Почему Израиль слез с забора

На модерации Отложенный

Агрессивные заявления относительно Сирии , сделанные высшими чинами министерства обороны за последние три дня, не были случайными. И на этот раз не кажется, что их было слишком много - публичных выступлений министра обороны и армейских руководителей, риторика которых ужесточалась по мере накопления кумулятивного эффекта. Заявления, сделанные Моше Ялоном, начальником штаба Армии обороны Израиля Бенни Ганцем и командующим ВВС Амиром Эшелем, были преднамеренной наступательной акцией публичной дипломатии, нацеленной на то, чтобы предупредить развязывание [полномасштабной ] войны из-за ошибочного прочтения Башаром Асадом существующей ситуации.

Суть обращения: «Не давите на нас. На такие действия, как наращивание напряжения на Голанских высотах, передача современного оружия Хезболле или химического оружия в руки иностранцев, последует быстрый и агрессивный ответ Израиля, который нанесет серьезный удар, возможно фатальный, и Вам и всему алавитскому режиму».

Чтобы придать убедительности своим предостережениям, все трое военных выдвинули на первый план готовность израильской армии нанести полномасштабный ответный удар в кратчайшие сроки, как только возникнет такая необходимость. Более того, Израиль понимает, что в случае полномасштабной войны с Сирией ему может быть нанесён крупный ущерб, и тем не менее, это не удержит его от проведения комплексных агрессивных акций, поскольку он не готов быть вовлеченным в длительную войну на истощение, в которой гражданский тыл будет поражен десятками тысяч ракет. Израильской общественности, также было дано общее предупреждение в том смысле, что текущая неустойчивость может перерасти в полномасштабную войну, войну, к которой нужно готовиться физически и морально.

Непосредственная причина для предупреждений сделанных военными - это чувство, что Асад понимает ситуацию неправильно и может сделать критические ошибки в оценке намерений Израиля. Западные разведывательные источники говорят, что члены ближнего окружения Асада держат его в неведении относительно того, что в действительности происходит в его стране, убеждая его в том, что он обладает большей властью и большей свободой действий, чем это фактически есть на самом деле. В результате Асад набрался уверенности в себе и готов попытаться выйти за границы возможного в отношениях с Израилем, далее чем когда-либо прежде.

Асад, как сообщают разведывательные источники, склонен принимать во внимание советы только нескольких ближайших высших должностных лиц, а также Ирана и Хезболлы. Все они говорят , что он ничего не теряет спровоцировав Израиль и отвечая в полную силу на любую его будущую акцию в Сирии. Согласно им, Израиль уже сейчас действует в направлении свержения режима и помощи мятежникам в захвате власти, а в дальнейшем он только продолжит эту работу.

Русские накрутки

Почему Израиль слез с забора, на котором он сидел и решил вмешаться в гражданскую войну?

Потому что этого от него потребовали США. Барак Обама не может действовать в Сирии по внутриполитическим причинам, поэтому он спустил на Асада израильских собак. Израиль, в свою очередь, получит свои дивиденды в иранском контексте.

Поэтому, советники Асада считают, что решение проблемы сдерживания Израиля лежит в стратегии двойной угрозы - угрозы израильским жителям Голанских высот, и угрозы ракет, падающих глубоко в израильском тылу. Плюс к этому русские добавляют ещё одну, свою собственную угрозу: отгрузка новых систем оружия в Сирию.

Израиль видит всё это, и именно поэтому он принял решение сделать прямое публичное подробное заявление, которое могло бы достигнуть ушей Асада без посредников. Текущая ситуация в Сирии делает старомодную секретную дипломатию невозможной. Сегодня в Дамаске просто нет никакого надежного западного дипломатического присутствия.

Русские представляли собой единственный возможный вариант передать сообщение Асаду – и Нетаньяху, помчавшийся, чтобы встретиться с президентом Владимиром Путиным в начале месяца, просил именно об этом. Однако, неспособность российских дипломатов передать сообщение без того чтобы покрыть его толстым слоем своекорыстных обёрток хорошо известна в дипломатических кругах.

В чем же состоит личная заинтересованность России? Преувеличение угрозы, нависающей над ее торговым партнером, чтобы усилить его зависимость от России в делах поставок вооружений и дипломатического патронажа. Это было во времена холодной войны со старшим Асадом, аналогично обстоят дела сегодня с его сыном. Так что Россия - не надежный парламентёр.

Похоже, что израильское руководство также придерживается такого мнения, об этом говорит тот факт, что "высокопоставленный израильский чиновник" позвонил главному политическому обозревателю газеты «Нью-Йорк Таймс» и заявил ему с решительной прямотой, что у Израиля нет намерений напасть на Сирию; но, до тех пор пока Сирия будет продолжать передавать современное оружие Хезболле, Израиль будет пытаться предотвратить это. Журналист сказал Channel 10 News, что чиновник (вероятнее всего это был посол Израиля в США), прежде, чем разговаривать с ним, беседовал с премьер-министром Израиля Нетаньяху .

Из этого можно сделать заключение, что одно из самых важных сообщений, которое израильский премьер-министр передал Владимиру Путину во время их встречи в Сочи, и которое, как он надеялся, достигнет Дамаска, не было передано. Или скорее всего, оно достигло адресата в сильно искаженном виде. При таких обстоятельствах у Израиля не было другого выхода, кроме как отказаться от традиционной дипломатии в пользу публичной. Сейчас, по крайней мере, можно быть увереным, что Дамасский Мясник ясно услышит сообщение из Иерусалима, без дополнительно накрученных сверху интерпретаций.