«Мёртвый пионер» – символ ОТР

На модерации Отложенный

Давно обещанное «общественное телевидение России» впервые вышло в эфир 19 мая. И первый же день вещания потряс зрителей аналитической передачей «Прав?Да!», посвящённой пионерской организации, которая когда-то рулила советским детством.
И ладно бы разговор в ней шёл о чём-то принципиальном (как, кого и каким образом воспитывать) – так нет: передача сосредоточилась на таких «важных вещах» как умение завязывать галстук, какой рукой отдавать пионерский салют… ну, и так далее.
Это заставило зрителей удивиться: зачем всё это, неужели поговорить больше не о чем? Некоторые даже успели окрестить ведущего передачи Андрея Норкина «мертвым пионером».
Изумление публики было столь велико, что Норкин (кстати, далеко не худший телеведущий) вынужден был оправдываться: мол, 19 мая – день рождения пионерии, вот и передача была приурочена…
С одной стороны, объяснение ничего себе: «датские» (то есть «к дате») передачи – явление на нашем ТВ нормальное. Но какая форма, какое содержание…
Странное дело: всё-таки директор новоявленного ОТР Анатолий Лысенко – человек в своем ремесле искушённый, не одну и не две «хитовых» программы придумал и запустил, от него можно было ждать и чего-то большего, чем «мертвого пионера».
ОТРовский «первый блин» его создатели, как могли, оправдывали. Дескать, не судите строго, работаем пока в тестовом режиме, с целевой аудиторией ясности нет – вот и…

Это дважды несерьёзно. Во-первых, полгода к запуску канала готовились, а с целевой аудиторией определиться не догадались. Чудеса менеджмента и маркетинга в одном флаконе. Но есть и «во-вторых», которое заключается в том, что сайт новоявленного ОТР подозрительно напоминает сайт пресловутого телеканала «Дождь». Это наводит на некоторые мысли; например о том, что задумывалось «общественное телевидение» как телевизионный рупор оппозиции, этакий «Дождь-2», - точно так же идейно направленный, но более профессиональный и из бюджета финансируемый.
И с вполне определенной «целевой аудиторией».
Но мало ли, что там задумывалось. Пока канал создавали, «болотный протест» успел сойти на нет, а у либерального «Дождя» обозначились финансовые проблемы. При таком раскладе окучивание «белоленточных» стало проблематичным. Вот и возникла «проблема с определением целевой аудитории». 
Если любит некая публика новости в стиле «мясных котлет» и мордобой в прямом эфире – извольте: вот вам НТВ. Если любит «чиста поржать» – пожалуйте на СТС. Если хочется серьезных программ, есть телеканал «Культура» (тоже, кстати, финансируемый из бюджета). 
Ну, и что остается директору ОТР Лысенко? На какую «целевую аудиторию» сделать ставку, если «болотные» сдулись? Возможно, он решил окучить всех сразу, и получил на выходе полный винегрет. 
А ведь в России есть одна «неосвоенная» аудитория – причем, такая, которая будет поболее всех вышеперечисленных вместе взятых. Называется эта аудитория – нормальные люди. Они до смерти устали и от чернухи НТВ, и от «дождевого» агитпропа. Эти люди с интересом готовы смотреть серьезные политические передачи, если только в них разговор будет вестись без снисхождения к общечеловекам. 
И это не просто мечтания. В своё время такой разговор обеспечил фантастический успех передаче «Суд времени» на 5-м канале. Так что «сегмент аудитории» для ОТР теоретически есть, вот только для того, чтобы его освоить, Лысенко пришлось бы позвать в эфир, как минимум, Кургиняна. Этого, как нетрудно догадаться, он ни за что не сделает, поскольку повязан неформальными обязательствами в своей либеральной тусовке. 
Так что придется зрителям ОТР и дальше любоваться на «мёртвых пионеров».

Григорий Рожнов