Деньги! Хотели как лучше, вышло как всегда.
25 лет назад Советский Союз сделал важный шаг к капитализму. 26 мая 1988 года Верховный Совет одобрил закон N 8998-XI "О кооперации в СССР".
Сперва "процесс пошел" ходко. Потом выяснилось, что взять немного хорошего плана и немного хорошего рынка можно лишь в теории.
К моменту принятия закона только в Москве уже насчитывалось около 550 кооперативов, созданных в порядке эксперимента. Старт дали принятые в феврале 1987 года постановления Совета министров СССР №№ 160, 161 и 162 о создании кооперативов по бытовому обслуживанию населения, производству товаров народного потребления и в сфере общественного питания.
Пожалуй, главной в законе была статья 25: "Кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива".
И до Горбачева строители-шабашники или подрядные звенья в сельском хозяйстве демонстрировали невероятную производительность, но подобные эксперименты быстро пресекались: никто не должен получать слишком много, контроль над мерой труда и мерой потребления - ключевая функция социалистического государства.
Из первых кооператоров вышли будущие генералы российского бизнеса. Александр Смоленский начал с организации кооператива по строительству дач и гаражей, а Владимир Гусинский - по выпуску модных медных браслетов, якобы обладавших целебными свойствами. Кооператив Гусинского ежедневно штамповал пятьдесят с лишним тысяч браслетов, которые при себестоимости в три копейки шли по пять рублей.
Комиссию Моссовета по кооперативной деятельности возглавлял Юрий Лужков.
Экономические реформы Горбачева были отчаянной попыткой спасти страну. В 1988 году СССР экспортировал 144 млн тонн нефти по кажущейся сегодня смешной цене в 17 долларов за баррель (125 долларов за тонну). При этом за валюту продали всего 80 млн тонн, остальное ушло социалистическим странам по невыгодному бартеру.
Одновременно пришлось импортировать 40 млн тонн зерна по цене 176 долларов за тонну. Бюджет был сведен с 25-процентным дефицитом, покрывавшимся за счет внешних займов и распродажи золотого запаса.
Поначалу царила эйфория. Поскольку идея получила отмашку с самого верха, действовал принцип: разрешено все, что не запрещено. Патент на открытие кооператива стоил пять рублей! Налоги были минимальные: три процента с выручки.
Затем начались трудности.
Оказалось, что каждый экономический уклад имеет свою внутреннюю логику, все его элементы взаимосвязаны, и сказав "а", надо либо говорить "б", либо поворачивать назад.
Бывший сотрудник 9-го главка КГБ Владимир Ряшенцев создал кооператив "АНТ" (Автоматика, Наука, Технология) и занялся продажей за границу через Новороссийский порт списанных танков в обмен на компьютеры. Достоверно неизвестно, продавались ли танки на металлолом, или "АНТ" сбывал неизвестно кому действующие машины.
"Хозяин Кубани", первый секретарь Краснодарского крайкома КПСС Иван Полозков в январе 1990 года с помощью подконтрольных ему местных силовиков схватил "антовцев" за руку при попытке вывезти очередные 12 Т-72 и устроил скандал: вот до чего докатились "жулики-кооператоры", танки, силу и гордость нашу, сплавляют за кордон!
Полозков приобрел репутацию непоколебимого борца за советские ценности и спустя полгода был избран первым секретарем ЦК вновь созданной компартии РСФСР.
Людей с советской психологией раздражали не столько реальные экономические последствия появления кооперативов - они были незначительны, - сколько моральная реабилитация духа наживы и неравенства.
Массовые рассуждения исходили из того, что высокие доходы в принципе не могут быть честными, и что если какие-то товары и услуги по цене не доступны каждому, то пусть лучше их совсем не будет.
"Понадобилось не так уж много времени, чтобы превратить дорогу, которая должна была вести к изобилию, в прифронтовую полосу. Кооператорам отказали в льготном режиме налогов даже на период становления".
Августовский путч и реформы Ельцина-Гайдара сняли вопрос о кооперативах с повестки дня.
Основы большинства крупных состояний и фирм, которые доминируют сегодня, были заложены в 1988–1991 годах. Решающий вклад в первоначальное накопление внесли правительства Николая Рыжкова и Валентина Павлова. Именно при них возникла культура "легких денег", которая, с одной стороны, привела к развалу советской денежной системы, а с другой - оказалась мощным стимулом для появления нового класса предпринимателей" - Олигархи.
Артем Кречетников
Би-би-си, Москва
Комментарии
Такая "свобода" хуже неволи.