Пермская водка: искусство и развлечения

Фестиваль «Белые ночи в Перми» - весь июнь, 40 выставок, концерты каждый день, «Гоголь-фест», уличные театры, программа для детей, «Русское зарубежье», фестиваль «Движение», «Культурный альянс» и многое, многое другое.

Марат Гельман, галерист:

1 июня в Перми открывается фестиваль «Белые ночи в Перми», и на самом деле это необычный фестиваль, и открывается он в необычное время. Поэтому я несколько слов скажу. Необычность его в том, что он родился, как некое такое желание построить модель будущей жизни. Мы все хотим жить в Европе, в столичном городе, насыщенном культурными событиями, в уютном городе. А Пермь – такая огромная, неуютная, и, в общем-то, возможностей сегодня обеспечить такую насыщенную европейскую жизнь в ней нет. Поэтому мы говорим – не вся Пермь, а только центр города, мы строим фестивальный городок прямо на эспланаде, и не все 12 месяцев, а июнь. Пермяки все его очень любят, в миллионом городе – более миллиона посещений фестиваля, это удивительно, можно сравнить только с Эдинбургским фестивалем. Т.е. эта модель будущей жизни, которую мы как бы предлагаем – это и есть фестиваль, т.е. 23 дня, более 40 выставок, каждый день концерты, две сцены, очень активная жизнь в самом городке, где люди могут сами творить.

Второе, что очень важно – что этот фестиваль был одним из флагманов пермского культурного проекта, и когда в мае прошлого года у нас поменялся губернатор, и Чиркунов, как инициатор этого проекта, ушел, многие проект похоронили. Более того, новая власть подавала к этому какие-то сигналы, она говорила там – «Надо сельским хозяйствам заниматься». И произошла удивительная вещь. Те же самые люди, которые еще вчера критиковали нас – чего нас поддерживать, нас сам губернатор поддерживал - те же самые люди почувствовали, что они могут потерять этот культурный проект, и они его отстояли. Т.е. если раньше можно было говорить, что пермский проект – это проект Чиркунова–Гельмана, то сейчас это реально пермский проект. Потому что вначале общественность не давала убрать паблик-арт-объекты с улиц города. Потом в ноябре месяце, когда хотели секвестировать культурный бюджет, депутаты уже вдруг поднялись и сказали, что мы хотим жить в таком городе, известном на весь мир своей культурной программой, мы считаем это очень важным, мы считаем, что молодые люди остаются в городе именно потому, что есть этот проект, и полностью фактически подтвердили бюджет культурного проекта. И вот три месяца тому назад руководство края, губернатор приняли решение, что фестиваль «Белые ночи в Перми» становится такой новой традицией, и что делать его будет та же самая команда, которая делала это при Чиркунове. И так как по масштабу этот фестиваль сравним со всем остальным вместе взятым, что делалось в Перми, то это действительно знаковое событие.

Как новая традиция, в нем обязательно должны сочетаться прошлое, знакомое, то к чему люди привыкли, с каким-то новым. Новым на этом фестивале будет несколько вещей. Первое – это фестиваль «Русское зарубежье». Т.е.

в этом году мы привозим в Пермь то, чего не было ни в Москве, нигде – русский Берлин, русский Нью-Йорк, русский Париж, русский Иерусалим, русский Лондон, т.е. это будут выставки, концерты наших бывших соотечественников или их детей. Например, будет внук Прокофьева Сергея, который тоже музыкант, очень успешный в Лондоне музыкант, имеющий свою достаточно крупную звукозаписывающую стадию. Сам он иногда выступает как ди-джей и читает какой-то реп, и вот внук Грегори Прокофьев приедет в Пермь. И я уверен, что этот фестиваль, родившись в Перми, может, дальше поедет по городам, потому что это действительно интересно, как русская культура развивается как бы вне материнской земли, будет Алма-Ата, будет Киев.

Второе очень важное – то, что сейчас все обсуждают, проблемы урбанистики и паблик-арта. Мы впервые в фестивальном городке создаём такой реальный европейский паблтик-арт, т.е. Пермь вот с этого момента, мне кажется, станет как бы столицей паблик-арта в России. Очень много разных интересных художников их Краснодара, из Москвы, из Чимкента, новые художники. Я надеюсь, что будет как минимум одно открытие новой мировой звезды на этом проекте.

А традиционно к чему люди привыкли – это, безусловно, фестиваль «Движение», который делает Александр Чепарухин, это очень хороший музыкант. И в этом году фестиваль «Движение» будет посвящён Скандинавии и северной Европе, и завершать его будет Гребенщиков со своей группой, которая сейчас состоит из большого количества североевропейских музыкантов. Проект «Культурный альянс» - это выставки художников из 11 русских городов. Пермь хочет подтверждать каждый год свой столичный статус, и проще всего это делать тогда, когда ты видишь, как в Пермь стремятся художники из других городов, т.е. «Культурный альянс» - это то, к чему все привыкли. Это фестиваль «Живая Пермь», т.е. это некий такой отчет за год пермских творческих людей, что было сделано, что было создано в театре, выставки. И плюс еще важная идея, т.к. был этот период полгода непоняток и таких болей и страхов, что фестиваль будет потерян, мы делаем такую ностальгическую программу – это «Гоголь-фест», т.е. один из самых успешных фестивалей, которые мы делали – это украинская музыка, «Даха-Браха», «Океан Эльзы».

Я что хочу сказать. Что если вы попадаете в этот фестивальный городок, то выйти их него очень трудно. Очень интересная программа для детей «Картонио», это какие-то интересные творческие проекты. В этом году может быть будет чуть меньше театра, театральной программы, но зато вся она будет уличная. Мы делаем фестиваль уличных театров, это очень эффектно, это на свежем воздухе, это может собраться столько людей, сколько может, а несколько вместится в зале. Есть даже идея создать в Перми общероссийскую ассоциацию уличных театров, потому что это такая для нас новая, а так-то в Европе достаточно распространенная культурная составляющая.

Уверен на 100%, что все, кто попадут туда, будут довольны. Ну и под конец будет литературный фестиваль. Понятно, что литература не очень фестивальная, т.е. это как бы не перформансы, это чтение, поэтому там будет все-таки больше поэзии, которая ближе к спектаклю, к выступлению. Но не только, мы постараемся привезти людей, которые сохранили русский язык как родной, не смотря на то, что живут в Канаде, Америке где угодно. Welcome в Пермь!