Гобеленщик Всея Руси
На модерации
Отложенный
В один прекрасный день...
Впрочем, день был совсем непрекрасный: слякоть и мрак, и осенний морок, и солнечный луч пугливо скрывался за тучами, едва и на миг осветив октябрьский мокнущий город. Краски осени поблекли, все было серым, безнадежно серым. И было еще неизвестно, что серая дорога ведет к радуге.
Тем ярче и ошеломительнее оказалось празднество, пиршество цвета, света, тепла и смысла тканных картин Евгения Радченко, вносимых в просторную мастерскую одна за другой. Реальность серого заоконного мира пропала, а здесь было солнечно и свежо. И надо было сразу подумать: так не бывает. Жизнь - не радуга, и даже самый солнечный Художник не в праве ее идеализировать. Но в том первом для меня, домашнем показе гобеленов - так уж случилось - не оказалось ни одного жесткого, трагедийного сюжета.
Знакомство с ними состоялось позже, а в тот осенний день над моей жизнью просто взошла рукотворная радуга Радченко, и душа радовалась возможности радоваться, поводу восхищаться: каков Мастер!
Мастер напоминал собой постаревшего Маленького Принца. И у него тоже был любимый цветок: Ирис.
"Ирисы" Радченко и другие сюжеты
Ирис для него цветок космический. И потому вмещает космос человека, признающего за высшие ценности творчество, память, долг, совесть, любовь. Триптих-импровизация "Ирисы", посвященный художникам Юрию Мочалову, Ярославу Штыкову, литературному критику Игорю Дедкову, радиожурналисту Николаю Попову, краеведу и историку Виктору Бочкову. "Ирисы" Радченко - признательность им и память о них... Мир, как известно, держится на праведниках. Так что трипих, в известном смысле, предлагает разговор о них...
Есть и другие сюжеты, посвященные близким по духу людям. "Дом, в котором родился художник" - посвящение Николаю Шувалову. Единственное окно светится в потемневшем от времени двухэтажном доме. Ох непросто оторвать от него взгляд. Золотой надеждой освещает оно нашу будничную, обывательскую жизнь, - ведь это окно в мир правды, таланта, совести. Пространство над домом художественное чутье Мастера обращает в луковицу, внутри которой и помещается дом. И луковица тоже, приглядитесь! непростая: это же купол храма, соприкасающегося с космосом...
Из окна кухни Игоря Дедкова Евгений Вячеславович когда-то увидел прямоугольник тюрьмы. Зарисовал и, казалось, забыл... Всплыл сюжет в другое время - когда Мастер читал о тюремных мытарствах Вавилова.
Из тюремного колодца вырастает в небо фигура тощего, безволосого узника в смертном балахоне, беззвучный крик его исполнен муки. Гобелен "Год 37-й" стал центральным в триптихе. По бокам обступают его "Покров на Нерли" и "Нередица". Параметры трех гобеленов образовали крест - напоминание о крестном пути России, об ужасе тюрем и красоте ее храмов. Вызревший сюжет дался автору не просто: пока работал "Год 37-й", испытывал животный страх.
И неудивительно! Запрокинутым в небо криком узника Мастер напрямую заговорил с Богом. Потому что вплотную подошел к черте, которую провел Господь, допуская человека к творчеству. Ведь далее искусство кончается - начинается чудо. А чудеса - дело Божье, не человеческое... Уровень творчества Мастера граничит с ним. Посмотрите его "Натюрморт" с кувшинами и рушниками, "Водопад", "Форт Фишер" - поверхности не существует, есть голографический объем. Обман такой крайний, что, как пишет Ксения Котляревская, хоть глаза протирай. А "Зимний ручей"? Как можно сотворить такое?
С помощью цвета, конечно. Конечно, Евгений Вячеславович тончайший колорист. Но как недостаточно это объяснение! Зато как полно впечатление от его храмов, дорог, домов, городов и городишек, осенних букетов, дремлющих под тающим - у вас на глазах снегом, тоненько звенящих подснежников. Каким подлинным, правдивым смыслом обеспечена картина затерявшейся в космосе неба и космосе снега деревеньки! Какая радость проникаться замыслом художника, поражающим торжественной силой ума и понимания, сопереживания и памяти.
"Если не помнишь ничего, не знаешь, знать не хочешь, - написал Игорь Дедков, - до чего же свободно и легко жить; чья-то давняя ноша, даже твоих отцов, твоего народа - чужая ноша, даже след ее тяжести чувствовать - зачем, с какой стати?" Радченко ношей знания и памяти обременен вполне. Об этом его гобелен "Боль", об этом "Тюрьма Соловки". Черные кресты могил на земле и белый, сияющий крест на осиянном небе над "Соловками"... Нет, это не декоративная публицистика и не сюжет "на политическую тему". Все проще и страшней: это жизнь человеческая, где одни гонят, травят, убивают других чаще не по праву правоты, а по праву силы, это крик Узника с гобелена "37-й год": "Когда это кончится, Боже?!"
Смотрю на гобелен "Мое озеро". Темная глазовина, запрокинутая в чистоту священной бездны, так жаждущая этой чистоты и света, и думаю: кончится. Когда-то это кончится. Не напрасен начатый Мастером разговор с Богом.
1998 г. Кострома
Комментарии
Зимний ручей
Форт Фишер
Весна
Водопад
Цетральная часть триптиха "Ирисы", посвященная Дедкову И.А и Бочкову В.Н.
Хутор Трощинцы. Изба Козлова Алексея Никифоровича
Дом художника Николая Шувалова
Букет
Ирисы
Соловки
Триптих Космос
Букет
Моё озеро
Особенно понравились цветы. И "Моё озеро".
"Дом художника Николая Шувалова" я уже видела.
А на Соловках я была несколько лет назад. Там очень красиво...
А Моё озеро особенная и для для меня работа. Однажды Мастер взял мое лицо в свои ладони и сказал: Вот так. Нашёл! Я сделаю твой портрет... Он не показывал, пока не закончил. А потом однажды мы увидели ЭТО. Я сразу поняла, что здесь как бы фрагмент лица, всё очень условно, конечно. Глаз и бровь. Я сказала: но ведь ты никогда не делаешь портреты живых, ты же говорил, это плохая примета. Он засмеялся: а ты тут не одна. Здесь и я. Если бы ты была одна - домишек не было бы. Не бойся.
http://maxpark.com/community/4563/content/1670590
Это работы китайской художницы НеSi.
Мастер сам готовит краски и красит нити. Разные. У него в мастерской станок до потолка, а плетет гобелены он обычной столовой вилкой. И называет их... половиками).
Комментарий удален модератором
Господи, это мы.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Все работы интересны. Спасибо Вам.