Солдат по имени Церковь

На модерации Отложенный

Наши священники в войну показали примеры настоящего героизма и жертвенности …

Отца Александра в Бабьем Яру сожгли живьем за призывы защищать Родину

Православного священника отделили от толпы евреев, коммунистов, партизан и других, приведенных к Бабьему Яру для расстрела. Батюшку раздели, прикрутили колючей проволокой к кресту и подожгли. Горящий крест с человеком толкнули в яму...

Так закончился для него день 6 ноября 1941 года. А начался тот день с проповеди Отца Александра (Вишнякова) перед киевлянами, живущими в занятом немцами городе: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину... Церковь Христова благославляет всех православных на защиту священных границ». Он зачитывал народу послание Патриарха.

Каждый год мы повторяем: «Никто не забыт, ничто не забыто». Да нет, многие забыты. Александра Матросова знаем, а Александра Вишнякова?

 

 
Священники-участники войны

Вишняковы были священниками на протяжении 300 лет! В Первую мировую Отец Александр служил на фронте, и однажды в бою, когда убили офицера, войсковой священник, подняв высоко над головой крест, сам повел солдат в атаку... За этот подвиг он был награжден Георгиевским крестом. Вернувшись с фронта, боролся с большевиками, будучи священником в армии Деникина.

Деникинцы слыли антисемитами, но вот в стране начинаются еврейские погромы. Несколько семей вбегают в храм Отца Александра чтобы спрятаться. И что же делает священник? Выходит к погромщикам с вразумлением и крестом. Разъяренная толпа отступает... В это же время Патриарх Тихон, c риском для жизни клеймя и предавая анафеме большевиков, призывает народ не наказывать простых евреев, «отождествляя их с партией». Патриарх увещевает: «В массовой резне гибнут вовсе непричастные причинам, вызвавшим такое озлобление. Православная Русь, не дай врагу Христа диаволу увлечь тебя страстью мщения... Погромы - это бесчестие. Да не обагрится твоя рука в крови...»

Ленин же в это время пишет: «Мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его».

Идет 1918 год... Начинается красный террор. В Киеве им руководит комиссар Вайрекис, семью которого укрывал наш батюшка. Он в благодарность выпускает на свободу арестованного его сподвижниками Отца Александра. Избитый и ограбленный, священник возвращается домой, но служить ему запрещено.

Чудовищные преследования Церкви и священников продолжались вплоть до Великой Отечественной войны.

Священники вышли из тюрем и влились в ряды армии и партизан

Несмотря на пережитые священством репрессии, 22 июня 1941 года митрополит Московский Сергий призвал всех встать на защиту Отечества. Сотням священнослужителей, находящихся в тюрьмах и ссылках, властями было разрешено пойти на фронт. Большинство из них всеми силами туда стремились.

Великий хирург и епископ Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, причисленный позже к лику святых и известный как Святитель Лука, послал письмо в Кремль, попросив дать ему возможность оперировать раненых. «А как окончится война, вернусь в ссылку» - кротко завершил он свое прошение. И всю войну оперировал, спас сотни бойцов и написал труд, которым и поныне пользуются хирурги всего мира - «Очерки гнойной хирургии». Получив за него Сталинскую премию, отдал почти всю ее детям-сиротам...

Иеромонах Пимен (Извеков) - будущий патриарх, начал свой боевой путь заместителем командира роты и завершил его в звании майора.

Протоиерей Александр Смирнов, настоятель Скорбященской церкви (г.Клин), во время отступления наших войск, видя, как тяжело раненым дается путь, попросил оставить их в храме. Раненых оставили. Священник переодел всех в гражданское и организовал в подвале храма самый настоящий госпиталь. Когда пришли немцы, они осмотрели каждый уголок и уже порывались пойти в подвал, но священник преградил путь и сказал, что там лежат тифозные. Фашисты в ужасе ушли, а батюшка и прихожане продолжали на оккупированной территории прятать и лечить наших бойцов. Ни один из них не умер!

Псковский священник Федор Пузанов сотрудничал с партизанами и спас от угона в Германию более 300 человек. Награждал его за работу в годы войны Герой Советского Союза Константин Карицкий (на снимке).

 
Псковский священник Федор Пузанов сотрудничал с партизанами и спас от угона в Германию более 300 человек

Сын Пузанова тоже воевал, был ранен, награжден, и тоже стал священником.

Зоя и Александр Космодемьянские - Герои Советского Союза - были внуками священника, убитого в 1918 году за «контрреволюцию». Отец героев учился в семинарии, но из-за гонений оставил ее, однако атмосфера в семье не изменилась...

Но вернемся к Александру Вишнякову. В оккупированном Киеве он открыто проповедует борьбу с фашизмом, выражает надежду на победу СССР. Памятуя, что он спас несколько семей от погромов, к нему начинают приходить евреи, чтобы креститься и тем самым спастись от расправы. Отец Александр крестит и выдает свидетельства на церковных бланках. И все же наступает день, когда немцы требуют, чтобы все евреи собрались на площади, захватив с собой теплые и ценные вещи...

К священнику прибегает один из окрещенных им, отец троих детей, и просит прийти на площадь и засвидетельствовать лично, что семья крещена. Отец Александр идет, разговаривает с фашистами на хорошем немецком и производит на них приятное впечатление. Они отпускают всю семью новокрещеного... «Черносотенный» же Отец Александр не может покинуть волнующуюся толпу людей, некоторые из которых плачут. Он остается с ними на всю ночь...

Наутро немцы его выгоняют, и он идет в храм и призывает паству встать на защиту Родины, верить в победу. Священника арестовывают, а дальше вы знаете... Горящий крест и яма Бабьего Яра.

Осенью 43-го, впервые за годы советской власти, 12 священнослужителям были вручены медали «За оборону Ленинграда». Более 50 священнослужителей получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». По Молотовской (Пермской) области наградили медалями 15 священников, два получили личную благодарность Сталина.

Помнят ли обо всем этом «благодарные потомки»? Церковь скромно молчит, не трясет боевыми орденами и медалями, и привычно-терпеливо сносит хулу и клевету, возводимую на нее последователями тех же самых большевиков, именуемых нынче либералами.

 
Архимандрит Алипий (Иван Воронов). Прошел боевой путь от Москвы до Берлина. Имеет Орден Красной Звезды, медаль «За отвагу», несколько медалей «За боевые заслуги»

Церковь отделена от государства, но не от народа

Если помните, до войны Церковь была ограблена. Даже золото с куполов соскребали. И тем не менее, РПЦ собрала в Фонд обороны громадную по тем временам сумму - около 300 млн. рублей. Дополнительно к посылаемым на фронт обмундированию, теплым вещам, продуктам, медикаментам, Русская Церковь профинансировала производство самолетной эскадрильи «Александр Невский» и танковой колонны «Дмитрий Донской». Монашествующие полностью содержали и обслуживали военные госпитали, размещенные в монастырях.

* * *

Я чту нашу Церковь не только потому, что люблю православие. Для меня она - наш просветитель (первые школы были в монастырях, азбуку нам подарили проповедники Кирилл и Мефодий), наш патриотический фланг, верный солдат Родины. Не все веры, конфессии, позволяют своим адептам сражаться за Отечество. Свидетели Иеговы, например, не должны брать оружие в руки... Русская же Православная Церковь все века во всех войнах была бок о бок с народом.

Начиная с монахов Пересвета и Осляби, принявших участие в Куликовской битве, начиная с Сергия Радонежского, благословившего Донского на битву...Не зря император Александр III, умирая, завещал сыну Николаю II: «В политике внутренней прежде всего покровительствуй церкви, она не раз спасала Россию в годину бед».

Наши священники не мешкая меняют рясы на шинели.

В эти прекрасные победные дни я предлагаю читателям помянуть батюшек, которые поднялись над личным горем - преследованиями, пытками, расстрелами близких и пошли на фронт, стали партизанами, боролись с фашистами на оккупированных территориях. Я предлагаю помянуть монахов и монахинь, ставших сестрами милосердия и сиделками раненых в обе мировые войны.

Предлагаю бороться словом в интернете со всеми, кто, как в послереволюционные годы, пытается свалить нашего исполина - Церковь - и вновь вырвать у русского народа саму его душу - православие. Читая о корыстолюбии священников, об их машинах, часах, и прочем, помните, что у Церкви, православия и русского народа были враги, есть и будут. Все это же самое они городили в 1917-18 годах, перед тем, как взрывать церкви, продавать за границу иконы, расстреливать священников.

Не позволяйте им рушить храмы - ни каменные, ни душевные.

Помните, что Пересвет, получивший смертельное ранение в начале Куликовской битвы, все-таки, в отличие от Челубея, тоже смертельно раненого, доехал до своих сидя в седле, не упав с лошади. Это было воспринято нашей армией как знак будущей победы, и она ринулась в бой воодушевленная. А это, может быть, была просто личная доблесть монаха - он знал, что воины ждут знака свыше...