Религиозная основа сионизма

На модерации Отложенный

Одним из мифов, весьма распространенных в нашем обществе, является представление о том, что сионизм с самого начала был нерелигиозным движением, основанным совершенно нерелигиозным ассимилированным евреем Т.Герцлем. Но так ли это на самом деле?

Как известно, Т.Герцль написал свою книгу "Еврейское Государство" в 1896 году, после дела Дрейфуса. Но уже за 14 лет до этого, в 1882 году, группа еврейских студентов из Харькова ("билуйцы") начала Первую сионистскую Алию. Конечно, и до этой Первой Алии евреи ехали в Палестину, так что в течение 18 и 19 веков их приехало около 30 тысяч. Однако приезд этих 30 тысяч нельзя отнести к началу сионизма, т.к. они ехали для того, чтобы изучать Тору на Святой Земле, но еще не ставили перед собой цели перевезти в Эрец-Исраэль весь еврейский народ. В то же время Первая Алия 1882 года уже была сионистской в полном смысле слова: ее представители несли совершенно сформировавшуюся сионистскую идеологию, и их целью были алия всего народа и возрождение еврейского государства в Эрец-Исраэль. Сторонники Первой Алии создали разветвленную сеть кружков "Ховевей Цион" ("палестинофилов", как их именовали тогда по-русски), и их сионизм был активным и деятельным поселенческим движением. И потому Герцль в 1896 году никак не мог "создать" сионизм, существовавший и действовавший к тому времени уже по крайней мере 14 лет. Герцль лишь "оформил" сионизм как организованное политическое движение (ибо сторонники "Ховевей Цион", в большинстве своем евреи из Российской Империи, просто не умели мыслить в то время в терминах политических партий и масс-медиа). Итак, заслуга ассимилированного Герцля - это придание сионизму "формы", в то время как заслуга гораздо более близких к религии (в то время) евреев Восточной Европы - это наполнение сионизма содержанием.

Однако, и сторонники Первой Алии, начавшие воплощение сионизма на практике, не были собственно создателями идеодологии сионизма. Сионистская концепция - а именно идея о том, что еврейский народ, не дожидаясь прихода Машиаха в галуте, должен сам переехать в Эрец-Исраэль и построить там современное еврейское государство - была провозглашена в 1850 году, более чем за 30 лет до начала Первой Алии, раввином из Восточной Пруссии Цви Гиршем Калишером. Идеи рава Калишера - состоявшие в том, что приход Машиаха является не "чудесным единовременным моментом", а длительным и естественным историческим процессом, в котором возможны локальные подъемы и спады и в котором евреи должны являться не пассивной, а чрезвычайно активной стороной; иными словами, приведение Машиаха своими руками - стала в дальнейшем основой религиозного сионизма. Таким образом, религиозный сионизм является исторически первой, сформировавшейся в середине 19 века схемой сионизма.

В свое время раву Калишеру казалось, что его программу смогут реализовать именно религиозные круги (а отнюдь не ассимилированные и светские, которые тогда, в середине 19 века, надеялись на интеграцию в Европе и потому были настроены резко антисионистски). История, однако, распорядилась иначе. Лишь небольшая часть религиозных кругов восприняла вначале идеи рава Калишера, и религиозный сионизм не был сначала массовым явлением. В то же время к сионизму неожиданно повернулись "светские" евреи - хотя м не по своей воле. Погромы в России 1881 года (после покушения на императора Александра Ш) вытолкнули в Эрец-Исраэль Первую Алию - уже не вполне религиозную, хотя, конечно, далеко и не атеистическую. Погромы 1906 года, после неудачи первой русской революции, вытолкнули в Эрец-Исраэль Вторую Алию, а приход к власти большевиков в 1917 году - Третью; обе они уже состояли, в основном, из евреев-социалистов, настроенных резко против иудаизма. И поэтому к тому времени, когда Катастрофа придала еврейству тот импульс, который позволил создать государство, - религиозные сионисты были в меньшинстве и сионизм был осознан и закреплен как совершенно нерелигиозная идеология.

За 50 лет, прошедших с момента создания государства, ситуация кардинально изменилась. Зто изменение связано прежде всего с деятельностью рава А.-И. Кука , (который является по моему мнению, самым выдающимся еврейски релгиозным мыслителем последнего столетия), который придал религиозному сионизму философскую глубину, и в то же время необычайную социальную активность и динамичность. В результате прошедших за эти десятилетия процессов. Религиозные сионисты ("вязаные кипы"), во-первых, стали явным большинством среди религиозных евреев Израиля (не менее 2/3 от их общего числа), и, во-вторых, они проявили себя как наиболее сионистски мотивированная часть израильского общества вообще. И поэтому сегодня в Государстве Израиль - как фактически, так и в сознании общества, сионизм как бы "смыкается" с религией. В начале 20-го века "сионизм" был противоположностью иудаизма, молодежь уходила из мешив , чтобы поехать строить Эрец-Исраэль. Сегодня, наоборот, сионистская мотивация подталкивает людей ближе к религии и традиции, и люди идут учиться в иешивы, чтобы укрепить свой сионизм. Это движение сионизма к религии не является, однако, изменой первоначальной идее сионизма. Наоборот, сионизм возвращается к изначальной концепции рава Калишера, происходит обновление сионизма на тех основах, на которых он был первоначально создан. Ибо именно религиозный сионизм проявляет себя не только как изначальная, но и как и наиболее полноценная форма сионизма.