АМЕРИКАНСКАЯ ДЕЛОВИТОСТЬ

На модерации Отложенный

Тотальная слежка спецслужб за противниками власти. Прослушивание телефонов, скайпов и т.п. Втыкание камер слежения повсюду – от служебных кабинетов до спален и сортиров политических оппонентов. Бомбардировка их налоговыми, пожарными, санитарными и другими инспекциями. Что может быть повседневнее и рутиннее?
Вы думаете, я говорю о российских порядках? Нет, это практикуется и в Соединенных Штатах. И лишь время от времени информация об этих проделках всплывает на поверхность. Так, недавняя проверка, проведенная минфином США, установила, что в 2010–2012 годах американские налоговики преднамеренно затягивали регистрацию некоммерческих организаций консервативной ориентации, поддерживающих республиканскую партию и критикующих администрацию Обамы. Заявки на получение безналогового статуса от НКО, в чьих названиях присутствовали слова «чайная партия», «патриоты», «12 сентября» и т.п., отправлялись налоговой службой на дополнительные проверки, которые длились от семи месяцев до трех лет. От НКО требовали множества не предусмотренной законом информации, в том числе имен не только нынешних, но и будущих (!) жертвователей. В черных списках налоговой службы проверка обнаружила три сотни консервативных НКО, более половины из которых до сих пор так и не получили регистрации, а три десятка организаций, отчаявшись, отозвали свои заявки. «Создается впечатление, что налоговая служба не является беспристрастной в выполнении своей миссии», – говорится в опубликованном на днях докладе генерального инспектора минфина.
Разразился крупный скандал. Президент Обама поспешил заявить, что сам он узнал о безобразиях только из газет, и велел министру финансов уволить главу налоговой службы. «Американцы имеют полное право возмущаться по этому поводу. Я сам возмущен. Я не потерплю такого поведения ни в одном агентстве, но особенно в налоговой службе, имея в виду полномочия, которыми она обладает, и ее влияние на жизнь каждого из нас. И неважно, каких политических взглядов вы придерживаетесь, но налоговая служба должна работать абсолютно честно», – сказал Обама. Однако инцидент далеко не исчерпан. Республиканцы в конгрессе утверждают, что всё это происходило по указанию первых лиц администрации, требуют расследований, судов и посадок.
Обосновывая действия властей против оппозиционных организаций, президент Путин любит ссылаться на американский опыт. Действительно, опыт показывает, что непрерывные и необоснованные финансовые проверки – самое эффективное средство парализовать работу любой организации. Например, с месяц назад деятельность абсолютно неформального, не претендовавшего ни на какие регистрации Левого фронта была приостановлена (фактически запрещена) российским минюстом на том основании, что Фронт не представил министерству годового финансового отчета. Или занимающаяся мониторингом нарушений на выборах ассоциация «ГОЛОС» получила международную премию из Норвегии в размере 10 тыс. долларов, но отказалась от нее и поручила банку отправить деньги обратно.

Тем не менее эта премия была признана зарубежным финансированием, а сама ассоциация – иностранным агентом и оштрафована на те же 10 тыс. долларов. Теперь она будет, скорее всего, ликвидирована.
Но опыт опытом, а оказывается, что в самой Америке он официально отнюдь не поощряется, а, наоборот, преследуется. При разоблачении подобных случаев в США разгораются скандалы. Знаменитое Уотергейтское дело по-настоящему началось не с обнаружения прослушки в предвыборном штабе Демократической партии в отеле «Уотергейт». Это сущая мелочь, встречающаяся каждый день. Настоящий политический кризис возник после отказа президента Никсона помогать расследованию и предоставить прокурору необходимую информацию. Более того, он солгал, что о прослушках ничего не знал и их распечаток не читал. В довершение всего президент попытался уволить ведущего следствие прокурора. Именно после разоблачения президентской лжи была возбуждена процедура импичмента, не дожидаясь окончания которой Никсон подал в отставку. Его преемник Форд тут же амнистировал Никсона «за все преступления, которые тот мог совершить». А воспрепятствование осуществлению правосудия, да еще высшим должностным лицом – это действительно тяжкое преступление.
В глазах же российских обывателей те события выглядят полнейшим абсурдом. У нас, где президентом страны является бывший мелкий чиновник госбезопасности, регулярное чтение подобных распечаток представляется делом естественным и полезным для государственной и общественной стабильности.
Президент Обама решил не повторять печального опыта Никсона и сам выступил в первых рядах обличителей и преследователей преступлений налоговиков. Впрочем, еще не факт, что ему удастся доказать свою непричастность к этим преступлениям. И тогда жди «Обамагейта». У нас же, в России, подобные деяния налоговых служб никаким преступлением не считаются и вызывают шквал патриотических одобрений по случаю разоблачений очередных иностранных агентов.
Можно и нужно сколько угодно проклинать США за их агрессивную внешнюю политику, за вмешательство во внутренние дела других стран по всему миру – но учиться методам выработки американской государственной политики необходимо обязательно. Пройдя эту школу, мы, может быть, поймем, почему ЦРУ сумело развалить СССР, а КГБ развалить США не сумел. Ленин в свое время говорил о необходимости соединить русский революционный размах с американской деловитостью. А главная черта американской деловитости – плотнейший контроль нанимателя над наемником. Капиталиста – над рабочим. Менеджера – над клерком. Избирателя – над выборным должностным лицом. Правящего класса – над правительством, включая президента.
Разумеется, в Америке правящий класс – это капитаны экономики, финансовые воротилы с Уолл-стрита. Но все равно учиться надо, потому что в России правящий класс рано или поздно сменится и возродится настоящий русский размах.

Александр ФРОЛОВ