Три исторических документа
Документ 1
Расшифровка текста газеты:
============================
"ЗА РОДИНУ" №73 Четверг, 3-го декабря 1942 г.
От имени русской православной церкви:
------------------------------------
Господи, ниспошли Адольфу Гитлеру силу для окончательной победы
=============================================================
Германия дарит 1026 православных духовных книг русскому экзархату
В противоположность большевизму, который разрушал церкви, организовывал массовые ссылки и даже убийства духовенства, преследовал верующих верующих, - национал-социалистическая Германия не только разрешает любую церковную деятельность, но и поддерживает её всеми возможными мерами. Православная церковь в освобожденных областях возобновила свою деятельность под защитой германских вооруженных сил. Это - яснейшее доказательство того, что Германия великолепно понимает и ценит особенности других народов, их культуру. На днях, состоялась торжественная передача 1026 Библий, Евангелий и других рукописей для церковных нужд главе русской православной церкви экзарху-митрополиту Сергию. Германия доказала этим что она понимает и ценит национальные особенности русского народа.
Достопримечательно то, что штаб Розенберга, получивший в самом разгаре войны непосредственно от Адольфа Гитлера поручение - вести духовную борьбу против основ большевистского мировоззрения, теперь смог вручить экзарху 1026 священных книг.
Одновременно с приказом об уничтожении губителя культуры Сталина, Адольф Гитлер издал приказ о непременном сохранении всех действительных культурных ценностей. В Советской России Библии были частью уничтожены, частью - выставлены с кощунственными надписями в антирелигиозных музеях. Немцы бережно сохраняли эти духовные реликвии, заботливо очищали их от пыли и грязи, чтобы православная церковь снова могла бы ими воспользоваться. Среди рукописей находятся несколько роскошных изданий, отделанных серебром, Евангелия и молитвенники 17-18 веков, а также рукописи 16, 17, и 18 веков.
Во время торжественного акта передачи ценных книг экзарху Сергию, представитель штаба государственного министра Розенберга сказал:
"Я передаю сегодня спасенные Библии и молитвенники православной церкви: она под защитой германских военных сил - снова может совершать богослужения, чему большевики препятствовали грубым насилием. Таким образом, священные книги, осужденные большевиками на прозябание в музеях, снова пробуждены к жизни и смогут спасать человеческие души от яда большевизма.
Мы ведем одинаковую борьбу! Поэтому, разрешите, - в виде этих Библий и молитвенников, среди которых больше двадцати очень красивых и ценных книг - вручить вам еще одно духовное оружие борьбы, являющейся также и нашей борьбой"
Искренне растроганный ценным даром. экзарх Сергий выразил от имени православной церкви свою благодарность.
"Благодарю вас за спасение этих священных писаний не только как представитель православной церкви Латвии, но также и всех церквей России, частью уже освобожденных германской армией частью - ещё страдающих под ярмом большевизма. В этой борьбе, являющейся в то же время борьбой за свободу веры, примут участие не только церковные власти, но и весь народ.
Прежде всего, мы благодарим великого германского Фюрера, спасающего Европу от красных захватчиков. Особенно благодарим Адольфа Гитлера, который, в тяжелую годину войны нашёл время позаботиться о сохранении культурных ценностей и велел вернуть русской Церкви её имущество. Мы молим Всевышнего, чтобы он в апрель послал Адольфу Гитлеру силу и крепость для окончательной победы над большевизмом.
От корреспондента "ЗА РОДИНУ" Вл. Мухина.
=========================
Документ 2
РЕЧЬ "СВЯТЕЙШЕГО" ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ
АЛЕКСИЯ ПЕРЕД ПАНИХИДОЙ ПО И.В.СТАЛИНЕ, СКАЗАННАЯ
В ПАТРИАРШЕМ СОБОРЕ В ДЕНЬ ЕГО ПОХОРОН (9.03.1953 г.)
Журнал Московской Патриархии. 1953, №4. С.3
Великого Вождя нашего народа, Иосифа Виссарионовича Сталина, не стало. Упразднилась сила великая, нравственная, общественная: сила, в которой народ наш ощущал собственную силу, которою он руководился в своих созидательных трудах и предприятиях, которою он утешался в течение многих лет. Нет области, куда бы не проникал глубокий взор великого Вождя. Люди науки изумлялись его глубокой научной осведомленности в самых разнообразных областях, его гениальным научным обобщениям; военные - его военному гению; люди самого различного труда неизменно получали от него мощную поддержку и ценные указания. Как человек гениальный, он в каждом деле открывал то, что было невидимо и недоступно для обыкновенного ума.
Об его напряженных заботах и подвигах во время Великой Отечественной войны, об его гениальном руководстве военными действиями, давшими нам победу над сильным врагом и вообще над фашизмом; об его многогранных необъятных повседневных трудах по управлению, по руководству государственными делами - пространно и убедительно говорили и в печати, и, особенно, при последнем прощании сегодня, в день его похорон, его ближайшие соработники. Его имя, как поборника мира во всем мире, и его славные деяния будут жить в веках.
Мы же, собравшись для молитвы о нем, не можем пройти молчанием его всегда благожелательного, участливого отношения к нашим церковным нуждам. Ни один вопрос, с которым бы мы к нему ни обращались, не был им отвергнут; он удовлетворял все наши просьбы. И много доброго и полезного, благодаря его высокому авторитету, сделано для нашей Церкви нашим Правительством.
Память о нем для нас незабвенна, и наша Русская Православная Церковь, оплакивая его уход от нас, провожает его в последний путь, "в путь всея земли", горячей молитвой.
В эти печальные для нас дни со всех сторон нашего Отечества от архиереев, духовенства и верующих, и из-за границы от Глав и представителей Церквей, как православных, так и инославных, я получаю множество телеграмм, в которых сообщается о молитвах о нем и выражается нам соболезнование по случаю этой печальной для нас утраты.
Мы молились о нем, когда пришла весть об его тяжкой болезни. И теперь, когда его не стало, мы молимся о мире его бессмертной души.
Вчера наша особая делегация в составе Высокопреосвященного митрополита Николая; представителя епископата, духовенства и верующих Сибири архиепископа Палладия; представителя епископата, духовенства и верующих Украины архиепископа Никона и протопресвитера о. Николая, возложила венок к его гробу и поклонилась от лица Русской Православной Церкви его дорогому праху.
Молитва, преисполненная любви христианской, доходит до Бога. Мы веруем, что и наша молитва о почившем будет услышана Господом. И нашему возлюбленному и незабвенному Иосифу Виссарионовичу мы молитвенно, с глубокой, горячей любовью возглашаем вечную память.
Документ 3
НА СМЕРТЬ ПАЛАЧА РУССКОГО НАРОДА СТАЛИНА
«Церковная Жизнь», Издание при Архиерейском Синоде РПЦЗ,
№№ 3-4, март-апрель, 1953 год, сс.
63-65.
(Это Русская Православная Церковь за рубежом - ред.)
Смерть Сталина – это смерть величайшего в истории гонителя веры Христовой. Преступления Нерона, Диоклетиана, Юлиана Отступника и др. нечестивцев бледнеют пред лицом его страшных деяний. Никто не может сравниться с ним ни в количестве жертв, ни в жестокости к ним, ни в лукавстве при достижении своих целей. Вся сатанинская злоба, казалось, воплотилась в этом человеке, который в еще большей степени чем фарисеи заслуживает названия сына диавола.
Православного человека особенно потрясает его подлинно сатанинская, жестокая и лукавая политика в отношении Церкви.
Сначала попытка к уничтожению ее как через убийство выдающихся пастырей и верующих, так и через внутреннее разложение ее с помощью искусственно созданных расколов. Потом вынуждение искусственно подобранных ее возглавителей поклониться ему и всей руководимой им безбожной сиcтеме. И не только поклониться, но и восхвалять гонителя Церкви, как якобы ее благодетеля, пред лицом всего мира называя черное белым и сатанинское Божиим.
Когда этого злейшего гонителя Церкви восхваляли падшие под тяжестью гонений архипастыри и пастыри при его жизни, это было знамением величайшего унижения Церкви. Утешением для нас могло служить то, что ложь эта посрамлялась подвигом безчисленных безстрашных мучеников и тайных христиан, отвергших все соблазны Сатаны.
Древние гонения тоже бывали причиной падения и иерархов и мирян. И в те времена бывали люди, которые, будучи не в силах выдержать мучения за Христа, или явно окрекались от Него, или делали вид, что приносят жертву идолам, окольными путями получая удостоверение в принесении жертвы, которую они на самом деле не приносили (либеллатики). Церковь осудила не только первых, но и вторых за их лукавое малодушие и отречение от Христа если не в сердце, то пред людьми.
Но история Церкви не знает другого примера создания целой церковной организации, во главе с Патриархом и Собором, которая была бы основана на преклонении колен перед явным врагом Божиим и прославлении его как якобы благодетеля. Кровь миллионов верующих взывает к Богу, но этого как бы не слышит иерарх, именующий себя Патриархом всея Руси. Он униженно благодарит их убийцу и осквернителя бесчисленных церквей.
Смерть Сталина привела этот соблазн к своему высшему кощунственному проявлению. Газеты сообщили, не только о поклонении Патриарха Алексея праху безбожного врага Христова, но и о совершении по нем панихид.
Можно ли себе представить что-нибудь более кощунственное, чем панихида по Сталине? Можно ли нелицемерно молиться о том, чтобы величайшего от века гонителя веры и врага Божия Господь учинил "в раи, идеже лицы святых и праведницы сияют яко светила". Воистину, молитва эта в грех и беззаконие не только по существу, но и формально, ибо Сталин, вместе с другими народными Комиссарами, был отлучен от Церкви Святейшим Патриархом Тихоном и сам Патриарх Алексей, как он ни кланялся перед Сталиным, никогда не решился объявить о снятии с него этой анафемы.
Молитва об упокоении со святыми нераскаянного отлученного от Церкви грешника есть кощунственная ересь, ибо является исповеданием того, что якобы можно стяжать на небе Царство Божие, гоня и истребляя сынов его на земле во имя уничтожения самой веры в Бога. Это есть смешение Царства Божия с царством тьмы. Это не меньший грех, чем явное отречение от Христа, вера в Которого т.о. исповедуется как необязательная для приобщения к Его Царству.
В этом акте Московской церковной власти получил самое яркое проявление тот лежащий в основе ее грех, который так убедительно с 1927 года отличали наши исповедники в России и поныне обличает наша Церковь заграницей.
Сегодня
Пример РПЦ особенно впечатляет. Энергичный Патриарх бросил все свои силы на укрепление Церкви. Для этого требовались немалые материальные ресурсы, а проще всего их было найти в госказне. Понятно, что такая помощь никогда не бывает безвозмездной. В обмен властям нужна была не только лояльность, но и активная политическая поддержка. Все это с удовольствием и предоставила РПЦ, уверяя при этом, что никак политически не ангажирована. Просто в российской истории всегда царила гармония Церкви и власти, и нарушать ее Церковь не собиралась. Закон о реституции церковной собственности не заставил себя долго ждать. И РПЦ окончательно оказалась заложницей своего благодетеля. Сохранить в такой ситуации чуткость к народным настроениям было крайне затруднительно, подчеркивает эксперт.
Но дело не только в этом. Укрепление Церкви началось с административной реформы. Патриарх захотел выстроить такую управленческую вертикаль, которая, как отлаженный механизм, отзывалась бы на все телодвижения начальства. Вертикаль выстраивалась споро, и Церковь все больше напоминала армию, в которой не выполнить приказ значит совершить должностное преступление. При этом разговоры о внутрицерковной демократии и развитии приходской жизни носили все более схоластический характер. Никто не отрицал, что это хорошо, но главное - повысить церковную дисциплину, а остальное приложится.
Результат не заставил себя долго ждать. Вертикаль гордо уперлась в облака, у ее подножия копошится приходская жизнь. Но церковное начальство обращает внимание не столько на нее, сколько на другую вертикаль - российской власти. Всегда легче найти общий язык с соседом по этажу, чем с обитателем подвала. И чем живут эти подвальные жители, не очень понятно. Пренебрегая собственными демократическими процессами, религиозные лидеры не заметили, как они нарастают вовне, пишет Борис Фаликов.
Проморгав рождение гражданского общества, руководство российских религий оказалось в незавидном положении: продолжать поддерживать теряющую доверие власть значит и дальше терять доверие паствы.
Но это не все. Любая религия претендует на то, чтобы быть моральным авторитетом не только для собственных верующих, но и для общества в целом. Однако если это общество находит для себя моральные образцы вне религии и обнаруживает, что ему удобнее крепить солидарность, не прибегая к услугам религиозных институтов, те рано или поздно оказываются на его обочине.
NEWSru.com
Выводы делайте сами!
Источники: Интернет
Комментарии