Европолитика с душком: как французские парламентарии отрабатывают армянские деньги

В Евросоюзе – очередная "потребительская паника". В некоторых мясных полуфабрикатах вместо говядины обнаружилась конина. Эксперты в один голос заверяют: никакого вреда для здоровья потребителей не ожидается, но сам факт, что на этикетке было написано одно, а вот в реальности оказалось другое, европейцев по понятным причинам весьма обеспокоил.

 
Но как быть, если броская и привлекательная этикетка не совпадает с малоаппетитным содержанием уже не на прилавке супермаркета, а в большой политике?
 
За примерами, увы, далеко ходить не надо. Недавно в Ереван прибыли депутаты французского парламента – из группы дружбы с Арменией. Именовалось все это весьма громко и помпезно: "Визит парламентской делегации". А на деле представляло собой обычную дешевую провокацию. Да еще к тому же основанную на чувствах и настроениях, весьма далеких и от французского "Свобода! Равенство! Братство!", и от высоких идеалов "единой Европы", как их без устали декларируют политики.
 
Напомним: по официальной версии, депутаты Европарламента Эдвард Стадлер (Австрия), Кириакос Триантафилидес, Элени Теохарус (Кипр), члены парламента Франции Валерии Буайе и Ги Тессье, а также бельгийский профессор Бернар Кули, продвигающие идеи "группы дружбы Армения – Евросоюз" уже и в Европарламенте, прибыли в Ереван, чтобы именно там отметить очередную годовщину "геноцида армян". Затем, после возложения цветочков и фотографий двойной вершины Агры-Дага, после встреч с официальными лицами и своими коллегами из армянского парламента, депутация направилась… в Нагорный Карабах. Где уже провели встречи с местными, так сказать, "руководителями".
 

Европарламент уже поспешил откреститься от Буайе и ее коллег, заявив, что вся эта поездка представляла собой не более чем их частную инициативу

Впрочем, Европарламент уже поспешил откреститься от Буайе и ее коллег, заявив, что вся эта поездка представляла собой не более чем их частную инициативу. И, возможно, на этом посчитали свою задачу выполненной.
 
Возможно, в том случае, если бы, к примеру, мадам Буайе отправилась бы в гости к политику вроде Мугабе или находящегося сегодня под международным судом президента Либерии Чарльза Тейлора, и Европарламент решил бы "отписаться" подобным образом, такого объяснения было бы вполне достаточно. И привычные рассуждения о том, что, дескать, депутаты парламента – свободные люди, они могут совершать какие-то поездки по собственной инициативе и т.д., имеют, скажем так, право на существование. Только вот "проявлять самостоятельность" - это одно, а демонстративно нарушать основополагающие нормы международного права – уже другое. Поступать подобным образом депутатам парламента Франции и Европарламента как-то не пристало. При этом поездка в Нагорный Карабах, который все страны, включая Францию и другие государства ЕС, признали территорией Азербайджана, без разрешения официального Баку – это нарушение и внутренних законов, и визовых процедур, и международного права. Так что считать ли адекватным отписку Европарламента в стиле "я не я и делегация не моя" - вопрос по меньшей мере открытый.
 
И здесь уже невнятная реакция Европарламента оставляет, скажем так, весьма широкое поле для вопросов относительно беспристрастности, объективности, наконец, честности и принципиальности этой весьма помпезной структуры. Особенно с учетом того, что госпожа Буайе решила не останавливаться на достигнутом. И устроила в Марселе встречу с единомышленниками, где банально проговорилась: она долго и пространно рассуждала о том, что надо, мол, помочь "нашим христианским братьям в Карабахе", которым так не хватает ресурсов, и слезно жаловалась, что Азербайджан помиловал Рамиля Сафарова, и вообще тратит большие деньги на свою зловредную пропаганду.
 
Можно, конечно, поинтересоваться у госпожи Буайе, как она и ее коллеги реагировали на помилование во Франции в марте 2001 года Варужана Карапетяна, получившего пожизненный срок за попытку взрыва в воздухе гражданского самолета – по счастливой случайности бомба сработала на земле, у багажной стойки "Турецких авиалиний", убив "всего лишь" восьмерых. И заодно спросить, как она в таком случае воспринимает избрание на пост президента Армении соучастника Ходжалинского геноцида Сержа Саргсяна, и тем более как совместить эти ее заявления с поездкой в Нагорный Карабах с его оккупационным режимом.
 

Рассуждения мадам Буайе о "христианской солидарности" применительно к Нагорному Карабаху – это уже серьезнее. Потому как они представляют собой весьма красноречивое свидетельство, что часть европейских политиков весьма высокого ранга продолжает мыслить, простите, средневековыми категориями

Ответ, впрочем, налицо. Потому как рассуждения мадам Буайе о "христианской солидарности" применительно к Нагорному Карабаху – это уже серьезнее.
Потому как они представляют собой весьма красноречивое свидетельство, что часть европейских политиков весьма высокого ранга продолжает мыслить, простите, средневековыми категориями, пусть и поданными в современной аранжировке вроде "войны цивилизаций".
 
По совести говоря, это далеко не первый случай, когда нашей стране приходится сталкиваться и с двойными стандартами, с предвзятостью и с самой настоящей исламофобией. Увы, многим европейским политикам просто не по силам примириться с тем, что Азербайджан, страна, где подавляющее большинство населения исповедует ислам и еще при этом есть нефть и газ – это демократическое государство с многопартийной системой, свободным Интернетом и независимыми СМИ. А уж замаскировать эти свои пещерные представления о мире, где существуют разные религии и конфессии, можно, как показывает практика, под что угодно, от откровенной "защиты христианских братьев", о чем еще до госпожи Буайе рассуждала небезызвестная баронесса Кокс, и до весьма удобной ширмы в виде "правозащитной деятельности". Когда, к примеру, вопиющие нарушения на выборах президента Армении уважаемые евродепутаты и в прямом, и в переносном смысле не видят в упор, но зато любой инцидент в Азербайджане, которому можно при желании и известном политическом шулерстве придать политическое "прочтение", немедленно раздувается до невероятных масштабов.
 
А если подходящего инцидента под рукой не оказывается, его… правильно, надлежит выдумать. Примерно так, как это в свое время сделала вице-президент Еврокомиссии госпожа Нели Крус и ее помощник Райан Итон, возопившие о "хакерской атаке" на свои ноутбуки. Правда, потом пришлось неуклюже оправдываться и объяснять, что тревога оказалась ложной, и никакого "компьютерного взлома" не было.
 
К счастью, в Европе так думают не все. И даже не большинство. В самом деле, реальная политика стран, входящих в ЕС, скажем так, развивается совсем в другом русле, чем заявления и действия "европравозащитных структур", Европарламента и т.д. С Азербайджаном сотрудничают в сфере энергетической и общей безопасности, в экономике, развивают бизнес, покупают нефть и готовятся к экспорту газа…
 
И наличествует, честно говоря, у всей этой некрасивой истории еще одна сторона. Есть такое известное, а вернее сказать, избитое выражение: "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты". Сегодня оно бытует в несколько "перефразированном" варианте: "Скажи мне, кто твой лоббист – и я скажу, чего ты стоишь". Провокационное шоу, устроенное на днях "парламентскими лоббистами" Армении из Франции, еще раз подтвердило эту истину. Потому что все вышло слишком уж примитивно, неубедительно и, простите, не на уровне.
 

Провокационное шоу, устроенное на днях "парламентскими лоббистами" Армении из Франции, еще раз подтвердило эту истину. Потому что все вышло слишком уж примитивно, неубедительно и, простите, не на уровне

И самое главное, было до обидного ясно: вся эта шумиха была призвана убедить прежде всего армянские круги во Франции, что госпожа Буайе и ее коллеги "не зря едят свой хлеб". Потому что в самом деле получается у них как-то неудобно. Отношения Франции с Азербайджаном находятся на явном подъеме, чего не сказать о связях со стремительно нищающей Арменией. Франция – важный экономический партнер, ведущий инвестор, азербайджанский спутник связи выводила на орбиту французская ракета-носитель с французского же космодрома… А чем может похвастать госпожа Буайе? Тем, что предложенный ею закон о криминализации "геноцида армян" отверг Конституционный совет Франции, отметив, что этот закон противоречит основополагающим демократическим нормам?
 
Вот и пускаются армянские лоббисты во Франции во все тяжкие, чтобы доказать свою преданность "армянскому делу". Одни отправляются в Ереван, а оттуда – на оккупированные азербайджанские земли. Другие приглашают в Париж Бако Саакяна – пусть погуляет по Елисейским полям и обеспечит голоса этнических армян на следующих выборах. Третьи… А реальная политика тем временем идет своим чередом.
 
Так что, советуют знающие люди, не следует ставить знак равенства между Европой и "евробюрократией", которая с успехом занимает командные посты в "общеевропейских" структурах, плодит целый ворох разного рода "резолюций", "коммюнике" и "заявлений", но дружно пасует, когда надо принимать решение по конкретной проблеме, будь то кишечная палочка на испанских огурцах, "миграционный кризис" на итальянском острове Лампедуза или же финансовый кризис Еврозоны.
 
Другое дело, если можно красиво поговорить – и скрыть за этими красивыми словесами нечто неприглядное. И не соответствующее интересам прежде всего самой Европы. Такое вот несовпадение "красивой этикетки" и содержания с изрядным "душком".