"НЕ РАДИ КВАСНОГО БАХВАЛЬСТВА"

Если спросить у образованного русского, кто первая в мире женщина-посол, он не без гордости назовет имя Александры Коллонтай, которая с 1923 года стала полномочным представителем РСФСР (позже и СССР) в Норвегии. Но это расхожее мнение - не самое верное отражение исторических реалий. Диана Абгар в июле 1920 года была назначена дипломатическим представителем и генеральным консулом Армянской Республики - признанного Лигой Наций международного субъекта – в Японии. Именно она и стала первой в мире женщиной-послом.

 

ВСПОМНИЛИ МЫ ОБ ЭТОМ НЕ РАДИ КВАСНОГО БАХВАЛЬСТВА. Просто если представитель большой державы (вне зависимости - России ли, Великобритании, США и т.д.) по известным причинам может и не знать деталей из истории малых народов, то сами малые народы, особенно политические элиты последних, должны разбираться хотя бы в судьбоносных событиях собственного прошлого.

 

Министр образования Армен Ашотян, очевидно, осведомлен о Диане Абгар. Однако его ремарка от 22 мая и особенно ее акценты вынуждают нас вновь обратиться к теме, которую мы неоднократно поднимали и которая все еще злободневна. И уж, конечно, эта тема более важна, чем обусловленный стечением обстоятельств вопрос посольского первенства. Министр дал понять дашнакцаканам, что правящая Республиканская партия, в отличие от АРФД, знает, как сохранять страну, заметив, что "уроки из истории Первой Республики нами извлечены".

 

Извлечение уроков из собственной (и не только) истории – это стратегический продукт, и едва ли можно оспорить его важность. Но вопрос в том, что падение Первой Республики – это не одно трибунное предложение, а переплетение целого ряда сложнейших и взаимосвязанных военно-политических и идеологических факторов, обусловленных преимущественно программой по экспорту пролетарской революции, ключевой частью которой (особенно после краха в Европе Баварской и Венгерской советских республик) стал проект Красный Восток по раздуванию костра революции в мусульманских странах. Есть и много других сопутствующих нюансов.

 

Мы уже писали о том, что за три четверти прошлого столетия на части Восточной Армении возникли, сменяя друг друга, три республики. Власть каждой последующей республики, исходя из сиюминутных идеологических и политических соображений, пыталась опорочить, исказить, в лучшем случае - предать забвению общее национальное прошлое. В этом, собственно, и следует искать истоки многих наших бед. Базирующееся на измышлениях официальное отношение Третьей Республики ко Второй стало зеркальным отражением соответствующих подходов Второй Республики к Первой.

С начала 90-х "врагами" стали официально называться уже не только дашнакцаканы, но и коммунисты.

 

ЗЛО АГРЕССИВНО-НИГИЛИСТИЧЕСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СОБСТВЕННОМУ ПРОШЛОМУ не только в том, что с каждой новой республикой нарастало идеологическое противостояние в армянском обществе - возможно, это в определенной степени историческая неизбежность. Но подобное противостояние не позволяет трезво и объективно осознать опыт собственной истории, извлечь из нее необходимые уроки, оценить то лучшее, к чему стремились и что успели сделать наши предшественники, и не повторять их трагических ошибок.

 

Нынешнее поколение граждан РА и НКР должно открыть для себя Первую Республику. Не менее важно сделать это и отечественным политикам, и государственным мужам. Ведь в общественном сознании все еще довлеет сфабрикованное официальной советской историографией и "обогащенное" тезисами АОД вульгаризированное восприятие Первой. Причем ложь присутствует во всех без исключения сферах. Примеров тому предостаточно.

 

Так, в любом пособии по новой армянской архитектуре все еще читаем: "После установления советской власти в Армении Александр Таманян в 1923 году переехал в Ереван и приступил к работе над генпланом столицы, которую завершил через год". Между тем это явная советская пропаганда. Еще в мае 1920 года при Министерстве попечения Первой Республики было учреждено Управление главного архитектора под руководством именно Александра Таманяна, который тогда-то и начал работу над новым генеральным планом столицы. Аналогичных моментов, причем во всех без исключения сферах, множество.

 

То же самое можно сказать об отношении к Армянской ССР. О беспрецедентных достижениях нашего народа в советские десятилетия написаны тома. Однако обратим внимание на главное, уже без налета социалистической пропаганды: именно в период существования Советской Армении весь спектр национальной культуры - музыка, литература, живопись, наука и пр. - впервые за многие века вернулся на родину. Именно Армянская ССР стала центром стабильной национальной жизни, поддержания и воспроизводства этнокультурного иммунитета. В административных границах СССР, и в первую очередь Советской Армении, в пределах ее интеллектуальной мысли по-новому стала складываться и наша историческая память.

 

Игнорировать эти реалии также нельзя. В противном случае, особенно на фоне дальнейшего усугубления классовых и идеологических противоречий и роста внутриполитической напряженности, мы рискуем спровоцировать раскол, которого независимая Армения еще не знала. Арис КАЗИНЯН, «Голос Армении»