Сегодня - день пионерии.

Смешно сказать, но пионерский галстук – единственный атрибут СССР, который вызывает во мне светлые чувства. Сегодня, с точки зрения взрослых – это было насаждением идеологии. А тогда это было нечто! Торжественное вручение, клятва пионера, горн и барабаны… Костры, походы, пионерские лагеря, переписка с детьми из других стран, песни в автобусах. Некое соревнование и первая иерархия… Тимуровцы (сейчас пацану в наушниках, играющему на телефоне и в голову не придет просто место бабушке в автобусе уступить, не то, что сумку поднести). Книги о пионерах (и не только о «пионерах – ябедах», жалко, что из Павлика Морозова большевики слепили такой образ). Пионеры-герои ВОВ (кто сейчас назовет хоть пару фамилий, или вспомнит, чем прославился Саша Чекалин ил Марат Казей???).

Но больше всего, конечно, мне нравилась «Книга вожатого», сохранившаяся у меня дома с 1951 года (еще с портретом Сталина, к которому мы тогда и не знали, как относиться). Вот вам рубрикатор:

  1. Юные пионеры.
  2. Руководитель, воспитатель, друг.
  3. Учиться упорно, терпеливо.
  4. Пионерский сбор.
  5. Книга – друг пионера.
  6. Физическая культура и спорт.
  7. Юные путешественники.
  8. Умелые руки.
  9. Юные натуралисты.
  10. Художественная самодеятельность.
  11. Пионерское лето.
  12. Справочный отдел.

Забавно, да?

И если два первых пункта касались непосредственно вожатых (все таки «Книга вожатого»). То все остальное – это был захватывающий мир! Вот только сейчас не то что детям нельзя разжигать костер, но даже сидеть возле него можно только в присутствии пожарного расчета. А уж предложить взять в руки молоток или пилу - преступление против детства…

Я могу назвать свое детство счастливым (с простудами поле проваливания под лед, с порванными штанами и сбитыми коленками), а в чем счастье сегодня? В новом телефоне и в прохождении очередного уровня в игре? Не становится ли детская жизнь суррогатной?  

Наверное, это тот редкий случай, когда не работает поговорка: «Что ни делается – всё к лучшему»…