Эскадренный развод
Эскадренный развод.
Первая зима девяностых. Сумерки империи. Никто ещё не знает, что пройдёт чуть более полугода и жизнь великой страны окончательно пойдёт вразнос, и то, что вместе с великой державой будет уничтожен её океанский флот. Традиции крепко цепляются за скалистые берега Кольского Залива. Несмотря на полярную ночь, холод и ветер, никто не отменяет ежемесячный ритуал развода нового суточного наряда в масштабах всей седьмой оперативной эскадры. Боже, как красиво это выглядело в сентябре, когда я попал на него в первый раз. Над головой возвышается Североморск, стоящий на сопках, перед глазами рейд, уставленный кораблями, медленно поворачивающихся вокруг бочек. Суточные наряды всех трёх бригад выстраиваются в порядке тактических номеров. Строй растягивается практически на весь военный городок. Играет оркестр, командир эскадры обходит строй. Парад. Сила и мощь. Красиво так, что аж дух захватывает.
Совсем по другому разворачивались события в январе тысяча девятьсот девяносто первого. Небо и море окончательно слились и поглотили линию горизонта. Тусклое солнце пыталось подтянуться на небе и поглядеть, что же такое затевают люди, копошащиеся на самом крае Земли, которых с неё пытается сдуть ветер. Раньше я даже не предполагал, что может быть так холодно. Холодно первые полчаса, потом приходит боль, медленно растекающаяся по телу и вспыхивающая ядерными грибами то здесь, то там. Странно, очень холодно зубам, они начинают мучительно болеть. Слёзы, текущие из глаз замерзают и покрывают щёки ледяной корочкой. А потом, неожиданно, приходит тепло. Наступает полная апатия и равнодушие. Всё происходящее во вселенной кажется таким незначительным и нестоящим внимания. Вот где-то в другой галактике размахивает руками комбриг Доброскоченко и так смешно открывает рот. Странно, зачем? Тишина в ушах стоит такая, что в них начинает слышаться звон. Или, это что-то невиданное нам, открывающие дорогу в чужие миры?
Кто я, зачем я здесь? Этих вопросов уже нет……Ты растворяешься в мире и становишься частичкой советского Заполярья. Возможно, это и есть нирвана, кто знает…..
Развод начинается в семнадцать часов по Москве. В это время комэск принимает доклад от начальника штаба эскадры о готовности нового суточного наряда к разводу. Но начштаба должен же удостовериться, что наряд действительно готов, какой же он начальник и будущий командир эскадры и командующий флотом, если не сделает ни одного замечания и не устроит ни одного разноса? Поэтому с шестнадцати до шестнадцати тридцати он, вместе с комбригами обходит строй и успешно ищет недостатки. Счастливчик бегут на корабли их устранять и, заодно, согреться. Неудачники, чьи корабли стоят на внешнем рейде и которым бежать некуда, умирают стоя, подобно спартанцам царя Леонида. Вы уже догадались, что будет дальше? Правильно, с пятнадцати тридцати до шестнадцати свои наряды проверяют комбриги, а за полчаса до них – начальники их штабов. Ну а начинаются танцы в четырнадцать, если повезёт, в четырнадцать тридцать, когда сначала старшие помощники командиров, а потом командиры начинают проверку готовности. В среднем три- три с половиной часа из дискретных величин складывается единое целое….
Как это не странно, но растянувшийся километра на полтора строй ещё способен воспринимать команды и даже выполняет их с заметной, правда, асинхронностью. Ритуал доводится до конца. Каким образом я дошёл до корабля не помню. Сознание медленно и осторожно возвращалось из далёких миров в промороженную черепную коробку и пыталось реанимировать тело, в которое чьи то заботливые руки вливали чай и шило. Покалывание в руках и резкая боль в поясница возвращала в железо из горних высей. Жизнь продолжалась и предлагала в следующем месяце сыграть в новую лотерею «попадёшь ли ты на эскадренный развод?»
Комментарии
Вырваться из этого состояния не так уж просто.
Но! Эскадренный развод! Это вам не шуточки. Он даже из смертельных объятий холода сумеет вытащить )))
Лиль, а если серьезно, для того, чтобы впасть в забытье - достаточно быть не очень тепло одетым при минус десяти. И долго не шевелиться. А ГДЕ это делать - не столь важно ))
Это в Москве было, еще лет 10 назад )))
Пр цели и мотивы засады - не скажу, даже не пытай )
"Небо и море окончательно слились и поглотили линию горизонта" - это примерно то, что сейчас за окном. Но слава богу - без мороза.
Ух!..
Комментарий удален модератором
Ведь так можно было и правда замёрзнуть! Какой ужас! Всё-таки, безжалостно это.
Замечательный рассказ +