В исторической паре «народ – правители» гегемоном испокон веков была власть.
Она жила за счет народа. За это она повелевала народом, угнетала его, обкладывала налогами, гоняла на войны, а в случае неповиновения, гноила в тюрьмах или казнила. Потому что хозяин – барин. Церковь подкрепляла: власть от Бога.
Одна из великих заслуг капитализма в том, что он совершает переворот во взаимоотношении низов и верхов.
Только при капитализме общество впервые заявляет правителям: «Вы - наши слуги. Это мы вас нанимаем на работу по управлению нашим государством. И мы платим вам зарплату. Платим за то, чтобы вы не по своему произволу, а по писаным установлениям выполняли свои функции. И как хозяева страны, мы проверяем, как выполняете возложенные на вас обязанности и распоряжаетесь нашим общим бюджетом. И мы, хозяева, будем, по писаным правилам, смещать вас с работы, а в случае серьезных нарушений, привлекать к суду. Как Квислинга, Пиночета, Кацава, Берлускони. Вам понятно?!».
Но путь к гражданскому обществу «не легок и не скор». Николай I сам допрашивал оставшихся в живых после картечи декабристов, требовавших всего лишь введения конституции.
- Вы против кого бунтуете?! Вы же против самого царя идете! Да я же что хочу, то с вами и сделаю. В порошок сотру. В Сибирь сошлю. На виселицу отправлю. Я – самодержец! Что хочу, то и ворочу. Понимаете, против чего бунтуете?!
- Понимаем. Вот против этого и бунтуем.
Господство власти над народом в России достигло своего апогея при Сталине. И если компрачикосы уродовали лишь детей, то сталинская фашистская система уродовала все общество целиком, саму природу человека.
Власть, образно говоря, вышибла из нации мозги. Как интеллектуальное излишество в 1922 году за рубеж пароходами были высланы философы-мыслители и ученые с независимой позицией. Остальному обществу категорически запрещалось осмысливать происходящее в стране и мире. «Осмысление» подавалось ему на блюдечке уже в готовом виде: «Мы идем к коммунизму. Вокруг нас враги».
Отныне нация не участвует в выборе путей развития. Не участвует в выборе правительства, идеологии. Все уже решено и выбрано за нее.
Более того, совершенно естественные политическая, экономическая инициатива и самостоятельность низов – преступления.
Понятия ставятся с ног на голову. Граждане и патриоты отныне не те, кто болеет за судьбу отечества. Теперь гражданин и патриот тот, кто по-собачьи предан вождю и его хунте.
Преступна критика и тем более сопротивление большевикам. «Контрреволюция!».
Все население обращается в исполнителя грубой воли и самых диких прихотей самозванцев. С этого момента нация прекращает свое нормальное развитие, и превращается в служанку самовлюбленной хунты во главе с диктатором.
Но и этого верхушке мало. Ей необходимо, чтобы подданные не просто воплощали ее бредовые замыслы. Ей нужен абсолютно покорный и молчаливый народ. А еще лучше – восторженный и ее прославляющий.
Тоталитаризм «стирает» личность. Если она не соглашается быть услужливым рабом власти. Мандельштам, Мейерхольд, Вавилов, не сломленный Блюхер и сломленный «буревестник» Горький. Вытравливается заложенное природой в каждом стремление к свободе, достоинство, социальная, деловая и культурная активность. Человек низводится до слепого исполнительства. До «винтика».
Фашизм в Камбодже свирепствовал 3 года. В Германии – 12 лет. У нас – из 74 тоталитарных лет на один только сталинский фашизм приходится 23 года.
Сегодня страна в целом аналогична вернувшимся с орбиты космонавтам. Но у них атрофия только мышц. Их осторожно вынимают из шарика. Требуется адаптация к земному притяжению.
В 1991-м нацию вынули из тоталитарного «шарика» и бросили в бурлящий буржуазный котел. Но с глубокой атрофией тех участков полушарий, которые отвечают за ведение бизнеса, за борьбу за свои права, за ориентацию в политике, идеологии, в делах международных.
Вот этим «винтикам» и предстоит вырасти до гражданского общества (ГО).
Обычно история отпускает на это около сотни лет с момента буржуазной революции. Она дает мощный толчок стремительному росту мелкого и среднего бизнеса – экономической и социальной базе ГО. Чтобы оно потом громко заявило о себе - толи чартистским движением, как в Англии, толи делом Дрейфуса, как во Франции.
К 1991 году мы оказались на нулевом уровне в бизнесе, поскольку власти в течение шести десятилетий с корнем выкорчевывали частное предпринимательство. Наше всплытие на поверхность сегодняшней цивилизации по трудности равносильно всплытию из глубин Марианской впадины.
Гражданское общество возникает на рубеже перехода из первой фазы капитализма во вторую. И само является признаком такого рубежа. Наряду с установлением демократии. Но, появившись на свет одновременно, демократия и ГО далее живут разной жизнью. Демократия функционирует ежедневно и ежечасно. В виде парламентской деятельности. Конкуренции партий. Профсоюзов. Вездесущей прессы. Независимой судебной ветви.
Гражданское же общество проявляет себя лишь в критические для нации моменты. И не имеет структурированных органов.
События в Чехословакии 70-80-х годов – образцово-показательная глава в учебник по ГО и демократии.
В 1977 году 242 человека совершили гражданский поступок. Они открыто заявили о своем несогласии с политическим устройством страны.
«
Хартия-77». И, естественно, тут же были «раздавлены» властью. Но «Хартия» оказалась дрожжами. И Чехословакия «забродила». «Брожение» длилось десять лет. В 1989 году страна забурлила. К студенческим демонстрациям присоединилась интеллигенция, а потом забастовала и вся страна. Давление на власть оказалось столь решительным, что президент и правительство вынуждены были подать в отставку. И в течение полутора месяцев все правящие структуры были очищены от прежней бутафории и наполнены демократическим содержанием. Гавел и Дубчек снова стали во главе нации.
Гражданское общество – неструктурированное множество граждан страны,
- обладающих социальной ответственностью и активностью,
- способных
- в любой критический момент
- консолидироваться и
- оказать решающее влияние
- на политический, военный, экономический, юридический, нравственный аспекты жизни нации
- для изменения их
- в направлении прогрессивного исторического развития.
Однако ГО, бывает, терпит и поражения, как это случилось в начале 50-х в США. Под предлогом борьбы с «коммунизмом» власти изгоняли «подозрительных» из университетов, редакций, радио, телевидения. Требовали от граждан регистрации в качестве агентов коммунизма (жесткая параллель с путинским законом о регистрации в качестве «агентов Запада»). От
Маккартизма пострадал целый ряд либерально настроенных деятелей науки и культуры. В том числе всемирно известные Альберт Эйнштейн и Чарли Чаплин. И только через четыре года общество нашло в себе силы положить конец попранию Билля о правах.
Но то же американское ГО сказало свое веское слово в прекращении войны во Вьетнаме.
Энергичное вмешательство гражданского общества в жизнь Франции 1968 года замечательно двумя обстоятельствами. Прежде всего, тем, что страна под руководством де Голля находилась на экономическом подъеме. На первый взгляд, повода для кризиса нет. Однако за общим ростом обнаружилось то, что коротко называется «бедные беднеют». Благополучие обходит стороной людей труда. Растет безработица. Аграрная реформа ударила по крестьянству. Первым взорвалось студенчество. Правительство вводило селективный отбор в университеты и еще ряд ущемлений. Пошла цепная реакция.
Кульминацией стала майская всеобщая забастовка, в которой приняло участие 60% трудовой Франции. В результате власти изменили свою экономическую линию. Зарплаты в промышленности поднялись до 35%. В других сферах – не менее чем на 15%. Время легендарного Шарля де Голля было сочтено. Через год он сам подал в отставку.
По мере того как национальные государства Евросоюза переплавляются в супергосударство «Европа», местные ГО потихоньку преобразуются в единое общеевропейское. И когда мир наблюдает, как фермеры 15 стран ЕС поливают административные здания Брюсселя и полицию молоком, то это значит, что так проявляет себя пока еще зачаточная форма будущего европейского гражданского общества. Активная же деятельность «Гринпис» - тоже зачаточная форма. Но уже глобального ГО.
Сознание бывших советских людей весьма инерционно. Это только в телевизоре: клац – тоталитаризм, клац – капитализм.
Выброшенный из тоталитаризма «совок» хочет осмыслить, откуда он выброшен и куда попал. Но, о, боже! – оказывается, мыслить-то нечем. За десятилетия бездействия эта часть головы – омертвела. Там вместо мысли – въевшиеся штампы полувековой давности.
Ему говорят: «С 1930 по 1953 год в стране царил фашизм». А он сражает мир ржавым стереотипом: «Нет! Это мы строили социализм!».
Ему говорят: «Союз развалился по двум причинам. Стране изначально была навязана исторически гибельная, неконкурентоспособная экономическая модель государственного капитализма, державшаяся к тому же на штыках и обмане». А он «парирует» замшелым клише: «Нет! Союз развалила Америка с помощью диссидентов!».
Ему говорят: «Теперь твой дом – классический капитализм. Изучай его и учись в нем жить. История не знает заднего хода». А в ответ: «А я хочу назад! Я хочу как при Сталине!».
Партия, по своему образу и подобию, усиленно превращала подданных в недочеловеков.
На пути к демократии и гражданскому обществу сейчас два препятствия. Во-первых, экономика на природных ресурсах уступает экономике производства и экономике высоких технологий. Во-вторых, наш совковый менталитет, да еще придавленный серией посттравматических синдромов.
Однако ход истории неумолим. У догоняющих есть прекрасное преимущество – у них всё впереди!
В том числе и эксклюзивный индикатор появления гражданского общества – суд над ВКП(б)–КПСС.
Цикл из десяти статей об исторических обстоятельствах и сути преступлений, совершенных единолично правившей партией, завершен.
Мы переходим к составлению обвинительного заключения. Каждый желающий может поставить свой вариант на открытом для всех блоге сообщества «
Моделируем суд над ВКП(б)-КПСС». Если материал не укладывается в 1400 слов, его можно разбить на две-три части.
Желаем успехов!
Бобер Простоквашинский
Пчёлка Медовухина
Комментарии
Конечно, исполнительные органы часть системы.
Вы пишете: «Ваш суд».
Но нам очень бы хотелось, чтобы это был наш общий суд.
Прямо как у Игоря Скляра! :-)
И на море буду разом
Кораблем и водолазом.
Сам себя найду в пучине,
Если, часом, затону. :-)
http://www.youtube.com/watch?v=fnCkITP6ib0
Перепечатки не допустимы.
Поэтому фильм разместить здесь нельзя.
А вот ссылку не него - пожалуйста!
http://dokonline.com/dokumentalnie-filmi/12917-delo-iosifa-stalina-2-serii-2012.html
Ждем Ваш вариант обвинительного заключения.
Свой мы поставив дней через десять.
Комментарий удален модератором
===
Логика нашего подхода к делу, Алексей, такова:
1. Мы судим организацию, создавшую и навязавшую нам преступную тоталитарную систему.
2. Эта система свое существование завершила.
3. Но!!! Все мы – и «Эрэфия» как структура, и люди - все мы дети и внуки этой – подчеркиваем – преступной системы.
4. И сегодняшние преступления государства и народа – вторичны. Они в значительной мере – наследственны. «Не же-ла-ем жить по-другому! Ходим мы по краю…» :-)
5. Поэтому, давайте сначала скажем «А» - разберемся с тоталитаризмом.
Или стоит браться за все сразу?
Мы убеждены в том, что после суда над ВКП(б)-КПСС «улицы, площади и станции метро» сразу же перестанут «носить имена большевистских преступников». :-)