Как безобидный крокодил всех мусульман оскорбил

На модерации Отложенный

Очередной межрелигиозный скандал потряс российское общественное мнение. В центре его оказался... неполиткорректный крокодил. Речь идет о персонаже Чуковского. Сайт «Ислам.ру» утверждает, что на иллюстрации к недавно выпущенной книжке «Мойдодыр» Крокодил держит в лапе страницу из Корана. Независимые специалисты утверждают, что по оформлению этот лист бумаги и впрямь напоминает священную книгу мусульман, хотя прочесть текст не представляется возможным.

 

Зачем художнику понадобилось делать Крокодила читателем Корана? Быть может, он вспомнил строки Чуковского?

 Жил да был

Крокодил.

Он по улицам ходил,

Папиросы курил,

По-турецки говорил –

Крокодил, Крокодил Крокодилович!

 Может быть, художник подумал, что раз Крокодил говорит по-турецки, то он турок? А раз турок, то должен быть мусульманином. У самого Чуковского о национальности Крокодила никаких указаний нет, тем более о религиозной принадлежности. По традиции Крокодил изображается в качестве обычного городского жителя, с детишками Тотошей и Кокошей. Он даже чай пьет из самовара.

 Конечно, Крокодила можно считать геополитической метафорой, символом Османской империи, точно так же как Таракан у Чуковского зачастую выступает как пародия на Вильгельма II и Германию в целом. Русское устаревшее название таракана – «пруссак», это название явно намекает на Пруссию, крупнейшее германское княжество, вокруг которого возникла современная немецкая государственность. Но поскольку Чуковский писал детские сказки, Ваня Васильчиков всегда всех побеждает, и действо заканчивается миром.

 В «Мойдодыре» Крокодил – положительный персонаж, который требует от грязнули немедленно умыться. Ничего специфически мусульманского или турецкого в его образе нет. Дополнительное «отуречивание» или «омусульманивание» этого персонажа – пожалуй, перебор. Вероятно, если бы Крокодил держал в лапах Евангелие, христиане бы тоже удивились.

 Проблема в том, что отдельные мусульманские авторитеты систематически предпринимают атаки на европейскую детскую литературу, требуя ввести религиозную цензуру в соответствии со своими представлениями о дозволенном в исламе. Например, несколько лет назад исламские авторитеты Британии требовали убрать Пятачка, героя общеизвестной книжки о Винни-Пухе. Они утверждали, что поскольку свинина запрещена в исламе, поросенок не может быть героем детской книжки. Аналогичная аргументация приводилась и в отношении Хрюши, героя программы «Спокойной ночи, малыши».

 Дескать, мусульманские дети не должны глядеть на нечестивую кукольную свинью. Быть может, ислам – такая чувствительная религия?

 Но с религиозной точки зрения запрещено есть мясо свиньи, это «харам» (запретное). Довольно очевидно, что ни Хрюшу, ни Пятачка никто не предлагает мусульманам для еды. Это выдуманные персонажи, которых только условно можно отнести к свиньям. Автор этих строк в детстве смотрел «Спокойной ночи, малыши», героями которых были не только Хрюша, но и Каркуша (ворона), и Цап Царапыч (кот). И знаете что? Я в жизни не съел ни одного кота и ни одной вороны.

 Обидчивые мусульманские авторитеты не могут подкрепить свою обиду ссылками на свои священные книги.

Свинину есть нельзя, но можно ли глядеть на кукольную свинью по телевизору? Прямого запрета нет. Пищевой запрет при этом не нарушается. Аналогичных претензий от евреев, чья религия тоже запрещает употребление свинины, мы также не наблюдаем.

 Иначе говоря, речь идет не об оскорблении религии (мало ли зачем мог читать Коран выдуманный Крокодил...), а о попытках введения политической цензуры. Предлогом для цензуры является оскорбление религии. При этом реально никакого оскорбления не было.

 Вспоминается, как в ходе рассмотрения дела «Пусси райот» отдельные мусульманские авторитеты любили рассказывать историю о том, как некогда один человек «увлажнил» мечеть. Его привели к пророку Мухаммеду. Пророк спросил его, зачем он это сделал. Человек высказался в том духе, что не знал, что это мечеть, а просто очень хотел «по-маленькому». Охрана ждала команды «фас», но пророк отпустил нарушителя с миром, велев лишь вымыть водой место «преступления». Эта история использовалась для обоснования необходимости отпустить «Пусси райот».

 Однако как только доходит до дела, отдельные мусульманские товарищи оказываются неспособными поступать подобно пророку и ищут обиды в гораздо более безобидных ситуациях, чем «увлажнение» мечети. Как нельзя кстати пришлось тут и обсуждение закона о защите чувств верующих. Его еще нет, но бдительный автор портала «Ислам.ру» уже стращает: «Данный прецедент может рассматриваться как попытка оскорбить чувства верующих, и юридическая ответственность за это будет лежать как на художнике, нарисовавшем Крокодила, так и на издательстве, выпустившем данную книгу».

 А вот сопредседатель Совета муфтиев России Нафигулла Аширов заявил, что от издательства требуются публичные извинения. «Покаяние должно исходить именно от тех людей, которые это создали, с утверждениями, что такое не повторится, оно было сделано ошибочно. Этого, думаю, будет достаточно», – резюмировал он. Пока достаточно, отметим мы.

 Издательство, что характерно, тут же принесло извинения и пообещало заменить иллюстрацию. И его можно понять: погромы, учиненные мусульманскими фанатиками в Европе в ответ на публикацию в датской газете карикатур на пророка, памятны всем. Вы, конечно, скажете: так то карикатура, здесь-то речь идет всего лишь о безобидной иллюстрации. Возможно, но, знаете ли, рисковать не хочется никому, тем более что издательство расположено в Ростове-на-Дону. А о том, какова сейчас межнациональная обстановка в южных регионах России, вы и без меня знаете...

 В общем, эта история – казалось бы, в чем-то даже смешная, – на деле показывает, что и пресса, и издательства в России вполне восприимчивы даже не к угрозам, а всего лишь к высказанному вслух легкому недовольству со стороны представителей исламской общественности.

 В свете происходящих в мире событий мои слова, возможно, покажутся наивными, но все же отдельно взятым мусульманам следовало бы поискать основания терпимости в собственной религии и научиться мирному сосуществованию с соседями. Сейчас появились теоретики, которые утверждают, что это невозможно: дескать, такая религия, ничего тут не поделаешь. Но все же хотелось бы, чтобы мусульмане вспомнили, что их соседи – не только «кяфиры» («неверные») и «мунафики» («лицемеры»). Если этого не произойдет, большая война рано или поздно неизбежна, и вряд ли нынешним фанатикам поможет Аллах, который, согласно Корану, милостивый и всепрощающий.