать благоприятной. А запланированного правительством увеличения притока инвестиций вряд ли можно ожидать накануне президентских выборов, когда инвесторы традиционно учитывают политические риски и выжидают исхода гонки. 
Выжидают и рядовые украинцы. О завышенных надеждах на 2015 год можно судить по обнародованному на днях докладу ООН. В рамках выполнения Декларации тысячелетия организация проводит опросы во многих странах мира. В Украине исследование проводилось совместно Институтом демографии и социальных исследований НАН и Национальным институтом стратегических исследований при президенте. Согласно требованиям ООН, опрос касался ожиданий граждан на период после 2015 года. Выяснилось, что важнейшим для украинцев вопросом является социальная справедливость: 74,4% заявили о необходимости уменьшить имущественный разрыв между слоями населения,  а 50% – о необходимости преобразований в системе власти. 
Эксперты отмечают, что если власть делает ставку на силовые способы подавления протестов накануне президентских выборов, то может ошибаться. Ведь украинцы не только не доверяют власти, оппозиции и судам, но также враждебно относятся к правоохранительным органам. По данным Института социологии НАНУ, 31% граждан совсем не доверяют милиции, 36% – скорее доверяют, чем нет (наоборот – 8%), еще 25% не смогли определиться с ответом. И только 1% полностью доверяет правоохранителям. Эксперты отмечают, что в такой ситуации можно говорить о недоверии государству как таковому. А это означает, что возможный протест будет носить характер бунта с вероятным кровопролитием. «У власти еще есть время, чтобы исправить ситуацию. Но часы тикают», – отметил Виталий Бала. 
Один из лидеров Партии регионов Михаил Чечетов уверен, что Украине турецкий сценарий не грозит. Он заявил: «От потрясений в стране выигрывают только проходимцы. Поэтому Партия регионов этого не допустит, у нас такое просто невозможно». Депутат призвал посмотреть на турецкие события и с другой стороны: «Нам рисуют, что ЕС – это рай. Но посмотрите, что творится во Франции, в Италии, в Португалии, где процент безработных достигает уже 25. Такая же ситуация в Турции, где протест во многом вызван экономической ситуацией. И протесты в ЕС, в Турции – это холодный душ для нас. Поэтому нам нужно смотреть и думать, куда интегрироваться».    
Киев