Геннадий Зюганов: Куба - на верном пути

На модерации Отложенный


По заказу КПРФ на Московском монетном дворе отштампована юбилейная, очень тонкой работы (и по форме — вылитая государственная) медаль в честь 50-летия первого визита в СССР Фиделя Кастро. Следствиями визита молодого тогда кубинского вождя Россия и Куба живут по сию пору. К Никите Хрущеву Фидель Кастро приехал в не самом добром расположении духа — он считал, что советский лидер очень его подвел и с размещением, и с поспешным выводом с острова ядерных ракет осенью 1962 года. Вопреки позиции Гаваны, Хрущев действительно не стал подписывать с ней формального договора о ракетах. Потом отрицал наличие этих ракет в ответ на запросы США. Потом, когда американцы их засекли, объявил о выводе ракет, не поставив в известность кубинцев, хоть и договорившись с Америкой о гарантиях ненападения на, как тогда говорили,  "Остров свободы". Кстати, эти гарантии никто не отменял и сегодня. Приглашение Фиделя в СССР и его месячное турне по Союзу были призваны разрядить обстановку. На многие годы СССР стал главным опекуном Кубы — своенравной, потом в одночасье брошенной, но по сию пору дружественной. О том, что представляет  собой современная Куба, в интервью "Вестям в субботу" рассказал лидер КПРФ Геннадий Зюганов.

- Геннадий Андреевич, преклоняясь перед героизмом советских военных и перед романтической целеустремленностью нового революционного руководства Кубы. Не слишком ли дорогую цену кубинцы заплатили за то, что оказались в самом центре такого глобального противостояния?

— Со временем легко рассуждать, но тогда противоборство достигло апогея. Американцы были готовы в любой день высадиться  задушить молодую кубинскую революцию, а от Флориды до Кубы — девяносто миль.

Можно себе представить, что это решение было очень мужественным. Операция "Анадырь" не имеет себе равных по степени секретности и оперативности.

- Вы имеете в виду переброску ракет?

- Переброску ракет и огромной армии.

- Когда я говорил о высокой цене, которую заплатили кубинцы, то имел в виду события не столько 1962-1963 годов, 50-летие которых мы отмечаем, а то, что произошло потом. Куба сейчас в бытовом смысле одна из самых несчастных стран мира. В стране, где можно снимать четыре урожая в год, — карточная система.

- У меня — свой взгляд на это. Я был в Латинской Америке: в Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Мексике. Кубинцы являются моральным авторитетом. Средняя продолжительность жизни на Кубе — 76-77 лет. Это на 12-15 лет больше, чем у нас. Там великолепная медицина. Я был поражен, каким авторитетом пользуется Куба во всех латиноамериканских странах. В то же время в бытовом плане им сложно, тем более что на 80% их экономика была "завязана" на нашу страну.

- На 90%.

- СССР помогал им строить два никелевых завода, завод по производству комбайнов, шефствовал над ними. Мне думается, они выйдут из этих трудностей. Они уже выбрались и сейчас очень аккуратно проводя реформы. Они многому учатся у Китая и Вьетнама. И абсолютно правильно делают. На мой взгляд,  не надо их подгонять. Они — на верном пути. Надеюсь,  эти связи пойдут  на пользу как Российской Федерации, так и братской Кубе.

- Американское эмбарго против Кубы — это за границами добра и зла, по-моему.

— Я, встречаясь с Обамой, сказал: "Неужели вы не устали от того, что ваша мощная огромная страна взяла в колючие ежовые рукавицы Кубу?!"

- Еще тогда 50 лет назад.

- Да. И продолжает это безумие. На мой взгляд, этот анахронизм — эмбарго — давно пора отменить. Надеюсь, американцы все-таки примут такое решение.