Cовет доктора Мясникова режиссеру Говорухину

На модерации Отложенный

СМИ сообщили о казусе на фестивале «Кинотавр» в Сочи. Эмоции зрителей, смотревших новую картину Станислава Говорухина «Уикенд» (я уж лучше по-русски буду, хотя ее идентичное название - "Weekend"), не совпали с ожиданиями мастера.

Кто такой Говорухин? Автор кинематографических образов Глеба Жеглова и Володи Шарапова, которые ловят криминальную разухабившуюся тварь.Творец «ворошиловского стрелка» - пенсионера, жестоко отомстившего обидчику своей внучки. С такой любовью снять этих персонажей мог, конечно, только человек с глубинным чувством справедливости. Потому их так тепло и восприняла публика.

Но где они сейчас, эти герои? Их нет. Они испарились из нашей реальности. А вместе с ними, похоже, выпал из нее и сам  режиссер. Но ему бездна выпадения открылась лишь на днях, в Сочи.

Драматично, ничего не скажешь. Жил-жил человек, и вроде не на хуторе, а в гуще политической даже жизни, заседая в Госдуме. Но творческие люди – особый материал, они существуют в своем мире, отстранившись от реальности. А тут очнулся от художнических грез, - батюшки-светы, а вокруг все иное. Момент истины открылся как раз в Сочи. Зрители  смеялись там, где не ожидал Говорухин.

«Я не предполагал такой реакции, - отметил он. - Я показал фильм в трех случайных аудиториях, чтобы посмотреть, как будут принимать. В том числе на "Кинотавре" - реакция везде одинаковая. Когда я впервые услышал смех в зале, меня это удивило и обидело. Неожиданная реакция публики". Аудитория тут не моя, - сделал вывод Говорухин.

Своим зрителем, замечу, он считает человека, который читает книжки, а не телефон. Где же таких наскрести теперь?

Доктор Александр Мясников, продолжатель известной в нашей стране медицинской династии, какое-то время работал в Мозамбике. В своей недавно выпущенной книге он делится некоторыми любопытными наблюдениями:

«Чернокожий человек по-другому относится к боли и смерти. У них другие понятия о добре и зле. Когда они смотрят наше старое кино, в зале стоит гомерический смех. Там, например, показывают, как солдат падает, встает, берет гранату и бросается под танк. У нас наворачиваются слезы, а они ржут!

Они спокойно могут нести птицу или животное, вывернув ему крылья или лапу, и при этом они не являются садистами. Они едят обезьян, снимая шкуру с живых. Они другие. Поэтому и относиться к ним надо, как к другим».

Где черная Африка, а где Россия? А то, и другое перекликается.   

У нас незаметно для Говорухина, а отчасти и не без его усилий, если вспомнить фильм «Так жить нельзя» (воспевший утерянный «рай» дореволюционной России) вырос другой народ. Народ с другими ценностями и другими представлениями о добре и зле. Неужели он, развалившийся на вшивой подушке в кинозале и чавкая поп-корном, будет сочувствовать погибающему в волнах Чапаеву? Смешно. У него своя система координат в жизни. А Говорухин, возможно, в силу возраста, не успел за потоком жизни и не заметил смены декораций.

Станислав Сергеевич, не надо на них обижаться. Последуйте совету Мясникова: "Они другие. И относиться к ним надо, как к другим".