«Выделение в России территории только для русских...»

На модерации Отложенный

Православные священнослужители о предложении муфтия Фарид-хазрат Салмана создать так называемую «Русскую республику» …

На днях глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия – РАИС муфтий Фарид-хазрат Салман сказал  корреспонденту Regions.Ru: 

«Непонятно, почему у русского народа в системе Российской Федерации до сих пор нет своего национального административного очага. Если вспомнить историю Московской, Киевской Руси, то географически эти области существуют по сей день – та же Владимирская, Московская область. В границах этой исторической Руси можно создать национальный очаг русского народа. На сегодня русская культура, литература, русское искусство подвергаются глобализации, и в результате мы получаем русский язык, который всем понятен, но в нем через каждое слово - иностранщина. Это звучит и выглядит вроде как русское, а на самом деле какая-то абракадабра… Необходимо для русского народа в системе федерации воссоздать такую историческую географическую государственность как основной субъект. Это позволило бы сконцентрироваться на решении проблем именно русского народа как государственнообразующей национальности России. И это помогло бы формированию общегосударственной идентичности и формированию идеологии… Вот я – татарин, у нас есть Татарстан, есть другие национальные республики, остался обделенным только русский народ, так что решение этого вопроса будет восполнением исторической справедливости, и это только создаст условия для появления современной русской общности». 

«Как вы относитесь к предложению выделить в составе России Русскую республику, которая была бы для русских таким же «своим» государственным образованием, как Татарстан для татар или Чечня для чеченцев?» - с такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, выразил радость по поводу того, что «среди татар есть такие, как этот замечательный добрый человек».

«Вопрос национального представительства в нашем правительстве - очень деликатный. Оправданием того, что у нас нет представительства, служит то, что мы выполняем те самые имперские объединяющие функции, о которых он говорит, и если сделать национальное представительство, то перестроить структуру государственного правления и функционирования будет довольно трудно. Поэтому этот разговор можно пока оставить. А вот что русская культура и русский язык, который является стержнем общенациональной культуры и объектом необходимой заботы с нашей стороны, стали объектом нападок и подвергаются разрушению, это факт. В том числе язык разрушают те самые иностранные слова, - все эти «гаджеты», «фьючерсы» и прочая абракадабра. Поэтому и я озабочен судьбой русской культуры и языка», - добавил священник. 

«Наша миссия государствообразующая и объединяющая во многом определяется существованием языка и его качеством. А качество сейчас подвергается массированной атаке, из-за чего происходит явная эрозия языка. Язык же нужен же не только для бытового общения: любой язык – это язык сакрального общения, он несет духовную миссию. Это хорошо понимают татары, которые уже несколько веков бок о бок живут с нами, и они тоже болеют за нашу культуру. А те, которым наша культура чужда, делают вид, что этой проблемы нет. Вопрос, как мы будем охранять русский язык от разрушающих его влияний? Думаю, на данном этапе одним из главных охранителей является Церковь, потому что она ведет службу на церковнославянском языке, - корневой основе русского языка. И эта традиция не меняется, тем самым являясь якорем для русского языка в его бытовом варианте. А если будут какие-то общественные, а лучше государственные меры по охране языка, то я бы только их приветствовал, считал бы их весьма уместными и всеми своими силами способствовал бы успехам этих мер. Да поможет Господь всем гражданам России различных национальностей и вероисповедания понять, что русский язык – это стержень нашей культуры, и его значение только возрастает, потому что объединительная функция госорганов явно слабеет, и на язык ложится еще большая нагрузка по сохранению единого культурного и духовного поля», - заключил о. Александр.

Протоиерей Сергий Махонин, настоятель храма Сошествия Святаго Духа в пос. Первомайском Нарофоминского района Московской области, директор Московской православной гимназии имени Иоанна Богослова, подчеркнул, что если каждый будет жить по-своему, «своим домом», то никакого единства не будет. 

«Само это предложение кажется мне странным. Получается, что мы в своем государстве сами должны выгородить для себя какое-то гетто. Понятно, что живя в Татарии, нужно знать татарскую культуру, но Татария все-таки находится в России, поэтому все, живущие в России, должны знать русскую культуру. Иначе нужно задать вопрос: что такое Россия, если ее предлагают сузить до какой-то непонятной территории? Что тогда делать с исторической памятью? Ведь в России всегда знали, что живут в ней и татары, и башкиры, и русские, и никогда никого не разделяли «по месту жительства», но все трудились на общее благо. Теперь же происходит какая-то поляризация по религиозным и национальным началам - причем весьма жестко, даже агрессивно», - подчеркнул о.

Сергий.

Священник Александр Шумский, клирик храма Святителя Николая в Хамовниках, заявил, что, может быть, муфтий искренне не понимает, в чем суть дела, но его предложение представляется о. Александру лукавым. 

«Русские не могут быть выделены в России в отдельную республику. Русские – имперский народ, абсолютно самодовлеющий и титульный. У них не может быть в России особого места, потому что вся Россия русская по своей природе. А русские – это вселенский народ и вмещают в себя всех, кто хочет быть имперским вселенским народом. Русским, имперским человеком может стать и чеченец, и болгарин, и еврей, и немец - если он здесь живет и принимает русские ценности. А выделение в России какой-то территории только для русских уничтожает имперскую идею. Поэтому это очень вредная мысль», - продолжил о. Александр. 

«Русский народ на протяжении все своей истории доказал, что он самый терпимый, самый милостивый народ. Это христианский народ, который никого не собирается завоевывать, подчинять и, тем более, насиловать. Русским может стать каждый, если принимает Веру Православную и русскую систему ценностей. Евреи тоже претендуют на то, чтобы быть вселенским народом, но они Христа отринули в массе своей, поэтому утратили богоизбранность. А русские, став христианами, ее приобрели. У нас вселенская миссия. Поселить русских в отдельной республике - это опасная подрывная идея. У русских великая Империя, и все могут в ней жить и стать русскими. А нам предлагают: вот здесь будут татары жить, здесь – чеченцы, здесь – русские. Так не пойдет. На нашей имперской территории русский народ является титульным, самодовлеющим, господствующим в хорошем смысле слова. Но есть также и Святая Русь, которая не ограничивается Россией географически, которая защитит всех слабых, в которой всем спасение. А те, кто отвергают Святую Русь, погибнут. Пусть выбирают», - заключил о. Александр.

Священник Андрей Постернак, директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук, не уверен, что предложение муфтия было бы правильным решением. 

«Особенностью русского народа в истории является как раз отсутствие концентрации внимания на собственной национальности. Выделение какой-то области в качестве именно русского центра выглядит очень искусственным. С другой стороны, это стало бы проявлением своего рода «местечковости», свойственной малым народам. Русский народ никогда не был меньшинством в составе крупного государства. Административный центр необходим именно тем народам, у которых либо не было своей государственности, либо они долгое время находились под контролем более сильного народа или государства, в связи с чем у них и развилось обостренное национальное самосознание. У русских такой национальной ущемленности никогда не было. Родиной для русского человека является вся Россия, все Российское государство на территории бывшей Российской Империи. Поэтому выделение какой-то территории и формирование там обособленного русского национального центра с целью возрождения национальной традиции было бы неправильным путем, было бы некорректным по отношению к русским, живущим на всей территории Российской Федерации», - заключил о. Андрей.

Иеромонах Макарий (Маркиш), священнослужитель Свято-Алексеевской Иваново-Вознесенской православной духовной семинарии, отметил, что «наблюдения, что русский народ в составе России не имеет своего национального гнезда, и что русский язык страдает страшнейшим образом, абсолютно правильные. Это точно, верно и справедливо». 

«Но отсюда следуют совершенно иные выводы, потому что основа Российской Федерации есть русский народ. Мы ни в коем случае не хотим унизить, оскорбить или как-то противопоставить его другим нациям в составе России, но эти нации - меньшинства в составе России. И именно поэтому есть у каждого народа свой национальный очаг. И русские, будучи основной нацией России, заботятся о том, что бы у братьев был очаг, а вся Россия – это очаг русских. И выделенные национальные очаги – это очень хорошие возможности для развития и сохранения национального языка, культуры и прочего. Но вся остальная территория – это русское. Не стоит забывать и про территорию Русского мира, которая гораздо шире, чем территория Российской Федерации», - продолжил он.

«В Татарстане есть и русские, и татарские школы, а там где нет татар, там только русские. Вот у нас в Иванове вполне может быть татарская школа, но у нас нет крупной татарской общины. Это не ограничивает ведения здесь татарским меньшинством национальной жизни. И не ограничивает российский народ по всей территории РФ, в особенности в тех местах, которые не относятся к национальным округам. Так что мы благодарим нашего мусульманского брата за его указания по реализации мер для процветания русского народа по всей территории, но на самом деле меры нужны иные», - заключил о. Макарий.

тема старая , но больная, а каково Ваше мнение, уважаемые члены сообщества православные христиане?