ВОСПОМИНАНИЯ ОБ УЕХАВШИХ В ИЗРАИЛЬ

В разговоре под перепостом от Летописца , где приведена подборка видеоматериалов об уехавших в Израиль советских гражданах,  jonypenza прислал ещё один крайне интересный ролик о мотивациях отъезда и ощущениях эмигрантов.

Это было в 72-м, когда дефицита работы в СССР не было, а был переизбыток вакансий.
Впечатление такое, что люди ехали в эмиграцию, ожидая встретить раскрепощённое общество, в котором все двери нараспашку, и ощущали себя в качестве дара новой стране.
Необоснованные амбиции вечно и везде всем недовольных недалёких людей.
Но это было задолго до массового перестроечного выезда евреев, которые видимо не знали о таком отношении к вновь прибывшим, особенно в обеспеченности работой.
Для страховки брали с собой старшее поколение, пенсионеров, которые получали определённые льготы, и которое не хотело отрываться  от потомков, но одновременно и от родины и поэтому вдвойне страдало.
Как плакала, приезжая к оставшемуся здесь внуку его уехавшая с другой половиной семьи бабушка, когда надо было возвращаться...
Две знакомых мне семьи, мужчины в которых работали в одном институте с моим мужем, уехали в конце 80-х.
Довольно долго получали от них письма, в которых описывались проблемы становления.
Один из них был переводчиком с английского, причём очень высокой квалификации, он делал переводы технической документации по зарубежным проектам освоения газовых месторождений, которые включали весь цикл от геологических изысканий до полного промышленного освоения.


А жена у него была очень опытным рентгенологом, работавшая в городском тубдиспансере.
Всё, что они смогли найти, это была работы жены по уходу за инвалидом войны, который передвигался в коляске.
Второй был специалистом по контрольно-измерительному оборудованию, а жена у него была хорошим зубным врачом.
Им удалось купить то ли практику оставившего работу врача, что-то в этом роде.
Купить старое оборудование, в том числе рентгеновскую неработающую установку, которую он восстановил, проблема была с пациентами, очень трудно было завоевать место в этой конкурирующей среде.
Для себя он смог найти только место рабочего на стройке.
Совсем трудно стало, когда он получил травму, провалившись с мостков на высоту этажа и сломав голеностоп.
Двое их взрослых сыновей пошли в армию.
Последнее известие от них мы получили к середине 90-х и оно было так трагично, что мне даже теперь тяжело об этом вспоминать.
Погибла маленькая внучка, которую сшибла выехавшая на тротуар машина, где она шла за руку с бабушкой.
У нас тогда в книжном шкафу стояли две фотографии из Израиля.
Первая пара улыбалась обнявшись на фоне моря.
Вторая сидела, улыбаясь, на диване а между ними две прелестные маленькие внучки.
Потом и моя семья и жизнь распалась и я потеряла с ними связь.
Позже до меня дошли слухи из Израиля через родственников знакомого, что и первая семья трагически потеряла единственного сына, почти ровесника моей дочери, которого я хорошо знала, но не там, а у нас в России.
И думаешь, а стоило ехать?
Конечно, в отличие от тех людей на ролике, которые уехали когда в СССР работа была на все цвета и вкусы, а бороды, насколько я помню, были очень модной тенденцией и давали фору перед мужчинами без бороды, эти уезжали из разваливающейся системы, они не хотели терять своего профессионального  статуса, но получилось, что выиграть им не удалось, здесь у них всё равно было больше возможностей и конечно, они не висели в воздухе, а были в знакомой среде.
И главное, трагедий могло и не случиться...