Вера Авраама: почему Авраам не принял дары царя Содома

На модерации Отложенный

Что мы узнаём о вере из жизни Авраама, когда вера ещё только возникала в человечестве после веков молчания и поколений неверия.

Вере предшествует сыновство – сохранение устоев патриархальной семьи, как первое условие спасения. При этом человек как-то даёт Богу доступ к себе и начинает слышать, рождается вера. Вера от слышания. И ещё, вера даётся вместе с обетованием. Господь нечто обещает. Верующему Бог даёт весь мир, как историю и Самого себя. Но Бог не всё говорит человеку, чего Он от него хочет. Вера требует послушания, чтобы человек слышал и исполнял, но одновременно вера требует, чтобы человек догадывался, искал и обретал. Ищите и обрящете, стучите и отворят вам.

 

Бог даёт человеку всё, а чего Он хочет от человека. Он хочет встречного творческого усилия. Вера в Бога ищущая и находчивая, вера в Бога живая, а другой не бывает. Вера живая, это такая вера, которая спасает от смерти (в Египте вера Авраама спасла его), позволяет обустраивать землю, осваивается на земле как церковь, вера даёт силу в войне, если эта война за правду, вера открывает новозаветное. История встречи Авраама и Мелхиседека, это новозаветное. Ветхозаветный праведник прозрел. В священстве Мелхиседека Авраам увидел Того, Кто в Новом Завете явится как Христос Бог.

Аврааму предстоит взойти на новую ступень веры, и Аврааму было откровение.

 

Начинается откровение, которое продлилось больше суток. Что это было? 15-я гл. 1-й стих: После этих слов, было слово Господне к Аврааму. После слов было слово. По - еврейски слово – давар, но давар означает и слово и дело (событие, происшествие), поэтому переводят: после сих происшествий было слово, что в данном случае затемняет смысл. Нет, какие-то такие произнёс Авраам слова, что после этих слов, само слово Божье говорило с ним. Это было слово глаголющее. Так, читаем тот же стих, гл.15: После этих слов, было слово Господне к Аврааму в видении ночью, говорящее. Кто был говорящим с Авраамом – говорило Слово (слово глаголя – рема лего, давар лемор, в переводе с еврейского – буквально слово, чтобы говорить) ночью, в видении ночью. Уточнение ночью содержится в некоторых списках Септуагинты и принято в Славянской Библии и Златоустом. Ночью, поясняет святитель, чтобы слова Господни были приняты в безмолвии. Но не только поэтому. Начинается событие, которое продлится больше суток. Было слово в видении. Итак, в видении было слово Божие говорящее. Вот такое событие.

 

Никаким телесным чувствам откровение не воспринимается, и мы уже имели возможность в этом убедиться. Видение со словом данное Аврааму будет в высшей степени значительным. Обозначение такого рода видений в еврейском тексте редко. Такого рода видения называются махазе. Так было с Валаамом. Видеть видение (махазе), это высшая степень достоверности для человека. Так было с Валаамом, когда он пророчествовал (это в книге Чисел мы находим), но человек и обманываться может в высшей степени, если он видит пустое видение. Аврааму предстоит войти в это видение. И пребывание его в этом видении махазе будет долгим.

 

В последовательности жизни Авраама наступил новый этап. Его видение это новая форма откровения. В чём она новая? Сконцентрируйтесь, в чём оно новое, насколько значительно тут каждое слово, которое он услышал. Бог вступает в беседу с праведником. Авраам начнёт отвечать Богу, эта беседа произошла после каких-то слов, сказанных Авраамом. После этих слов было слово Господне Аврааму, Авраам проявил какое-то качество, важное в ряду других добродетелей и вслед за этим (а сколько времени, может быть лет прошло, мы не знаем) было ему слово от Бога. Вот Иоанн Златоуст хорошо видел эту особенность жизни Авраама. Он так пишет: Как некую златую цепь в писании ряд сказаний об Аврааме в таком порядке, что сперва видим доказательство его собственной мудрости, а потом, немедленно, за ним следующее воздаяние ему от Бога. Вот очень точное наблюдение. Вера Авраама живая, догадливая, находчивая, Авраам идёт с упреждением. Человек нечто постигает, а Бог подтверждает. Это так. После этих слов было слово Господне. Какие были последние слова Авраама? Как ни странно, это был его разговор с царём Содома. Это были последние слова. А суть этого разговора, Бог свидетель: нитки не возьму у тебя. Почему такая значительность, почему Писание придаёт такое значение этому разговору. А дело в том, что Авраам показал, как церковь отделяет себя от того, что не есть церковь.

 

Некогда Сыны Божии должны были не смешиваться с каинитами, так и навсегда впредь. Церковь должна отделять себя от того, что не есть церковь. Перед потопом это смешение произошло. Результат его был страшный – потоп. Так вот Авраам усмотрел, что в жителях Содома было что-то от каинетян, от каинитского духа что-то в них было. Было, и это явится позже, но первый, кто это разглядел, был Авраам. Не Лот, который поселился в Содоме. Богато жили в Содоме и Лоту это нравилось. Аврааму не нравилось богатство каинетян. Что же именно от каинского духа было в содомлянах, что Авраам разглядел и от чего уберёгся?

В повествовании о потомках Каина ( о его роде, о детях, о цивилизации, об изобретениях, о женщинах из рода Каина) мы находим намёк на то, что эти потомки Каина изобрели блудное ритуальное служение женщин. Слово содом дало впоследствии название грехам полового разврата. Содомские грехи, однако, это не разврат и не извращение, это узаконенные дела разврата.

 

Блуд, извращение, проституция, свальный грех, гомосексуальные отношения и многие другие, поскольку они легализованы – это Содом. Везде, где мы слышим о легализации форм разврата, нужно это так понимать, что здесь говорит каинский дух. А дух Каина действует поверх государственных и национальных различий. По-моему германские племена Европы, они были первыми, кто узаконил гомосексуальные браки и стали брать налоги с проституции.

Недавно, центральная конференция раввинов Америки, разрешила раввинам, по собственному усмотрению, совершать религиозные церемонии над гомосексуальными парами (сейчас во Франции тоже самое - прим. ред). В России проституция не легализована, но в этом направлении работа ведётся силами ориентированных СМИ. И эти усилия не прекратятся. Нам всё время будут говорить, что проституцию нужно легализовать, а с геями дружить. Мы просто будем знать, что это такое, как это называется на языке Священного Писания. В Писании сказано: человеки в Содоме лукавы пред Господом. Содомляне, как и каинетяне, они от лукавого, они далеко продвинулись в грехе. Там же, сказано в Писании (Бытие 13 гл.,13 стих), что человеки в Содоме лукавы и грешны пред Господом весьма. Однако грех содомлян был тогда локальным явлением, поэтому само это место было просто выжжено с лица земли.

 

Далее. Авраам, предложенное от Мелхиседека взял, от царя содомского нитки не захотел взять. Почему не захотел взять? Авраам сам ответил с клятвой, подняв руку произнёс имя Бога Всевышняго. Авраам вспомнил о Боге и не захотел брать от каинетян. Всё логично: о Боге вспомнил, и каинетян увидел, и брать ничего от них не захотел. Это качество называется разборчивость. Это слово нашёл Иоанн Златоуст, это очень важное качество духовной жизни – разборчивость. Никакой доли нельзя иметь с теми, которых отец есть диавол. Как вести себя с теми, кто не принял апостолов Христа, сказал сам Христос, когда посылал 12 апостолов, не к язычникам, не к саморянам, а Он посылал апостолов наипаче к овцам погибшим дома Израилева. Вот с них спрос есть. Что сказал Господь апостолам, которых Он посылает к погибшим овцам дома Израилева: если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то выходя из дома или из города того отресите прах ног ваших. Аминь (значит, истинно говорю) говорю вам, отраднее будет земле содомской и гоморской в день суда, нежели городу тому. Вот я посылаю вас как овец среди волков, будьте разумны как змии и просты (вот очень интересное слово стоит - акераиой, буквально без примеси, будьте целые, безпримесные), как голуби. Остерегайтесь же людей. Это называется разборчивость. Нитки не брать! Нитки не брать? - пыль чтобы случайно не налипла. По отношению к Богу нужно быть духом как голубь (голубь символ Духа Божьего), без примеси, чтобы никакой примеси не было от духа чужого. Этот дух обозначается именем каин. А с теми, кто семя змея нужно быть разумными, как змеи. Понимать и остерегаться всех ухищрений змея, это значит блюсти голову змея. Мы должны блюсти, выслеживать, подстерегать голову змея. То есть не воевать с ним на вещественном плане, но помыслы от него не принимать, каинетянских подходов остерегаться.

Оказывается самый простой способ, каким каинетяне входят в общение с сынами Божьими (тот, который применил царь Содома) – это давать. Давать своих женщин, приобщать к всемирной цивилизации, давать деньги. При всех подходах каинетян, главное для них, чтобы мы имели с ними общую долю: в помыслах, в жёнах, в прогрессе, в богатстве. Если есть общая доля с ними, нитка или ремень от обуви, как говорит Авраам, пыль на ногах прилипла, говорит Христос, через нитку, через пылинку может пройти голова змея.

 

Авраам поговорил с царём Содома и остался без примеси от каинского духа, прост, как голубь. Однако самый изощрённый способ действия каинетян не подкуп и не кредит и не сочетание подкупа и кредита (такое популярное ныне), а когда они действуют без корысти. Иоанн Златоуст это тоже увидел. Ведь с добрыми чувствами, говорит Златоуст, подошёл царь содомский к Аврааму. Действительно, если задуматься, каинетяне могут искренне предлагать нам добро, могут проявлять совершенно не притворные добрые чувства. На этом мы горим. Зло не принимаем, добро принимаем от каинетян. Это качество называется доверчивость. Есть вера в Бога, и тогда мы Сыны Божии, и есть доверчивость без разбора (неразборчивость) тогда мы даём чужому духу примешиваться и теряем неуязвимость от змея.

По - доброму так, содомский царь обратился к Аврааму, по человечески. Почему бы не уважить царя. Нет, не захотел Авраам по-человечески иметь с ним отношения. Это мудрость, Авраам действительно выслеживает враждебный дух, он умеет, по слову Господа, блюсти выслеживать голову змея.

 

Если со стороны посмотреть на разговор Авраама с царём Содома с бытовой точки зрения, с психологической, даже политической точки зрения, то они по-соседски поговорили и разошлись. Один великодушно давал, другой великодушно не взял, а за этими политкорректными отношениями стоит духовная вражда. Как Господь сказал: вражду положу между семенем змея и семенем жены. Авраам враждует, но это духовная вражда, которая не переходит в агрессию в бытовом, политическом, психологическом плане, потому что от агрессивной вражды каинетяне крепнут. Авраам показывает, что с лукавыми людьми, это каиниты и содомиты не надо спорить, надо уметь с ними разойтись. А почему не надо с ними спорить, потому что каин (это его духовная природа), он стенающий, а каинетяне, его духовные потомки говорливы. И начни с ними разговаривать, ты уже на их территории. Верующий человек, он в вере находчивый, а каинетянин в слове находчивый. Им главное вступить с тобой в общение. С каинетянами надо уметь разойтись: великодушно прервать переговоры и поступать как отец наш Авраам – проявить недоверчивость.

Недоверчивому, в котором нет лукавства, дано увидеть. Так было в жизни Авраама, он находился в состоянии видения (махазе). Это видение будет очень значительным, продолжится более суток и завершится состоянием исступления. Аврааму верующему недоверчивому в видении будет дано Слово Божье, затем некоторое зрелище. И в Аврааме откроется вера зрячая.

Е.А.Авдеенко, газета «НОВЫЙ ВЕК» №2(62)13