Перспективы коммерциализации освоения космического пространства.

Осваивать космос силами и интересами государств или бизнеса - это принципиальный вопрос, ставший актуальным в последние 10-15 лет.

Собственно государство реально практических интересов в освоении космоса не имеет. Эти интересы ограничиваются политическим престижем, как было на заре космической эры, либо военно-разведывательными компонентами. В самом деле, сейчас смешно говорить о каком либо государственном престиже на основании рутинных орбитальных полетов. Риск неудачи всегда есть, а политического престижа (интересов политической пропаганды) в очередном орбитальном полете нет никакого. Остаются разведывательные, коммуникационные и спутники систем глобального позиционирования, которые могут быть востребованы военными структурами страны. Понятно, что далеко на таких мотивах не улетишь и финансирования космических программ от государства не получишь. Люое дело, тем более такое масштабное, как космические проекты, требует гигантских капиталловложений, а их поток из бюджетов постоянно оскудевает. Первой знаменитой жертвой бюджетного кастрирования стала американская лунная программа, свёрнутая Конгрессом после 6 удачных посадок на Луну пилотируемых экспедиций. Вопросы политического престижа были уже решены, деньги отрезали, запланированные будущие полеты на Луну отправили в мусорную корзину. Предложенные коммиссией Агню две программы освоения космоса, включавшие большие и малые орбитальные станции на орбите Земли и Луны, пилотируемые полеты на орбиту Марса и высадку астронавтов на Марс, обрезали так, что от них остался только второстепенный суб-проект космических челноков.

Вобщем, в деле дальнейшего освоения космоса на государства надежд практически нет. Все надежды человечества в данном аспекте могут быть связаны только с бизнес-интересами и коммерциализацией космоса.

Об этих интересах стало известно давно, но они не были достаточно большими, чтобы вызвать поток инвестиций, достаточный для продвижения вглубь космоса. Появились частные космические аппараты орбитального типа, на которых бизнес стал неплохо зарабатывать - спутники связи, спутники картографирования и мониторинга земной поверхности, спутники метеорологического назначения и т.д. Строили эти аппараты частные компании, а на орбиту их выводили ракеты-носители, принадлежавшие государственным службам - с государственных стартовых площадок. Носителей всегда был определенный дефицит, так что образовавшийся рынок нашел применение бывшим советским баллистическим ракетам, перекроенным в космические в ходе сокращения вооружений или по истечению гарантийного срока пребывания на боевом дежурстве.

Позже прорезался ещё и "туристический" аспект орбитальных полетов и стал очевидным, что происходит пробуждение инетересов бизнеса в отношении расширения практического применения космического пространства.

С другой стороны, американское космическое агентство НАСА всегда сотрудничало с частными компаниями, но в прямо противоположном направлении: НАСА решало что, как и когда разрабатывать и строить, платило частным компаниям и получало требуемую технику. Примерно лет 10 назад президент Джордж Буш, явно недовольный ростом стоимости проектов НАСА и одновременным снижением их эффективности, предложил другой подход: не заморачиваться созданием и владением ракетно-космических систем, отдать это на откуп частному бизнесу, у которого покупать "космические транспортные УСЛУГИ". НАСА объявило о программе COTS, в конкурсе приняли участие десятки компаний, включая таких грандов аэрокосмической индустрии, как Боинг и Локхид, но победили две малоизвестные компании Орбитал Сайенз и Спейс Эксплорейшн Компани (СпейсХ).

В декабре 2008 года НАСА подписало контракты с этими компаниями на полеты снабжения и обслуживания МКС, вместо уходящих на покой шаттлов. В июле 2010 СпейсХ впервые запустил ракету Фалькон-9, в декабре 2010 года (через 2 года после подписания контракта с НАСА) - ракету Фалькон-9 с космическим кораблем Дракон, а в 2012 году начались регулярные рейсы снабжения МКС ракетно-космической системой Фалькон-Дракон. В этом, 2013-м году, к СпейсХ успешно присоединился Орбитал со своей новой ракетой Антарес. Дело пошло и НАСА стало осматриваться вокруг.

Результатом этой "рекогносцировки" стало то, что НАСА впервые серьёзно осознало революционные изменения космического рынка: частники готовы вкладывать большие деньги в космос, у них серьёзные бизнес-интересы и перспективы заработка в космической "пустоте". В этой ситуации, государство в лице НАСА либо останется не удел, либо должно возглавить (ничего полезного сделать не можешь - руководи) этот тренд.

И вот, несколько месяцев назад НАСА обратилось к компании Бигелоу Аэроспейс за маркетинговым исследованием интересов бизнеса. Напоминаю, что Бигелоу Аэроспейс принадлежит крупному бизнесмену в области отельно-туристического бизнеса, а занимается созданием легких, больших, кевларовых надувных модулей орбитальных станций для создания космических отелей и развития космического туризма. Бигелоу, с помощью российских конверсионных ракет-носителей, уже успел запустить в космос 2 экспериментальных модуля Дженезис-1 и Дженезис-2, а в январе нынешнего, 2013 года НАСА заказало у Бигелоу такой модуль для МКС. Соответственно, выбор Бигелоу для исследований рынка космических услуг, со стороны НАСА вполне закономерен.

Недавно администрация получила результаты исследований Бигелоу и сейчас их анализирует.

Вырисовывается новый тренд: не государство теперь будет определять направления в освоении технического пространства, привлекая для исполнения частников, а частники будут определять где их практические интересы, в каком направлении они хотят инвестировать деньги, а государство в лице НАСА будет координировать и направлять ответные усилия. По крайней мере, так государство хоть останется "при деле".

Несмотря на то, что результаты двухмесячного исследования еще анализируются, глава космических операций НАСА Уильям Герстенмайер и президент Bigelow Aerospace Роберт Бигелоу озвучили некоторые предварительные выводы. Эти выводы крайне важны не только для будущего космонавтики, но и для всей цивилизации в целом.

Бигелоу заявил, что было опрошено 20 крупных компаний, которые имеют интересы в аэрокосмической сфере. Оказалось, что основной областью интереса для аэрокосмических компаний из разных стран является создание постоянно действующей базы на Луне. В свою очередь  Герстенмайер  подчеркнул, что это соответствует интересам НАСА, и правительственное агентство будет всячески поддерживать данную инициативу.

Частные компании выразили заинтересованность в освоении космоса по целому ряду направлений, начиная от развития фармацевтических орбитальных фабрик и заканчивая добычей полезных ископаемых на Луне. В НАСА Луну считают хорошей отправной точкой для множества проектов, в том числе для отправки космических кораблей вглубь Солнечной системы. Благодаря низкой гравитации, отправлять корабли с  Луны намного проще (в плане расхода топлива). Также НАСА не отказывается от своих планов в следующем десятилетии перетащить небольшой астероид на орбиту вокруг Луны. Это будет своеобразная репетиция будущих технологий частной космической добычи полезных ископаемых.

Исследование, заказанное НАСА, неожиданным образом меняет традиционный подход космического агентства к долгосрочному планированию. Ранее НАСА разрабатывало свою собственную стратегию, а затем обращалось к частным компаниям за помощью в достижении своих целей. На этот раз НАСА надеется услышать желания частного сектора и на их фоне подкорректировать собственные планы.

Это весьма мудрая политика, ведь государства давно уже перестали быть самым перспективным инвестором в космическую отрасль. Смешно, но в тех же США на отдельные виды молодежного спорта тратится в разы больше частных спонсорских  денег, чем государство тратит на космос. По подсчетам экспертов, в мировой экономике фактически не задействованы десятки триллионов долларов: их попросту некуда инвестировать, без риска разрушить современный экономический уклад.

Космос, особенно «осязаемая» близкая Луна, является отличным вложением денег. Благодаря частному освоению космоса мировая экономика и технологии могут совершить гигантский скачок. Даже самое «простое» - добыча редкоземельных элементов в космосе – позволит массово внедрять технологии, на которые сегодня банально не хватает сырья, например иридия или платины.

 

Вот такая картинка прорисовывается.

Человечество, несомненно, продолжит освоение космического пространства, продвигаясь вглубь космоса, но делаться это будет не из идеалистических соображений или соображений престижа отдельных государств, а из вполне практических намерений, из абсолютно "земных" интересов бизнеса, который ищет объект инвестирования с целью перспективного заработка. Это превращается в надежный и прочный материальный фундамент для достаточно продолжительного продвижения человечества в глубины космического пространства.

Вместе с коммерциализацией, в космос приходит, естественно, и конкуренция, которая ведет к резкому удешевлению и повышению эффективности работ в любой отрасли, в том числе и в аэро-космической. Результаты прихода конкуренции в рынок ракетно-космических улуг уже реально ощутимы и вызвали нервозность у бывших государственных монополистов - частные ракеты Фалькон оказались почти втрое экономически эффективнее лучших конкурентов от государственных агентств, а заявленные планы просто сводят шансы на выживание  госагентств с их ракетами на рынке космического "извоза" - к нулю. При этом спрос на рынке космических транспортных услуг растет одновременно с увеличением предложения и снижением расценок. Уже существует и функционирует первый частный космопрорт Америка (в штате Нью Мексико), начинается строительство первого частного комодрома компании СпейсХ в штате Техас (Конгресс Техаса принял закон, разрешающий СпейсХ строительство космодрома, а на прошлой неделе губернатор Техаса Рик Перри уже подписал этот закон). С введением в эксплуатацию собственного космодрома и ракетно-космической системы частого многократного применения Грассхоппер (Кузнечик) (с ценой космического полета в 100 раз ниже, чем самые дешевые сегодня 54 млн за запуск на орбиту до 13 тонн груза ракетой Фалькон-9 v.1.1.), резкое увеличение возможностей для запуска и революционное удешевление космических транспортных услуг, неизбежно произведет коренные изменения на рынке, которые государства вряд ли смогут парировать.

В США это уже реально осознали. НАСА и даже Пентагон уже предпринимают определенные шаги, чтобы остаться "при делах" и даже получить выгоду из новой ситуации.

Как на это отреагируют в Европейском Агентстве, пока непонятно, а в России - просто не видно.

Единственным противодействием может быть только собственная и интенсивная коммерциализация космоса, не фиктивная "приватизация" предприятий аэрокосмической отрасли, а реальное создание частных фирм, проектирующих и производящих конкурентоспособную аэро-космическую технику. При этом, в интересах государства всячески поддерживать такой частный бизнес, передавая ему перспективные разработки для доведения их до практического применения, предлагая контракты на будущие услуги, предоставляя льготное кредитование. Не беда, если НПО им. Лавочкина или Прогресс, а также РКК Энергия перестанут быть "звездами" российской космической индустрии. Замечательно, если им на смену придут новые сверкающие звезды и не надо пугаться, что они частные.

Космический рынок быстро растет. Кто не успеет - тот останется за бортом. Вот о чем надо помнить, вот какие тенденции надо отслеживать.