Лаком арктический пирог

На модерации Отложенный

Очередь тянется на север
Все новые и новые страны хотят получать свою долю выгод от освоения Арктики

Фото: Reuters

В Арктическом регионе расположено до 22% неоткрытых месторождений газа

Текст: Дмитрий Муравьев
В Швеции пройдет сессия Арктического совета, куда входят Россия и прилегающие к Арктике страны, которые претендуют на освоение ее богатств: США, Канада, Норвегия и другие. Но появились и новые претенденты, в частности Китай, которые требуют допустить и их к северному пирогу.
Восьмая сессия Арктического совета пройдет 14–15 мая в шведском городе Кирун. От России примет участие в мероприятии министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.
На Арктическом форуме в Архангельске российскими учеными представлен проект уникального города для северных широт – «Умка». Предполагается, что он может быть построен с использованием технологий, позволяющих выжить даже на Луне, и стать комфортабельным стратегическим форпостом России в Арктике, а также базой для освоения геологических ресурсов, в том числе нефти и газа
Арктический совет, созданный в 1996 году, представляет собой межправительственный форум, в который входят восемь государств: Россия, Канада, Соединенные Штаты, Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия. Статус постоянного участника Арктического совета имеют шесть организаций коренных народов Арктики: алеуты, атабаски и другие. Есть еще наблюдатели в лице стран, не имеющих выход к Арктике (Германия, Великобритания и т. д.), а также международных организаций типа комиссии ООН.
В среду председательство в Арктическом совете сложит с себя Швеция, а примет Канада. «В Кируне планируется подвести итоги взаимодействия за два года председательства Швеции в совете и утвердить задачи на предстоящий период, в частности подписать панарктический юридически обязывающий документ – соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение нефтью моря в Арктике», – приводит РИА «Новости» сообщение МИД РФ.
Заседания совета проходят каждые два года. Эта конструкция давно устоялась, но сейчас существует большая вероятность, что она претерпит существенные изменения, которые могут возыметь серьезные последствия. Раньше этот совет по большей части был форумом, в котором участвовали ученые, исследователи, рассуждавшие в научном, а не практическом ключе. Теперь же таяние арктических льдов привело к развитию туризма в регионе, удобного морского транспортного сообщения, а также технологий по добыче полезных ископаемых. Дискуссии перешли из научной плоскости в экономическую, геополитическую и даже военную, так как стало ясно, что регион сулит большие прибыли тем, кто окажется сильнее. В связи с этим отмечается и увеличение интереса к Арктике со стороны государств, не примыкающих к ней.
«Внимание к деятельности совета в силу происходящих в Арктике динамичных перемен устойчиво растет, – говорится в сообщении МИД России. – Об этом свидетельствует, в частности, увеличение числа заявок внерегиональных государств, международных и неправительственных организаций на получение статуса наблюдателя в совете, которые будут рассмотрены министрами в Кируне».
По данным геологических исследований США в 2008 году, в Арктическом регионе расположено до 22% неоткрытых месторождений газа, пишет The Wall Street Journal. Северный морской путь, который Россия считает своим стратегическим проектом, необычайно удобен, так как является гораздо более коротким путем из Европы в Азию.
И теперь эти государства требуют их допустить к решению вопроса о том, кто должен распоряжаться Арктикой. 14 государств хотят получить статус наблюдателя, среди которых главный игрок, конечно, Китай, который на глазах увеличивает свой геополитический вес в мире. России, Канаде, США и пятерке арктических стран придется всерьез разобраться, предоставлять ли им этот статус.


Китай уверен, что они предоставят, деваться им некуда. Позиции участников совета не до конца прояснены. Канада вроде бы считает, что можно разрешить расширение количества наблюдателей. США посылают в Швецию госсекретаря Джона Керри, но трудно сказать, как они отнесутся к требованиям Китая и других стран.
«Присоединение к совету является в большей мере политической инициативой таких стран, как Китай. Желание иметь место за столом переговоров о судьбе региона отражает геополитические амбиции», – говорит исполнительный директор Арктического института в Вашингтоне Мальт Гумперт.
Статус постоянного наблюдателя, помимо Китая, хотят получить Индия, Япония, Италия, Южная Корея, ЕС и другие государства. Сейчас этим статусом обладают шесть государств, он дает им не намного больше прав, чем возможность посещать мероприятия совета и предлагать проекты, которые затем требуют утверждения восьмеркой постоянных членов.
Но у Пекина и китайского бизнеса совсем другие планы. Довольствоваться ролью гостя с птичьими правами он не собирается и уже давно пытается нащупать точки опоры для усиления своих позиций. В апреле КНР подписала соглашение о свободной торговле с Исландией. В июне прошлого года китайская делегация во главе с тогдашним председателем КНР Ху Цзиньтао посетила Данию, где китайские компании подписали ряд соглашений с местными фирмами. В Гренландии китайцы тоже побывали.
И эти поездки дали свои плоды. «Наше мнение заключается в том, что страны, имеющие законные интересы в обсуждении арктических вопросов, должны быть утверждены в статусе наблюдателя при Арктическом совете», – сказал министр иностранных дел Дании Вилли Совндаль в интервью, когда его спросили, что он думает по поводу требований Китая.
Министр иностранных дел Норвегии Эспен Барт Эйде заявил, что все арктические страны (Дания, Норвегия, Финляндия, Швеция, Исландия) готовы предоставить статус наблюдателя тем, кто подал заявки. Но он добавил, что точка зрения на это оставшихся и самых влиятельных государств: Канады, США и России – неизвестна. «Мы проделаем интенсивную работу в Кируне, чтобы прояснить эту тему как можно быстрее», – сказал Эспен Барт Эйде.
Канада высказывает осторожность по поводу расширения числа наблюдателей при Арктическом совете, аргументируя это тем, что увеличение количества заинтересованных стран затруднит его работу, рассеет фокус внимания с проблем коренных народов Арктики и уведет дискуссии далеко в сторону от истинно арктических вопросов. «Меня всегда беспокоила роль коренных народов региона, тот факт, что их участие уменьшается», – сказала глава Канадского северного агентства экономического развития Леона Аглуккак, которая назвала увеличение количества наблюдателей «серьезным вопросом».
Что касается России, то она имеет большие планы на Арктику, и в последние годы Москва активизировалась в этом направлении. В прошлом году было объявлено о строительстве туристической инфраструктуры. На Земле Франца-Иосифа и на Новой Земле в ближайшие годы будут построены четыре визит-центра для туристов. Кроме того, в прошлом же году продолжились полярные экспедиции, призванные подтвердить претензии России на расширение границ шельфа.
Был принят закон о Северном морском пути, в котором СМП называется «исторически сложившейся национальной транспортной коммуникацией Российской Федерации». А уже в нынешнем году была утверждена стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. В ней ставятся задачи обеспечить освоение Арктики за счет развития инфраструктуры, а также предлагается создать резервный фонд нефтегазовых месторождений. Имея такие грандиозные планы по освоению Арктического региона, сложно представить, что Россия захочет поделиться влиянием с новыми странами, находящимися далеко от Арктики.