Фантаст Карл Маркс.

Фантаст Карл Маркс: «отец» политэкономии был профаном в денежных делах

                   б

195 лет назад, 5 мая 1818 г., в прусском городке Трир на улице Брюккергассе в семье одного адвоката родился третий ребёнок. Назвали младенца Мозесом Мордехаем Леви, поскольку отец его происходил из почтенного рода немецких раввинов.

Но миру новорождённый стал известен под другим именем - Карл Маркс

В  советском детстве высшим шиком считалось умение различать основоположников Единственно Верного Учения. Если с Лениным проблем не возникало, то с Марксом и Энгельсом многие путались.

Тут нужно было обратить внимание на бороду.

О чём-то похожем писал некогда и Сергей Довлатов: «Особенно в детстве мне удавался Карл Маркс: обыкновенную кляксу размазал - уже похоже».

Надо сказать, что сам Карл Генрих был бы доволен такой памятью о себе.Известно, что знаменитую бороду он отрастил именно для того, чтобы подчеркнуть свой особый статус. Претендовал же он - ни больше ни меньше - на роль пророка нового мира и создателя новой философии. Нечто среднее между Моисеем и Сократом.

По чину и борода.

                      Карл у Герцена украл революцию

Но ещё в пору безбородой юности у Маркса были все задатки воплотить в жизнь жгучее желание не родившегося тогда ещё Маяковского - стать «агитатором, горланом, главарём».

Об этом говорит даже эволюция его прозвищ.

На первом курсе Боннского университета студент права Маркс носит прозвище «Дикий боров», по­скольку сразу зарекомендовал себя как скандалист, запойный пьяница, чудовищный неряха и упрямый спорщик.

А чуть погодя его уже кличут «Президентом клуба любителей пива» или попросту «Президентом».

ь

Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Владимир Ленин, Иосиф Сталин. Иллюстрация предоставлена globallookpress.com

Если посмотреть на карьеру Маркса, то получится, что свои прозвища он оправдал не единожды и они ему подходили как влитые.

Бытовое свин­ство? Пожалуйста! Вот выдержка из донесения тайного агента Вильгельма Штирбера, которого прусские власти наняли для слежки за неблагонадёжным философом в Лондоне: «В частной жизни Маркс очень неряшлив, циничен, отвратительный хозяин. Редко моется и меняет бельё. Много пьёт и быстро пьянеет. На столе рукописи, книги, газеты, клочки ткани от шитья его жены, треснувшие чайные чашки, грязные ложки, ножи, вилки, свечи, чернильницы, стаканы, трубки, табачный пепел... Когда входишь к Марксам, дым от угля и табака ест глаза, точно в пещере, и ничего не видишь».

Откровенно по-свински наш «Дикий боров» относился и к окружающим.

Причём не только к врагам, но и к товарищам по революционной борьбе.

Так, одного из вождей короткой и неудачной революции в Германии, Августа фон Виллиха, Маркс в лицо называет «безграмотным дураком и четырежды рогоносцем».

А с Герценом, тогдашним «лондонским сидельцем» и не меньшим революционером, вообще отказывается общаться, о чём тот оставляет любопытную запись: «Маркс сказал, что меня лично не знает и не имеет ко мне никаких претензий, но находит достаточным, что я русский».

В письмах же Энгельсу Карл пишет о Герцене и вовсе что-то запредельное: «Презренный московит с гадкой русско-калмыцкой кровью». Последний пассаж часто приводят как пример ярой русофобии Маркса. И совершенно напрасно.

Основатель Коммунистического интернационала был самым настоящим интернационалистом.

Потому что ненавидел всех подряд.

Славяне для него - «раковая опухоль Европы».

Французы - «пустоголовый сброд».

Англичане - «презренные торгаши и насильники».

Даже евреям потомок раввинов не сделал поблажки: «Еврейство - самый антиобщественный элемент».

Удивительно, что при таком скверном характере «Президенту» удаётся не только сплотить вокруг себя всех социалистов, но и вытеснить из руководства организацией конкурентов, включая таких титанов, как Бакунин.

                          Обаятельный поэт

б

Дочь Карла Маркса Элеонора. Фото предоставлено globallookpress.com

Похоже, он обладал каким-то необъяснимым обаянием. Провалив в денежном плане все свои затеи, Маркс живёт безбедно и содержит немаленькую семью, где растут шестеро детей. Вернее, своего товарища с семьёй на полное содержание берёт Фридрих Энгельс. А Маркс, которому этого показалось мало, занимает деньги по всей Европе. Часто без отдачи.

И ведь одалживают!

Известен случай, когда Карл просил взаймы у своего голландского дяди Филиппа Маркса. Тот, будучи предупреждён о мотовстве и неблагонадёжности племянника, не устоял перед его обаянием и выдал сто талеров - среднее годовое содержание для средней семьи.

Марксу хватило этого на два месяца.

Кстати, дядина фирма процветает до сих пор и носит имя «Филипс».

Вот такая забавная диалектика: дядя - эталонный буржуй, а племянник - «могильщик буржуазии».

Впрочем, сам себя он не считал революционером и таким уж ярым «могильщиком». Гораздо более почётными ему представлялись звания «мыслителя», «литератора» и «поэта».

Собственно, карьеру он и начинал как поэт наивно-романтического направления. Говорят, недурной.

Во всяком случае, советские рокеры Сергей Жариков из группы «ДК» и Пётр Мамонов настолько прониклись поэзией раннего Маркса, что даже предприняли попытку записать цикл песен на стихи основоположника коммунизма.

А главный труд всей жизни Маркса - знаменитый «Капитал» - современники оценивали как сатирическую мрачную фантастику в духе Свифта.

Если подумать, то так оно и есть.

Маркс как писатель-фантаст значительно опередил своё время.

Представьте себе книгу, в которой люди полностью лишены воли.

Книгу, где самые главные действующие лица - товары, зарплаты, цены и доходы, которые бессовестно и жадно манипулируют людьми...