Андрей Туманов: Ни Путин, ни Медведев уже реально не понимают, что происходит в стране

На модерации Отложенный

Андрей Туманов без малого полгода назад отказался от своей газеты «6 соток», весьма популярной у садоводов, ради того, чтобы стать депутатом Госдумы. До этого он пять раз задавал президенту Путину свой извечный вопрос о правах садоводов и о дачной амнистии. Последний, шестой раз, он задал его, уже будучи депутатом. Помогло ли это решить насущные проблемы дачников?

К Набиуллиной ходил, как к следователю

- Разве что-то меняется от ответов, которые вы получаете от Путина? Сколько лет, а воз и ныне там — дачники не могут прописаться в своих домиках (разве только по суду), пенсию им туда не носят, скорую не дозовешься, тарифы на электричество для них — выше, чем в целом по региону... Да по дачной амнистии, кажется, уже все признали — провал.

- В основном это, конечно, имитация. То есть, президент стукает кулаком по столу и этот его стук расходится вниз, как по трубе. И, когда до низу доходит, все заканчивается. Остается только имитация деятельности, которую демонстрируют чиновники. И только сейчас, на шестой раз, мне удалось добиться того, что президент дал поручение правительству решить вопрос. Я ведь тогда, в декабре, после пресс-конференции смог поймать Владимира Владимировича в кулуарах, сказав ему: «Я же с вами договорился, что еще подойду к вам…». И заставил его прочитать мою бумагу к нему прямо при мне мол: «Люди уже над нами смеются. Если вы все опять кому-то передадите по цепочке, вопрос снова замылится». И он расписал Эльвире Набиуллиной — разобраться (Туманов с гордостью демонстрирует свое обращение и автограф Путина на нем — авт.). Она женщина серьезная, и провела со мной большую работу — я четко, как к следователю, некоторое время регулярно ходил в администрацию президента. По итогам нашей работы появился вот такой «секретный» документ (издалека демонстрирует поручение, также подписанное Путиным — авт.), где премьер-министру Дмитрию Медведеву предлагается к 1 июня 2013 года представить предложения по совершенствованию правового статуса садоводов. А для этого должны потрудиться многие министерства они все в этой бумаге отмечены. Я очень рад, что все копии документов мне Владимир Владимирович (вернее, его люди) пересылает.

- И что? Первое июня уже не за горами. Есть предложения?

- Насколько я понимаю, все ведомства, причастные к этому делу, сейчас готовят отмазки на тему: мы этого делать не можем: садоводы это вообще не наша тема… Мне ведь уже некоторые министры звонили и предлагали дружбу до гроба: мол, проси что угодно, но только отмажь нас, и не закладывай. Мы ж, мол, тебя любим и дадим все, что тебе надо. Даже чуть ли не пост замминистра предлагали…

- А вы?

- А я им говорю: вы же понимаете, я же человек малосистемный, на меня трудно повлиять. Я же рано или поздно все равно увижу и Владимира Владимировича, и Дмитрия Анатольевича. И не смогу удержаться, чтобы не ляпнуть им про ваши просьбы. Но они все равно попытаются отмазаться. А у них на пути лежу я.

Может, я плохой дипломат. А может, и хорошо, что я плохой дипломат. Потому что в принципе мне ничего не надо: я добиваюсь цели. Я не хочу на этом заработать денег, не хочу славы. Мне принципиально хочется дожать это дело. Особенно сейчас, когда я стал депутатом. Ведь раньше меня не могли упрекать ну, делает что-то человек за свои деньги, собственным лбом стену пробивает, ну и пусть его. А сейчас я должен свои депутатские корочки отработать (хоть я за них и не боролся). И я уверен: уж за свою-то жизнь я додавлю это дело с правами садоводов. Даже если надо мной Владимир Владимирович будет дальше смеяться: как ты замучил нас этой темой. Но тема-то не решается. Пять лет назад надо мной смеялись, говорили: нет этой проблемы. Теперь вот наконец хоть признали — есть она!

- Сколько у нас дачников 20 миллионов?

- Все цифры по дачникам и садоводам в свое время вбрасывались мною. От фонаря. И я очень горжусь, что потом эти цифры цитировали не только министры, но и сам президент. А в принципе данная тема никем не исследовалась, по ней не проводились мониторинги... До сих пор, даже имея поручение президента России, мы не смогли собрать круглый стол, куда бы пришли представители всех причастных министерств.

Как задать вопрос Путину

- Вся страна недоумевала, когда вы в первый раз первым задали вопрос Путину. Все гадали: почему это пресс-служба президента решила начать его пресс-конференцию с такой узкоспециальной газеты, как «6 соток». Теперь-то откройте тайну, как вам это удалось? Я так понимаю, что второй, третий, четвертый и пятый разы вас включали уже по инерции…

- Не верьте в инерцию. Любое волшебство должно быть подготовлено.

- Ага, подготовлено пресс-службой президента. Там в первом ряду, откуда вы свои вопросы задавали, всегда бумажки лежат: места забронированы для тех, кто в пуле и в списке...

- Ничего подобного! Не был я ни в каких списках! Все секреты раскрывать, конечно, не буду, но кое-что расскажу. У меня была цель: задать вопрос президенту. Для этого нужно было близко оказаться к нему. Я пришел на пресс-конференцию, заготовив бумажку, на которой напечатал бессмысленный набор букв, зато крупно: ГК НКБ. Я же профессионал, и прекрасно понимаю несмотря на то, что на пресс-конференции работают спецслужбы высокого статуса и ФСО, и ФСБ но, какие бы они крутые ни были, обмануть их все равно легко. При условии, что я один, а служб много, и у них не всегда взаимодействие. Так вот, в тот первый раз сначала я ворвался в зал на плечах телеоператора… Потому что пишущих журналистов в зал не пускали, а телеоператоров как раз приглашали занять свои места. Я кинулся к одному, пообещал бутылку, он мне дал треногу понести... Так я оказался в зале раньше всех пишущих коллег. Естественно, кинулся в первые ряды, выбрал место напротив Путина. Там лежала бумажка с надписью «пресс-служба», я эту бумажку снял, положил свою и встал неподалеку. Вижу, проходит ФСО-шник – читает «ГК НКБ», видимо, думает «Бог его знает, много тут разных… Ну, если кто положил, наверное, имеет право...» Логика понятна — место напротив Путина — а с улицы сюда не придут. Дальше смотрю, человек из пресс-службы идет, тоже видит странную бумажку. Уходит, видимо, полагая – наверное, это ФСОшники чего-то намудрили... Так и лежит моя бумажка, а я рядышком пасусь... Правда, все же занял еще место – где-то в конце зала, на случай, если отсюда вдруг погонят… А потом раз – Путин идет, я –  прыг, сижу... Ко мне бросились — а вы чего, а вы кто? Но уже поздно…

- Сейчас такие номера уже не пройдут. Но сесть напротив — это полдела.

- Это да. У президента охрана намного жестче, чем у премьера. А тогда… Что дальше? Дальше – чистая психология. Есть, например, такой закон. Когда человек (даже если он Путин) входит в большую аудиторию, ему надо за что-то зацепиться взглядом. И это будете вы, если вы ловите его взгляд, и пожираете глазами (не гадко, конечно, лучше – обожающе)… Я, к слову, как-то даже коньяк на спор выиграл — может, заметили: президент, когда входит, сначала здоровается со мной, а потом уже со всеми остальными журналистами. Потому что если вы ловите его взгляд и в то же время киваете, он в ответ автоматически кивнет. И вот он садится –  с кого начнем? И тут я, который ему только что кивнул, привстаю и всячески показываю — с меня, с меня... Ему ничего не остается, как разрешить мне задать вопрос.

Теперь-то Путин знает меня в лицо

- Так в первый раз и было?

- Да. Потом, во второй раз, я пришел намного раньше и сразу же подкатил к его тогдашнему пресс-секретарю Громову (я его знал немного): здрасьте, как там ваши домашние?

Золотое правило: вы должны много знать про человека, с которым хотите работать — кто его жена, сколько у него детей, как зовут маму и тещу... Кстати, любой публичный человек, если вы подойдете к нему по-дружески (он может вас и не помнить), никогда вас не пошлет, если вы спросите о его семье. Он подумает — через меня проходит много людей, может, я просто этого подзабыл… И вот Громов мне отвечает, кто как из его домашних поживает. А я говорю: «Привет своим передавайте. Да… Я вот тут сижу... Мы же традицию не будем нарушать?» Он: «Какую традицию?» «Ну, я же на прошлой пресс-конференции был первым...» «А-а-а...» И потом, когда он обводил глазом зал – с кого же нам начать? - я сразу начал привставать: ну вот же он я… Это все психологические хитрости.

- Ну, теперь-то Путин вас уже знает в лицо?

- Да.

- А почему традицию нарушили в этот раз? Не ваш вопрос был первым.

- Так его пресс-секретарь Песков вообще не хотел, чтобы я задавал вопрос. К тому же я ведь теперь уже не журналист. Я поэтому так и представился — внештатный корреспондент «6 соток». Меня Путин даже в связи с этим пожалел...

В общем, дело было так. Сначала я у Пескова слова выпрашивал — всячески с ним перемигивался, руки тянул... Думал, у него совесть проснется и он скажет: «Ну ладно, Андрей. Вижу, изъерзался весь, давай...» Нет, он строго так на меня смотрит и морщится. Думаю, ладно — не буду больше у тебя проситься. И так как я сидел в доступном для обмена с Владимиром Владимировичем информацией месте, то начал с ним перешептываться, когда образовывались паузы. Я ему: «Владимир Владимирович, «6 соток», меня-то не забыли?» Нет, кивает. Я: «Песков не хочет вызывать. Свободу прессе!» Путин мне показывает рукой — сейчас-сейчас. Я ему: «Время-то идет, а если не успеем?» «Жди», опять жест рукой. Я снова: «Так уже пора!..» В общем, я очень мешал Путину: я же ерзал, шептал, рожи строил… И когда я его окончательно достал, он предложил Пескову все же дать мне слово.

Как у меня изменилось сознание

- Вы как-то сказали, что дачная амнистия провалилась потому, что на нее не было выделено финансирование. А почему мы так жалеем деньги на вещи, которые нужны людям: на адекватный расчет зарлат учителям и врачам, на соцпрограммы, на какие-то исследования, на мониторинги в конце концов. И так щедры в отношении Олимпиады, Сколково и тому подобных статусных «игрушек». Вы ведь в Думе бюджет принимаете, вам и карты в руки.

- А мы, если помните, всегда против такого бюджета голосуем. Здесь разгадка легкая. Наша власть крайне несменяемая, и она очень оторвана от народа. И у всех, находящихся во власти более определенного периода, произошли психические изменения. Я там побывал, сам это видел.

- Это вы про то, как три дня в кортеже Дмитрия Медведева (тогда президента) ездили?

- Да. Не поверите, но всего за три дня нахождения в кортеже Дмитрия Анатольевича у меня психика изменилась. Помню, меня из аэропорта отвезли на ВВЦ (у меня там выставка садоводов проходила). И вот я вышел из машины, уставший, на меня толпа людей идет. А я стою, жду, когда люди передо мной начнут расступаться. Представляете? И это всего за 3 дня! А потом поехал на дачу. Сел за руль… Слышу, мне все вдогонку гудят, как блондинке. И тут только я сообразил: еду на красный свет. Всего три дня! Так что представляете, что будет, выпусти сейчас Медведева или Путина на улицу, просто так, без охраны…

- Жалко их.

- Они же ничего не поймут в нашей жизни! Я ведь не случайно на пресс-конференции спрашивал у Медведева-президента, насколько реально он оценивает обстановку? Потому что я видел, как ему впаривается показуха. Вот приезжаем на прибыльную молочную ферму. Все в белых халатах, красота, музыка играет, прекрасно пахнет, все довольны… Только я один догадался подойти к главному на этой ферме (никто ведь из местных баронов не знает, кто я такой, и что с президентом делаю): «Сколько тут у вас таких ферм?», строго спрашиваю. Он уточняет: «Прибыльных?» «Да». «Одна…» «А склько убыточных?» «450…» «А кто помогал такую прекрасную ферму оборудовать? Кто опытом делился?» «Между нами, говорит, мне братан помогал». «Какой братан?» «Губернатор, ответил он честно. Только не говорите никому». Понимаете, вот и разгадка секрета. Через него одного идут все программы, которые получает область. А они рассчитаны на всех… А что видят Путин или Медведев? Они видят, как хорошо живет крестьянин, как все замечательно. Ихже не повезут на ферму, где разруха. Или вот еще история. Приезжаем с Медведевым (с Путиным я не ездил ни разу) на саратовский рынок, там бывший (а в ту пору действующий) губернатор, корольком ходит. А я в толпу нырнул: мне уже шепнули, мол, тут вон машины подогнали, где огурцы, помидоры и картошка за 10 руб. килограмм…

- Была такая история. Так вы очевидец?

- А как же! Медведев обрадовался: по 10 рублей не так уж дорого. Какие, спрашивает, у вас средние зарплаты? 10 тысяч? Ну, даже при таких невысоких зарплатах цены вполне доступные… Я говорю: «Дмитрий Анатольевич, народ просит подольше не уходить с рынка». «Да? Почему?» Я говорю: «Чтобы люди хоть купить это успели. Ведь когда вы уйдете, таких цен уже не будет». Губернатор на меня шикать начал…

- Поэтому, видимо, вас больше в поездки и не звали…

- Я ему столько гадостей тогда наговорил и про губернаторов, и много про что еще…

- То есть открывали Медведеву глаза?

- И его самого подколол на заводе молочном. Медведеву там кефир понравился. Он как три стакана рубанул… Потом за руль садится... Я говорю: «Напрасно вы, Дмитрий Анатольевич, за руль сейчас садитесь…» И все сразу притихли…

- Буквально на днях он объяснял в интервью про то, что у алкотестера, оказывается, должен быть люфт по погрешности прибора (да еще чтобы такие вещи, как кефир и лекарства не мешались). И зачем было огород городить. Ведь раньше было разрешено в России 0,3 промилле. И это (всем известно - гаишники сами объясняли) и есть та самая погрешность. Теперь вот кто-то про это Медведеву наконец рассказал, и ее опять вводят… У него что, не нашлось ни одного умного человека, который бы ему это раньше объяснил, до введения «полного нуля»?

- Не нашлось умного человека, к сожалению. Потому что все привыкли поддакивать, боятся показать свою слабость. А надо не бояться показать свою мудрость. Я вот мудрый  я готов признать свои ошибки.

Поэтому, дорогие друзья, давайте брать пример хотя бы с Древнего Рима. Помните, какая там была сменяемость власти? Год, и тебя дальше передвигают. Чтобы не обрастал связями и вредными привычками... А у нас… Думаю, сегодня ни Путин, ни Медведев, никто из них уже реально не понимает, что происходит в стране. Я это говорю не как антиПутинец. Я к Путину, кстати, лояльно отношусь. Просто я вижу его ошибки. Но при этом я бы не хотел другого президента потому что придет какой-нибудь идиот, такого наворотит… Этот хотя бы не наворотит, хоть какая-то стабильность. Но все время подпевать Путину, что он теперь полубог и каждое его слово истина в последней инстанции… Это могут только враги Путина и России. Настоящие друзья всегда указывают на ошибки.