Полигамия в Библии

На модерации Отложенный

Следует оговориться и сказать, что такие термины, как “моногамия”, “бигамия”, “полигамия” или их эквиваленты неизвестны древнему миру. Слова “брак” и “семья” подразумевали как моногамные, так и полигамные модели. Фактически, полигамия была распространена по всему древнему миру. В этой главе будет рассмотрено отношении к полигамии, выраженное, в первую очередь, в Библии. Почему мы обращаемся именно к этому, а не к какому-нибудь иному древнему источнику? Хотя бы уже потому, что Библия на сегодняшний день доступна, практически всем и является, по крайней мере в теории, самой авторитетной книгой для многих людей.


В своем исследовании посвященном жизни и культуре древнего Израиля Педерсен отмечает: “Полигамия является одним из этических требований в древнем Израиле, поскольку забота о семье стояла в нем на первом плане. В атмосфере того времени полигамия ни в коей степени не вступала в противоречия с идеей брака».  В Библии действительно не дается запретов для мужчин жить более, чем с одной женщиной. Но эта связь не должна быть временной, не налагающей на человека никакой ответственности. Напротив, вступление в половую связь в Библии именуются «познанием». «Адам познал Еву, жену свою, и она зачала» (Быт.4:1); «познал Елкана Анну» (1Пар.1:19), и т.д. Но в этом «познании» другого человека  человек познает и себя, открывает что-то важное и о самом себе. Подобного рода познание невозможно при разгульном, безответственном, не накладывающем никаких обязательств греко-римском стиле поведения. Согласно Библии, вступившие в половую близость становятся «одной плотью». Подобная идея сопряжена с такой ответственностью, которую греко-римского общество никак не могло принять. Как отмечает Джон Отвелл, «библейское законодательство, узаконивающее полигамию, тем не менее очень жестко относится к любым формам прелюбодеяния, независимо от того, совершаются они мужчинами или женщинами. Таким образом, полигамия не поддерживает двойных стандартов».

Эстер Фуш в своей статье «Сексуальная политика в библейском повествовании» говорит, однако, о существовании в Библии «двойных стандартов». Но эти стандарты как раз и касаются правомерности для мужчины создания семьи с несколькими женами (полигиния), и неправомерности для женщины создавать нечто подобное (полиандрия):

«Так называемые “двойные стандарты” были не просто узаконены и многократно повторены в библейских установлениях относительно брака, но и имели прямое выражение в многочисленных библейских историях, в частности в историях, имеющих дело со взаимоотношениями между мужем и женой.

В данной главе я сконцентрирую внимание на двух главных моделях таких отношений: на модели прелюбодеяния и на модели соперничества. Модель прелюбодеяния, которая представляет обычно одну жену и двух мужей (мужчин), является зеркальным отражением и, таким образом, полной противоположностью модели соперничества, представляющей одного мужа и двух жен.

В соответствии с библейскими установлениями относительно прелюбодеяния, модель прелюбодеяния заканчивается устранением лишнего мужчины и воссоединением жены с одним мужем. В полном согласии с библейским взглядом на полигамию, модель соперничества заканчивается стабилизацией изначально сложных отношений между двумя женами и одним мужем. В обеих моделях патриархальные интересы представлены как дополняющие собою как интересы монотеистической религии, так и национальные интересы.


Прелюбодеяние, как мы увидим, не является всего лишь “личным” грехом против мужа, но представляет собою угрозу генетическому продолжению израильского народа. И напротив, полигамные отношения представлены как не только выражающие интересы мужа, но в первую очередь защищающие устои общества, так что Бог в данной модели всегда предстает как поддерживающий в первую очередь интересы мужа.

В модели соперничества Яхве призывает обиженную жену вернуться в полигамное окружение, к своему мужу. В награду за это Бог обещает потомство, но не освобождение от “угнетателя мужа”»…

Тот факт, что уже книга Бытия несколько раз описывает и осуждает модель прелюбодеяния, подразумевает, наряду с другими вещами, что полиандрия, то есть принадлежность одной жены более, чем одному мужу, совершенно неприемлема в браке. Библия дает ясно понять, что противоположность полигинии (то есть полиандрия) является смертным грехом; она есть ни что иное, как грех прелюбодеяния. Постоянное присутствие Бога как заинтересованного лица в данных моделях делает эту весть совершенно ясной.

«Модель прелюбодеяния, – продолжает Эстер Фуш, – наряду с прочим, представлена в Библии с целью устранить возможные прецеденты полиандрии; с другой стороны, модель соперничества предстает как действенный пример законного многоженства».


Надо отметить, что соперничество, о котором идет речь, вызвано, прежде всего, не ревностью к мужу, а неспособностью к рождению детей. Таким образом, слово «соперничество» в библейской модели полигамной семьи не несет на себе сугубо отрицательного оттенка. Плодовитая жена умышленно или неумышленно унижает бесплодную до тех пор, пока последняя, через божественное вмешательство, не беременеет и не рожает одного или более сыновей.

В самой первой отмеченной в Библии модели соперничества представлены Аврам и его бесплодная жена Сара (Быт. 16:1-16). Понимая, что она неспособна дать сыновей своему супругу, Сара предлагает Авраму в качестве второй жены взять свою служанку Агарь. Когда Агарь становится беременна, она теряет уважение к своей госпоже. В отместку, Сара издевается над Агарью, так что та убегает в пустыню. Однако ангел Божий обращается к Агари с тем, чтобы она вернулась к Авраму и Саре.

Еще одна модель соперничества представлена в истории Иакова и его двух жен – Лии и Рахили (Быт. 30:1-24). В данном случае Лия рожает Иакову детей, а Рахиль остается любимой, но бесплодной женою. Рахиль завидует плодовитости Лии и пытается компенсировать это, предложив свою служанку Иакову в качестве наложницы. Но и Лия стремится заполучить побольше внимания Иакова. В конце концов, Господь благословляет Рахиль и она рождает сына.

«В противоположность модели прелюбодеяния, – пишет Эстер Фуш, – которая представляет желанную жену как яблоко раздора между двумя мужчинами, то есть предмет соперничества, ни одна из представленных в Библии моделей соперничества не дает и намека на то, что муж каким-то образом является причиной раздора или страдания. Напротив, муж часто показан как выступающий на стороне менее счастливой из его жен, бесплодной жены. Муж никогда не изображается как потенциальная угроза для полноценной жизни своих жен, или же как спровоцировавший одну из них к неправильному поведению. В противоположность модели прелюбодеяния, которая усматривает в неестественных отношениях между одной женой и двумя мужьями нескончаемый источник проблем, модель соперничества не дает и намека на то, что брак мужчины более чем с одной женщиной сам по себе приводит к соперничеству между женами. Модель соперничества не дает и намека на то, что те или иные семейные проблемы обусловлены полигамным браком».

В феминистском обществе зачастую говорят о том, что подобного рода форма брака серьезно ущемляет права женщин. Мы еще вернемся к этому вопросу, когда будем рассматривать этот и другие современные взгляды. В данном разделе мы говорим о временах древних. В те времена полигамия не была какой-то формой дискриминации. Она лишь отражала гуманное отношение к слабому полу и подчеркивала естественные различия в устройстве и нуждах мужчины и женщины. Отвелл справедливо отмечает, что: «полигамия была скорее формой защиты женщины, чем выражением мужского превосходства».  В некоторых отношениях статус женщины в полигамной семье был даже выше статуса мужчин, происходящих из той же социальной среды, что и она. 

В любой семье установление отношений является, безусловно, самым сложным делом. Полигамная семья в этом отношении не является исключением. С точки зрения установления семейных отношений в ней есть свои плюсы и минусы. Библейское законодательство признает возможность того, что отношения с женами у человека могут быть разные. Тем не менее Библия ставит жен и их детей, наследников в равное положение, устраняя по возможности фаворитизм: «Если у кого  будут две жены, одна любимая, а другая нелюбимая, и как любимая, так и нелюбимая родят ему сыновей, и первенцем будет сын нелюбимой, то при разделе сыновьям своим имения своего, он не может сыну любимой дать первенство перед первородным сыном нелюбимой; но первенцем должен признать сына нелюбимой, и дать ему двойную часть из всего, что у него найдется, ибо он есть начаток силы его, ему принадлежит право первородства» (Втор. 21:15-17).

В общем и целом, однако как отмечает Парриндер, «в каждом случае полигамии в Библии достаточно тяжело говорить о первостепенных, главных женах и второстепенных, или наложницах».

Даже наложницы мало чем были ущемлены в правах в сравнении с женами. Вообще, в Библии довольно трудно провести категоричную черту между женою и наложницей.  Содержание наложниц было общераспространенным делом в древнем мире, и израильская нация не являла собой исключение. По сути институт наложниц являлся одной из форм полигамии, поскольку наложница обладала статусом дополнительной жены. Содержание наложниц приветствовалось и в моногамном Риме (даже после заката работорговли). В Библии сохранилось немало отрывков, из которых мы можем заключить, каков же был статус наложницы в семье.

Наложница могла иметь свою частную собственность, которой обычно распоряжался (или, вернее сказать, управлял) ее муж, и которая в случае развода или смерти мужа оставалась за нею. Дети наложниц считались детьми семьи (Быт. 36:12; 1Пар. 1:36; Чис. 27:1-5; 1Пар. 7:14), но их положение было несколько ниже положения детей главной жены. При отсутствии потомков мужского пола от главного брака, дети наложниц на равных правах наследовали имущество своего отца. Если же у главной жены были сыновья, то детям наложниц доставалась меньшая часть наследия (Быт. 25:56).

Как и в случае с обычным браком, наложницу связывали с ее мужем постоянные отношения, и в каждом случае муж обязан был заботиться о той и о другой.  Основное отличие состояло лишь в распределении имущества между детьми жены и наложницы. Однако и при этом, как отмечает Парриндер, «дети наложниц зачастую делили наследство наравне с другими детьми». 

На протяжении всего библейского повествования можно встретить истории полигамных семей. При этом ни один раз практика полигамии не порицается Богом. Но она может порицаться другими людьми, даже современниками библейских героев. Когда Моисей, как считают многие комментаторы, в дополнение к первой своей жене, взял в жены ефиоплянку (Чис. 12:1-15), его ближайшие соратники, Мариам и Аарон, возмутились. Возможно, это возмущение своим происхождением обязано было не столько самому факту полигамии в случае с Моисеем, сколько происхождением его новой жены (ефиоплянка). Интересно, что за это несправедливое осуждение Господь Сам делает строгий выговор как Аарону, так и Мариами, а последняя даже покрывается проказой. Моисей, как явствуют из слов Самого Бога, не сделал ничего дурного, он по-прежнему, говорит Господь “верен во всем дому Моему”(Чис. 12:7).


О другом библейском герое, Гедеоне, говорится, что у него было «семьдесят сыновей, происшедших от чресл его; потому что у него много было жен» (Суд.8:30).

Давид, поняв, что Бог благословил его и утвердил на царство, первым делом “взял еще наложниц и жен” (2 Цар.5:13). Библия не делает здесь никакого намека, что это деяние Давида было преступно. С него, фактически, начинается история процветающего царствования Давида.



Давид, тем не менее, осуждается Богом через пророка Нафана за то, что он взял за себя Вирсавию, послав ее мужа на верную смерть, фактически убив его. Это осуждение, однако, не связано с тем, что Давид обладал более, чем одной женой. Напротив, из слов Нафана, которые передал ему Господь, явствует, что именно Бог, благословляя Давида, дал ему этих жен, и если бы Давид был верен Богу, то Бог, говорит Нафан “прибавил бы тебе еще больше” (2 Цар.12:8).

Также и в случае с Соломоном: он осуждается Богом не за то, что имел более, чем одну жену (у Соломона было “семьсот жен и триста наложниц”, 3 Цар.11:3), а за то, что позволил женам-язычницам утверждать свою религию в Израиле, и даже сам сделался идолопоклонником. В книге своих деяний царь Соломон в частности отмечает (Еккл.2:8), что он: “Собрал себе серебра и золота и драгоценностей от царей и областей; завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих – разные музыкальные орудия.” «Мы можем предположить, – пишет Отвелл, – что автор говорит здесь о вещах повсеместно известных и принятых”.

Патриархи и цари стояли во главе общества, следовательно были людьми особой категории. Сложнее будет определить, какова же была семейная жизнь простых людей. Мы соглашаемся с мнением Парриндера, который писал: «В Ветхом Завете мы читаем о полигамии выдающихся людей, однако нигде не указывается, что полигамия была правилом, а моногамия исключением. Скорее наоборот. За исключением тех периодов времени, когда в результате военных действий, таких как, например, завоевание Ханаана, в обществе было существенно больше женщин, чем мужчин, простые люди в большинстве своем оставались моногамными, поскольку навряд ли хватило бы женщин, если бы каждый мужчина захотел иметь двух жен». 


История Елканы и Анны проливает некоторый свет на полигамию среди простых, небогатых людей (1Цар. 1). У Елкана было всего две жены, и в этом он является типичным представителем крестьянской среды. Мы можем сделать вывод, что «крестьяне были либо моногамными, либо бигамными».  Дэвид Майс справедливо отмечает, что «способность мужа поддерживать несколько жен была свидетельством его благонадежности и уважаемого положения в обществе».

Ветхозаветная система левирата, согласно которой в случае смерти брата или близкого родственника, не имеющий детей другой брат или родственник должен был взять на себя заботу о вдове и жениться на ней, в некоторых случаях просто обязывала человека вступать в полигамный брак.

Наверное самый капитальный труд относительно библейской полигамии был написан Парриндером. Несмотря на многие достоинства, этот труд, однако, не лишен и серьезных недостатков с точки зрения консервативного исследователя Библии. Парриндер, пытаясь критиковать практику полигамии в Библии вынужден просто-напросто ставить под сомнение верность ряда библейских текстов.

Исходя из убеждения, что полигамия никак не могла быть допущена Господом, он сомневается в богодухновенности ряда библейских текстов. То, что кажется ему «грубым и устарелым» Парриндер просто приписывает «позднейшим авторам». Некоторые библейские истории он заметно «обогащает». Так, говоря о женитьбе Иакова на Рахили, сестре Лии, он, в качестве возможного объяснения или скорее оправдания этого брака говорит о том, что, Лия, вероятно, в течение какого-то времени была бесплодна.  В Библии же именно Рахиль страдает этим, а брак Иакова и Рахили объясняется гораздо проще – Иаков любил Рахиль (Быт 29:20).

Но все вышеприведенные истории записаны в Ветхом Завете. А что же Новый Завет? Запрещает ли он полигамию? В своем капитальном труде “История брака” Вестермарк, в частности, указывает на то, что Новый Завет не запрещает полигамию, за исключением случаев с епископами и дьяконами. Да и эти исключения Вестермарк рассматривает скорее как предписание апостола Павла, а не Иисуса Христа. С. М. Р. Мусави отмечает, что «Евангелие, следуя за Торой, не отменило, и не осудило полигамию, и не издало закон, чтобы запретить ее: и так вплоть до второй половины 8 века н. э. и времен Карла Великого полигамия была обычным делом в Европе и не осуждалось Церковью».

Традиционная полигамная практика ирландских правителей и королей династии Меровингов оставалась нетронутой. Да и церковные соборы первых веков христианства не выступали против полигамии Папа Григорий II в своей декреталии от 726 года даже написал, что “если жена больна и не может выполнять свои супружеские обязанности, то муж может взять за себя вторую жену, при условии, если он продолжает заботиться о первой”. 

В новозаветных посланиях к Титу 1:6 и Тимофею (3:2,12), где говориться об «одной  жене» словом «одна» переведено греческое слово mia, скорее порядковое, чем количественное числительное – «первый», используемое еще  для «первого дня недели» в Матф. 28:1, Марк 16:1-2 и Деяниях 20:7. 

В 1Кор 5:1 говорится о грехе человека, который «вместо жены имеет жену отца своего». Текст не говорит о матери, но о «жене отца своего», используя специальную терминологию. В Лев 18:8 делается четкое различие между «женою отца», о которой говорилось в Лев 18:7 и матерью. Заметьте, когда говорится о «наготе матери», речь идет о ее наготе, в то время, когда речь заходит о наготе «жены отца», говорится о наготе отца. То же различие прослеживается и во Второзаконии 27:20,16.

Фактически, грех, о котором говорится  в 1Кор 5:1, есть тот же грех, который совершил Рувим, сын Иакова (Быт 35:22), переспав с женою или наложницей своего отца. И хотя Валла названа здесь «наложницей отца», из другого текста, Быт 37,2 мы узнаем, что она считалась его законной женою. Весьма вероятно, что человек, о котором говорит апостол Павел в 1Кор 5:1 повторил грех Рувима и вступил в связь с одной из жен своего отца.

Интересно прочитать в греческом оригинале текст 1Кор 7:2: «Но во избежание блуда, каждый имеет свою жену, и каждая имеет своего мужа». Интересно отметить, что греческое слово, переведенное на русский язык в единственном числе – «жену» (gune),  в большинстве других текстов переводится во множественном числе (См., например Матф 11:11, 14,21,15:28,38, 27:55, Марк 15:40, Луки 1:28,42, 7:28, 8:2, 17:35,23:27, 49, 55, 24:10, 22, 24:14, Деян 1:14,5:14, 8:3, 12, 9:2,13:50, 16:13, 17:4,12, 22:4; Рим 1:26; 1Кор 14:34,35; 1Тим 2:9,10, 5:2,14, 2Тим 3:6, Титу 2:3,4; Евр 11:35; 1Петра 3:5, Откр9:8,14:4).

Точно так же и в текстах Матф 19:8, Лук 17:27, Деян 21:5; 1Кор 7:29; Еф 5:22,24,25,28; Кол 3:18,19, 1Тим 3:1, 4:7 и 1Пет 3:1 слово «gune» переводится во множественном числе – «жены». Это означает, что текст 1Кор 7:2 может быть переведен и следующим образом: «Но, во избежании блуда, каждый имеет своих жен, и каждая имеет своего мужа». Вообще слово gune встречается в Новом Завете 221 раз, из которых 92 раза оно переведено в единственном числе и 129 во множественном. Так что многое здесь зависит от точки зрения переводчика.

Наряду с Библией, древняя еврейская традиция (талмудическая литература) официально разрешает полигамию, хотя и стремится ограничить количество жен: не более восемнадцати для царя и не более четырех для простого смертного.  На самом деле человек должен быть состоятельным для того, чтобы содержать нескольких жен. Это и служило, по всей видимости, сдерживающим фактором для распространения полигамии. Кроме того, беря за себя новую жену, человек должен был выплачивать ее родителям мохар, то есть выкуп. Не каждый мог позволить себе эти дополнительные расходы.

В промежуток времени между строительством первого храма и первыми веками христианства полигамия и моногамия служили отличительным знаком богатого и влиятельного сословия от простолюдинов. С течением веков ситуация менялась (во многом вследствие экономических факторов) и к четырнадцатому веку н. э, например,  среди евреев живущих в Испании, бигамию (двоеженство) практиковали во всех абсолютно слоях общества.

В целом же живущие по большей части в рассеянии после Вавилонского плена израильтяне все больше и больше попадают под воздействие греческой культуры и философии. Если традиционному иудаизму присущ был жизнеутверждающий взгляд вообще и положительный (нельзя переоценить, насколько положительный) взгляд на половую близость, то постепенно под влиянием греческого дуализма и уничижительного взгляда на все материальное, земное, в отдельных слоях общества происходит переоценка прежних ценностей. К примеру, ко времени Иисуса Христа появляется секта ессеев, которые были настоящими аскетами и всячески сторонились сексуальных отношений. Как отмечает Парриандер, в обществе наблюдалась «тенденция к строгости и ограничениям в сексуальной области, а следовательно полигамия находилась в невыгодном положении». 

Ограничения на полигамию были наложены и с развитием бракоразводного кодекса. «Развод сам по себе является свидетельством роста моногамии, поскольку развод – это редкое явление в полигамном обществе».  Однако развод был разрешен людям, говоря словами Иисуса Христа, лишь по их «жестокосердию».

Брачные законы иудеев, сделавшихся римскими гражданами около 212 года до н.э., подверглись пересмотру благодаря законодательной деятельности императора Диоклетиана, а позднее Феодосия и Юстиниана, которые и для иудеев запрещали практику полигамии (в третьем, четвертом и шестом столетиях н. э.).

Семейная жизнь евреев, таким образом, регулировалась не только внутренними законами и традициями, но и тем обществом, в котором им довелось жить. Если еврейская община находилась в среде мусульман, она свободно практиковала полигамию. Однако в христианском окружении, наследовавшем свою законодательную практику из Римских законов, полигамия либо полностью возбранялась, либо была загнана в глубокое подполье.

Подводя итог взглядам Библии на полигамию, следует прежде всего отметить, что хотя ни одного раза, ни прямо, ни косвенно Библия не осуждает полигамию как таковую, все же можно предположить, что идеальной формой брака, с перспективы Библии, является моногамия. Бог сотворил одного Адама, и одну Еву. Однако, по причине грехопадения многое из того, что изначально было предложено Богом человеку претерпело серьезные изменения. К примеру, до грехопадения, в Едемском саду Бог дает людям в пищу “всякую траву сеющее семя, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя” (Быт.1:29). Когда же идеальные условия райского сада сменились суровыми буднями жизни на земле, Бог позволил человеку употреблять в пищу и другие продукты, такие как мясо (Быт.9:2-4). Добыча мяса связана с убийством животных, с пролитием крови – то есть далеко не с идеалом. Тем не менее, в большинстве своем люди сегодня едят мясо и не расценивают это как грех. И что самое главное, Бог, позволивший людям есть мясо, не рассматривает уже это как грех. Бог предстает на страницах Священного Писания как чутко откликающийся на нужды людей. Мало кто станет сегодня спорить, что вегетарианский образ жизни в большом количестве случаев является превосходным. Однако не для всех и не всегда. Многие люди живут в таких условиях, что без мясной пищи они просто не смогут существовать. В отличие от бескомпромиссных и фанатичных крайних сторонников вегетарианства, Бог делает шаг навстречу людям и позволяет им есть мясо, хотя это и не дозволялось в Эдемском саду.
Такой же принцип прослеживается и в вопросах брака и семьи. Применительно к тяжелым земным условиям, чтобы помочь людям выживать, воздерживаться от прелюбодеяния (то есть от беспорядочного секса), поддерживать, любить друг друга, заботиться друг о друге, допускались легитимные корректировки к изначальному и, безусловно, наилучшему плану..