Амазонки Севера
Одна из старинных русских книг, так называемый Азбуквин, поясняет : «Амазонки есть в Мурских странах». Исследователи данного текста предполагают, что «мурские» здесь означает «мурманские» и речь идет о Кольском полуострове.
... Старинная хроника Норвегии повествует о диких, туманных берегах Белого моря, где находилась «земля девушек».
...В «Истории Норвегии» - латиноязычной хронике, охватывающей историю норвежских конунгов (правителей) с древнейших времен до 1115-го года пишется: «На северо-восток простираются за Норвегию многочисленные племена, преданные язычеству, кирьялы (древние корелы) и квены, рогатые финны (в данном случае, саамы) и те и другие бьярмоны (жители легендарной Биармии). Но мы не знаем точно, какие племена обитают за этими. Однако, когда некие моряки стремились проплыть от Ледяного острова (современная Исландия) к Норвегии и встречными бурями были отброшены в зимнюю область, где приблизились между вириденами (гренландцы) и бьярмонами, где, как свидетельствуют, обретались люди удивительной величины и была «страна дев», поскольку Квенланд (племя квенов) переводится как «Страна дев».
Казалось бы, что удивительного в легендах об амазонках? А удивительно здесь то, что мужские поступки совершает женщина. Но, что еще более удивительно, - ее современникам эти поступки не казались чем-то из ряда вон выходящими. Дело в том, что мужественность была чертой, общей для людей того времени – и мужчин, и женщин. Это были века силы, отваги и славных дел.
Между прочим, о мужестве русских женщин в языческую эпоху можно прочесть в византийских рукописях. Летописцы рассказывают, что во времена войны Святослава с греками, после одной жестокой битвы, когда греки стали раздевать убитых «скифов», то нашли немало женских трупов. Оказывается, эти женщины на равных сражались среди мужчин.
«Мужество и мудрость в том далеком от нас времени являлись не только положительными свойствами характера и ума, но и вещею силою, приближавшею человека к богам,- читаем в книге русского историка Ивана Забелина «Домашний быт русских цариц».
- Вообще, языческий идеал присваивает женской личности существо мифическое. Она обладает даром гаданий, чарований, пророчества; она знает тайны естества и потому в ее руках хранится врачевание, колдовство, заговоры, заклинания. Она в близких связях с мифическими силами, в ее руках и добро, и зло этих сил».С течением времени, исторические мнения о загадочных амазонках все более привлекают внимание специалистов. Возможно, изучение данного направления еще более обогатит наши представления о предистории народов, населявших северные территории Европы.
(http://karvin.ru/histori/liberi/popov/)
Женитьба Добрыни

Женой Добрыни становится богатырша Настасья Микулишна. Образ девы-воительницы, состязающейся в воинской доблести со своим будущим мужем, встречается в сказаниях многих народов мира. Ехал раз Добрыня по прямоезжей дороге, увидал недавний след от копыт.
Думает Добрыня: "Не на простом коне здесь проехано, а на богатырском. Надобно догнать того богатыря". Стал Добрыня своего коня пошевеливать, шелковой плеточкой постегивать, пустил коня вскачь - догнал незнакомого богатыря. Едет богатырь, не торопится, назад не оглядывается, будто и не слышит, что Добрыня за ним скачет.Закричал Добрыня: "Постой, добрый молодец! Скажи, из какой ты земли, из какой орды, как зовут тебя по имени, по отчеству?"
Отвечает незнакомый богатырь: "Скажу тебе, кто я таков, только давай прежде булатом переведаемся!" Разгорелось у Добрыни сердце богатырское, размахнулся он булатной палицей , да рука у него вдруг в плече застоялася - не опускается палица булатная. Тут Добрыня призадумался: "Смелости-то у Добрынюшки по-прежнему, да, знать, силушки поубавилось!"
Отъехал Добрыня скорешенько в сторону, стоял там стародревний дуб толщиной в три обхвата. Ударил Добрыня по дубу палицей - разлетелся дуб на мелкие щепки. Видит Добрыня - силушки у него по-прежнему, думает: "Знать смелости поубавилось!" Поскакал он снова за богатырем, замахнулся палицей, а палица опять не опускается.
Бросил тогда Добрыня палицу на землю, сошел с коня, говорит богатырю: "Не могу я с тобой биться-сражаться, скажи мне без бою, как тебя звать-величать".Отвечает богатырь: "Будь по-твоему. Зовут меня Настасья, дочь Микулишна".
Как услышал это Добрыня, так приужахнулся: "Кабы рука у меня не застоялася, убил бы я Настасьюшку Микулишну!" Говорит Добрыня Настасье: "Ай же ты, молодая Настасья Микулишна! Поди-ка ты, Настасьюшка, заменя замуж".Отвечает Настасья Микулишна: "Ай же ты, молодой Добрыня, сын Никитьевич! Бывала я в городе Киева, много о тебе слыхала. Пойду за тебя в замужество". Сели они вдвоем на Добрынина коня, поехали ко городу Киеву, к старой Добрыниной матушке.
(http://legendarnogo.net/rus/dobrynyanikitich4.htm)
Комментарии
Комментарий удален модератором
- Довольно смешно выглядят реликтовые варианты свадебного обряда на фоне эпохи отказа от традиционной формы брака вообще.
Потому как, уже даже в «былинные времена», сей являлся пережиток являлся анахронизмом раннего родового строя.