Российские Левши слышат океан насквозь
На модерации
Отложенный
В последнее время принято рассказывать об изобретателях в основном прошлых лет. Что, неужели в России левши перевелись? Нет, не перевелись! О братьях Валентине и Викторе Лексиных раньше писали, правда только в специальной литературе. Они создали уникальную гидроакустическую аппаратуру для подводных лодок, превосходящую американские аналоги.
Эта аппаратура может засекать даже полностью бесшумные подводные лодки. По мнению многих ученых, изобретенная ими аппаратура по всем параметрам на голову выше по функциональным параметрам аналогичных зарубежных образцов, в том числе и хваленых американских.
По сути, еще в 1984 году Советский Союз получил некий ключ к созданию акустической аппаратуры, которая могла слышать любые иностранные субмарины задолго до того, как те услышат наши лодки. Увы, она так и не была использована в полной мере. Огромная бюрократическая машина тогдашней советской науки "Потеряла" этот ключ в дебрях множества НИИ.
Как пишет известный популяризатор российской военно-технической науки Максим Калашников в своей книге "Алтарь победы", посвященной холодной войне, по состоянию на 1984 год аналитики ГРУ оценивали наше отставание от американцев в этой области в тридцать лет. Почему это произошло — по этому поводу существует множество мнений в среде узких специалистов-акустиков. Самое распространенное такое: в СССР пошли тем же путем, что и американцы. И даже просто копировали заокеанские образцы.
В общем, в гидроакустике наша страна в 80-е годы как бы "садилась в лужу" и никак не могла догнать в этом вопросе ушлых янки. По данным открытой печати, подлодки США типа "Огайо" к концу 1980-х годов достигли почти полной бесшумности. Как писал Том Клэнси в изданном в 1991 году триллере "Все страхи мира", уровень шума, испускаемого этими субмаринами, был даже ниже фоновых звуков океана. Что-то вроде шепота во время концерта рок-музыки.
Чтобы засечь их, к ним надо было приблизиться практически вплотную! Автору этих строк был достаточно хорошо знаком с известным советским подводником, капитаном I ранга Николаем Алексеевичем Тушиным, имя которого, пожалуй, достойно занесения если не в книгу Гиннеса, то уж в какой-нибудь сборник военных рекордов — точно. Он в числе прочих флотских специалистов в 80-е годы прошлого века руководил испытаниями практически всех проектов отечественных стратегических атомных подлодок, построенных на верфях Северодвинска. Увы, несколько лет назад он ушел из жизни, но его рекорд по количеству испытанных новейших кораблей до сих пор так и не побит.
Так вот, по его словам (а беседовали мы довольно часто, даже когда я ушел и подплава и стал журналистом), наши лодки могли следить за американскими только вблизи их гаваней-баз. В глубоком океане янки отрывались от нас — и превращались в своеобразных охотников. Примечательно, что субмарины марки "Огайо" порой с трудом засекали… и сами американцы. Самое большое расстояние, на котором сами янки могли отслеживать такие лодки — около четырех километров. Вот так-то…
Как пишет в своей книге Максим Калашников, создав такие подводные корабли, американцы сочли, что выиграли у русских противостояние в океанских глубинах. Ведь бесшумнее сделать лодку уже не получалось. А советская гидроакустика явно хромала.
И в 80-х годах, почти перед самым распадом СССР, братья Валентин и Виктор Лексины сделали невозможное: они обогнали Запад. Всего два исследователя сделали то, чего не мог и не может сделать, ни один знаменитый институт с тысячами сотрудников. Лексины не стали догонять американцев и идти в фарватере их технологий. Они просто изобрели новый способ акустического обнаружения подводных целей. Такого нет нигде в мире. И на отечественной электронике построили аппаратуру, которая "видит" лодки на расстоянии не двух-трех тысяч метров, а на дистанции от пятнадцати до150 километров! Все зависит от глубины моря, особенностей его дна, воды и времени года. Сравните это с четырьмя километрами для целей типа "Огайо" у самих янки в 1990 году…
Нельзя сказать, что Лексиных в СССР не заметили. Заметили, да еще как! И не где-нибудь, а в Комитете госбезопасности Советского Союза.
Им дали возможность усовершенствовать свою аппаратуру и провести исследования на камчатском полигоне.
Конечно, сама разработка Лексиных — вещь закрытая. Но вот принцип ее действия уже давно озвучен в специализированной открытой прессе. Многие специалисты-гидроакустики считают, что идея, лежащая в основе метода Лексиных, вообще гениальна: даже самая бесшумная и обтекаемая лодка, некая океанская "черная дыра", двигаясь в водной толще, испускает сверхнизкочастотные звуковые волны. Ведь ей приходится шевелить рулями. Раз в одну-четыре минуты. Иначе нельзя: движитель лодки (грубо говоря, гребной винт или гидрореактивное сопло) расположен сзади, за центром масс субмарины.
А потому ее постоянно заносит относительно выбранного направления. Вот и приходится экипажу периодически "подрабатывать" рулями. Либо автоматически, либо вручную. Но от этого тысячетонная махина лодки колеблет огромную массу забортной воды. И чем больше скорость субмарины -- тем сильнее колебания. В этом смысле американские сверхбесшумные лодки, что движутся совершенно беззвучно даже на большой скорости, крайне уязвимы.
Колебля водную толщу, лодка распространяет вокруг себя волны буквально в сейсмическом диапазоне. Лексины смогли выделить эти волны в морских шумах и помехах. Они применили особую обработку сигналов, причем на отечественной технике. Испытывали они свою аппаратуру, если верить специализированной прессе, и в Баренцевом море, где и сравнительно мелко, и дно илистое, звукопоглощающее. Но даже здесь на испытаниях аппаратура Лексиных превосходила западную!
И тут распался СССР, почти сошла в могилу наука, к управлению научными изысканиями в военной области пришли в числе прочих и люди, некоторые из которых были не всегда полностью компетентными в этой непростой сфере. По мнению многих ученых, изобретение Лексиных в "лихих" 90-х было своеобразно "задвинуто" по совершенно банальной причине: неоправданной внутренней конкуренции между организациями, работающими в сфере гидроакустических разработок и предприятиями занимающиеся их производством.
Назовем вещи своими именами: тогда шла борьба за выгодные военные заказы. Это сейчас многими вещами, связанными с ВПК, порой занимаются лично президент или новый министр обороны, вникая в суть. А в 90-х, после распада СССР, порой соотношение "цена-качество" тогда нередко заменялось одним словом: "Деньги"! Госзаказ, что ни говори, а вещь все-таки выгодная…
Несколько лет назад "Правда.Ру" и другие центральные издания писали о серьезном конфликте, возникшем между питерским концерном "Океанприбор" и северодвинским приборостроительным промышленным предприятием "Северный рейд". В конце концов, "Океанприбор" как бы победил, поглотив крупнейший в стране завод, производящий гидроакустику и радиоэлектронику для строящихся в Северодвинске атомоходов. Но пошло ли это на пользу отрасли в целом? Тут, как говорится, вопрос вопросов. Не все так просто…
Сейчас Валентину и Виктору Лексиным по 65 лет, живут в Москве. Оба закончили Индустриальный техникум, а затем Московский институт электронной техники в Зеленограде, потом работали в оборонных НИИ, в специализированной прессе опубликовано огромное количество их научных статей. Как говорят их коллеги, несмотря на возраст, они полны новых творческих замыслов.
В поддержку развития технических идей братьев Лексиных в адрес президента и главы правительства сейчас поступает немалое количество писем и обращений. Вот что рассказал корреспонденту "Правды.Ру" автор одного и таких обращений, руководитель крупной архангельской компании, занимающейся корабельной электроникой, Олег Маслов:
"В последнее время отношение государства к развитию военной науки и промышленности поменялось кардинально. Потому и есть надежда, что будут востребоваться и новые, и уже испытанные научно-исследовательские разработки. Так, в дальнейшей реализации изобретений братьях Лексиных в области гидроакустики заинтересованы сейчас все — и наука, и промышленность, и военные. Их изобретение в свое время напрочь опровергло бытовавшее (да и сейчас периодически встречающееся) мнение узких специалистов о безнадежной отсталости отечественной подводной акустики. Так что, думается, их разработки еще стране послужат в полной мере!".
Комментарии
мы уже стояли бы в очереди на получение информации в области гидроакустики!
------------------------------------------------------------------------------------
И тут распался СССР, почти сошла в могилу наука, к управлению научными изысканиями в военной области пришли в числе прочих и люди, некоторые из которых были не всегда полностью компетентными в этой непростой сфере. По мнению многих ученых, изобретение Лексиных в "лихих" 90-х было своеобразно "задвинуто" по совершенно банальной причине: неоправданной внутренней конкуренции между организациями, работающими в сфере гидроакустических разработок и предприятиями занимающиеся их производством.
------------------------------------------------------------
Так при чем здесь бюрократическая машина СССР? Что это? Лишний раз лягнуть коммунистов? Некрасиво. Вроде и статья такая приятная. Про своих всегда отрадно слышать приятное, а тут ложка дегтя.
профукать можно из-за мелкой промашки. Тут целая система.
Лаборатория состоит из двух Лексиных, инженеров, лаборантов, завхоза и уборщиц. Остальных не подпускать на пушечный выстрел.
Тысячи "гениев", уже 20 лет нет СССР, но что-то нет гениальных подвигов и изобретений.
А по сути, мы были первой АПЛ в Средиземном море.
Один раз поймали шумы американской ПЛ. Сутки шли за ними, нанося маршруты. А потом...
А потом они просто исчезли, всего навсего изменив глубину погружения.
В морях и океанах слои воды разной плотности, на границе слоев звук, просто куда-то уходит.
Поэтому утверждения, что мы отставали на 30 лет. Чушь.
Мы "шумящая корова" (самая шумная ПЛ) спокойно прошли ч\з все линии буев, кабелей.
Обогнули Европу и прошли все моря от Гибралтара до Босфора. И ни разу хваленая акустика нас не засекла.
Вот вам и 30 лет.
А то, что сейчас нет гениальных подвигов и изобретений - тоже необъективно. Часть конечно сдается и продается, но что-то внедряется, просто мы, старперы, уже в стороне от этого.
Наверняка американцы подняли бы шум в прессе, ведь мы были первой советской атомной. Наша пресса шумела, что Средиземное море янки превратили в ядерный полигон.
Над Испанией были потеряны две атомные бомбы., какой шум.
Кроме того мы нарушили конвенцию о проходе Гибралтара
А насчёт "конкуренции" это правда. Нам препод говорил, что в науке та ещё мафия.
- Молодец науку двигать хочет
А когда докторскую:
- Вот гад, в наши ряды пробраться хочет...
У меня один из преподов за 5 лет написал 3 докторские (реально двигавшие в то время науку, например распознавание речи - в 1980 на ЕС1020). Не защитил ни одной... Правда там еще 5 графа мешала...