Представительная демократия и народовластие
Леонид Яковлевич Гозман в программе «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» от 28 апреля 2013 года сказал такие слова:
«Истинная демократия – это не голосование на площади!
Истинная демократия – это не тогда, когда все что-то такое кричат.
Истинная демократия, с моей точки зрения, - это представительная демократия.
Когда люди избирают, причем на самом деле избирают, а не так, как у нас. Избирают парламент, на самом деле избирают парламент, на самом деле избирают президента, и эти люди (парламентарии и президент – В.Х.) принимают решения, которые очень часто не нравятся тем, кто их избрал, потому что они (я так понимаю, члены парламента и президент – В.Х.) должны думать об ответственности.»
Если выбросить из этого урока по обществоведению слова «на самом деле» и «не так, как у нас», то в целом либерал Гозман говорит о том, что в России установлена истинная представительная демократия.
Уж не знаю, почему российские либералы уверены, что народ их поддерживают. В телепоединках по итогам голосования телезрителей Леонид Гозман не победил ни разу. О подтасовках результатов выборов заявляют и другие партии. Вот Владимир Вольфович – истинный любимец телезрителей – тоже заявлял об украденных голосах избирателей. Коммунисты и Справедливая Россия также не упускали возможности, чтобы не вспомнить о грубых нарушениях на выборах.
Но оставим эти разговоры. Сам Гозман прояснил, что избиратели голосуют за того кандидата, который им нравится. Меня смущает слово «нравится». Если все же значительно бо́льшая часть России гетеросексуальна, то места в Думе мужчины и женщины должны делить приблизительно поровну. Все же мужчинам больше должны нравиться женщины, а женщинам – мужчины.
Значит, слово «нравится» употребляется несколько в другом смысле.
Как-будто бы да, но почему в Думе много спортсменов и артистов, чьи программы часто избирателю неизвестны. Значит, все же нравятся?
А, может, избиратель голосует за те лозунги, которые выдвигает кандидат и его партия. Лозунги, помноженные на доверие. То есть голосуют за тех, кому доверяют, и чьи лозунги (обещания) нравятся.
А далее? Гозман снова прав. Парламентарии принимают законы, которые зачастую не нравятся людям, их избравшим. А многие лозунги (предвыборные обещания) остаются лозунгами и вспоминаются только перед следующими выборами. Причем, если вы думаете, что так дела обстоят только в России, то ошибаетесь.
Уровень доверия к Государственной Думе в России очень низок!!! – Подумаешь! – отвечает представитель партии власти. – В Америке уровень доверия американцев к их Парламенту еще ниже!
Тогда возникает другой вопрос: Кому нужна такая народная власть (демократия – это народовластие), к которой у народа нет доверия? Еще не возникает такого вопроса? Значит еще не время ему возникнуть! Какой будет ответ, когда его зададут???
Обратимся к Википедии.
«Принципиальным недостатком представительной демократии является формирование властных органов посредством выборов, во время которых избиратели вынуждены голосовать за малознакомых им кандидатов, не представляющих интересы всех слоёв населения» .http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F
То есть ничего нового я не говорю.
Зачем же нужно было устанавливать такую систему правления, о которой говорит Гозман, если ведущий передачи В.Соловьев за такое определение демократии (а это демократия, существующая в России сегодня) предрекает либералам политическое забвение???
Из кого состоит Дума? Политики, юристы, спортсмены, артисты. Спортсмены готовят законы о спорте, артисты – об искусстве. Им помогают юристы. Интересы спортсменов и артистов в Думе представлены. Интересы чиновников, юристов и политиков – еще в большей степени. Кто представляет интересы людей других специальностей?
А ведь Дума, кроме технических вопросов, главным образом занимается законотворчеством. Каждый должен заниматься своим делом. Архитекторы планируют дома и мосты. Художники рисуют картины. Программисты пишут программы.
А законы должны писаться юристами. И в идеале писаться они должны так, чтобы другие юристы могли толковать его только так, как те, которые этот закон разрабатывали. А иначе законы работать не будут или, что еще хуже, будут работать против тех, к кому они не должны применяться, и так, как никто и не предполагал.
Так что же? Вся власть юристам? – Да не дай б-г!
Но законы должны писаться юристами, а вот заказывать законы, объясняя их цели должен верховный орган страны.
Для того, чтобы представительная демократия не была по Гозману, когда понравившиеся люди несколько лет придумывают законы, не оглядываясь на то, нравится это кому-то или не нравится, система выборов и власти должна быть иной.
Не мешало бы вспомнить о съездах народных депутатов, куда могли бы быть делегированы представители от партий, округов, общественных организаций, профессиональных союзов. Делегаты могут вносить предложения, проекты законов в тех областях, в которых являются специалистами, высказывая цели, проблемы и предполагаемые способы их решения, а юристы в последствии должны доводить проекты до состояния законов, то есть до грамотных юридических актов, которые, повторюсь, другими юристами будут трактоваться только так и никак иначе, как хотели неюристы-специалисты в своих областях.
Тогда в высшем органе власти будут представлены интересы людей разных профессий, регионов, национальностей, вероисповеданий, политических взглядов.
Человек сможет проголосовать и иметь своего делегата как работник какой-то отрасли, как житель региона, как исповедующий религию и политические взгляды. И со своего делегата сможет спросить. Если понадобится, то представителя своих интересов отозвать и заменить. Тогда и делегаты будут думать о тех, кто их направил на высоты государственной власти, потому что слететь оттуда за безделье, вранье, воровство и другие прегрешения будет очень просто.
Мне кажется, что так представительная демократия сможет вернуть себе свой первоначальный смысл и стать властью народа, а не властью политиков и чиновников, а иногда и просто мошенников и проходимцев, которые ухитряются один раз в четыре-семь лет понравиться избирателю, а далее использовать полученную власть на что угодно, но не на благо народа, их избравшего.
Комментарии
технический приём, механизм, который применяют,
когда количество людей превышает определённое число.
А до этого - прямая демократия.
И то, и другое - просто демократия.