Пирамиды, которые нас выбирают...

Отчего большинство государств мира столь болезненно реагируют на появление частных финансовых пирамид? Ну, перекладывают граждане деньги из кармана в карман, что с того? И даже полезно – денежная масса связывается, что уменьшает инфляцию, сконцентрированные деньги в любом случае не съедаются новыми их обладателями, на них покупаются товары и, таким образом, поддерживаются производители, торговля, перевозчики и т.д. Быть может, государством движет трогательная забота об участниках пирамид, потерявших свои деньги? Допустим. Но с чего это такая забота проявляется столь агрессивно лишь в отношении пирамид? А в отношении всего остального – проблемы негров шерифа не волнуют! А может, все проще? И дело в простой конкуренции?

Чтобы понять это, необходимо перенестись на 70 лет назад. В США. На курорт Бреттон Вудс. Именно там, в гостинице с красивым названием «Маунт Вашингтон», родились Международный валютный Фонд, Международный Банк реконструкции и развития и множество иных организаций, считающихся сегодня основой мировой финансовой системы. И вся эта система, сегодня называемая Ямайской, и путь ее развития, нам удивительно что-то напоминают…

Основной принцип был прост и понятен – необходимо единое экономическое пространство, для которого нужна единая платежная система. Ей должен быть стать доллар и он ей стал. Но доллар – бумага. Тогда было придумано, что доллар будет обеспечен золотом с постоянной ценой – 35 долларов на тройскую унцию. Навсегда! Гарантия! Золото! Это была роковая ошибка…

Пирамида закрутилась! МВФ помогает странам, кому денег не хватает. А берет у других, кто в пирамиду вкладывает и на этом, понятное дело, зарабатывает. И вот к середине 20-го века в США собралось более 70% всего золота мира! Вот и чудненько! Пирамида на золоте! Чего уж надежнее!

Но золото все время дорожало. А цена внутри пирамиды оставалась прежней. Чего ж не взять да и не заработать? Вроде бы и не надо – но хочется! Первыми не выдержали самые жадные – французы. Президент Шарль де Голль потребовал золотишка на полтора миллиарда долларов! Америка скрипнула зубами – но выдала. Пирамида выстояла. Глядя на такое дело, французы предъявили еще 750 миллионов – и опять получили золото. Тут забеспокоились немцы – и понеслось! Началась паника. Сначала Америка ограничила вывод денег из пирамиды, а в начале 70-х годов прошлого века США в одностороннем порядке вообще прекращают всякие продажи, отказываясь от золотого «наполнения» доллара. Конец первой части.

Честь вторая. За 10 лет до трагического финала первой пирамиды ее главный недостаток сформулировал экономист Роберт Триффин. Он первый додумался до двух простых вещей: нельзя использовать одну из национальных валют в качестве валюты мировой и нельзя в основе пирамиды иметь нечто конкретное, хоть бы и золото. Объяснение простое и логичное - эмиссия любой валюты должна происходить по нарастающей, чтобы всем хватило, а золото печатать пока еще не научились…

И начали строить новую пирамиду, учитывая ошибки прошлой. Защищаясь от де Голлей и прочих паникеров. От золота отказались, но доллар-то так и остался национальной валютой? Куда его девать? И тогда была придумана новая валюта.

Валюта, которой нет. Называется она – «специальные права заимствования».

Собственно, «специальные права заимствования» - это ничто. Они не являются валютой, не являются долговыми обязательствами, ничем не обеспечены и используются для расчетов только внутри Международного валютного фонда. Однако имеют международный классификатор – XDR (доллар классифицируется как USD) и курс их устанавливается ежедневно. На первое мая 2013 года курс равен 1XDR/1,5092USD. На вопрос – а почему, собственно, именно 1.5092 доллара, ответ простой – нипочему! Вот так мы договорились.

Удивительно, но со специальными правами заимствования миллионы людей сталкиваются ежедневно, совершенно этого не осознавая! Например, Монреальская конвенция 1999 года о международных авиаперевозках ответственность авиаперевозчиков устанавливает в этих самых правах: за багаж - 1 XDR за единицу, за груз - 17 XDR за килограмм, если уж совсем не повезло - 250.000 XDR родственникам. Более того – в 2009 году Китай предложил создать на базе специальных прав заимствования мировую резервную валюту, которая заменит доллар США…

Между всей этой системой и частными финансовыми пирамидами есть только одна небольшая разница. В первой участвуют страны (Россия, разумеется, тоже участвует и часть валютных резервов Центробанка хранится в специальных правах заимствования) во вторых – простые люди. Мы с вами. Вот и все.

Более того! Довольно часто возникают ситуации, когда государства решают свои финансовые проблемы, строя свои внутренние пирамиды и практически принуждая своих граждан к участию в них или даже вовлекая их, вообще ни о чем не спрашивая. Не будем упоминать Пенсионный фонд, страховые конторы и т.д. Сам Сбербанк Российской Федерации однажды заставил всех без исключения жителей России вложиться в гигантскую государственную суперпирамиду! Называлась эта пирамида – ГКО. Государственные краткосрочные обязательства. И для участия совсем не нужно было даже быть вкладчиком Сбербанка. В 1998 году Сбербанк накупил государственных краткосрочных обязательств (вообще ничего не значащих бумажек) на 2,3 ТРИЛЛИОНА рублей. Когда ГКО оказались заморожены (то есть, по современному, скамились), деньги Сбербанку дал, для спасения от банкротства, Центральный банк. Но ЦБ РФ оперирует деньгами государства! То есть – нашими с вами общими деньгами (ибо никаких других денег у государства нет и быть не может). Итог: государство придумало пирамиду ГКО, Сбербанк влез в нее, проиграл, а мы все вместе ему за это заплатили. Хотя никто нас и не спрашивал… Но главное случилось чуть позже. По итогам годового собрания акционеров того же 1992 года, Сбербанк выплатил дивиденды в размере: 100% по обыкновенным акциям и 150% по привилегированным. Для выплат Сбербанк использовал украденные им деньги вкладчиков (по данным Минфина РФ, объём сгоревших сбережений населения на вкладах в Сбербанке составил около 315 миллиардов рублей). В 2009 году тогдашний министр финансов РФ Алексей Кудрин пообещал, что государство расплатится с вкладчиками к 2011 году, выплатив им компенсацию в размере удвоенного номинала вклада. Обманул.