Легенда 17+

На модерации Отложенный

Мнение после просмотра фильма "Легенда 17"

Честно скажу, не собирался писать никаких статей относительно фильма "Легенда 17". Прекрасно знаю, насколько позволяют публичные факты, историю становления Харламова, политические игрища вокруг Тарасова, интригующие события первого матча серии и всей серии целиком, так что отображение авторами фильма документального факта в художественном исполнении, не смутило, не восхитило, не разочаровало, но и не повысило эмоциональный градус. Из фактологических неточностей покоробили два с половиной эпизода. Первый: висение на одной руке на высоте десятков метров над Чебаркулем (на двух - ладно, кисти сильные, руки сильные, может они и удержались на ветру без страховки, но на одной, да еще хватая за грудки "партнера"...??). Второй: в фильме Харламов впервые выходит в составе тройки с Петровым и Михайловым и забивает гол, но в реальности было наоборот, ЦСКА проиграл 0:1, а Харламов сыграл не очень ярко. Второй с половиной: что-то у меня большие сомнения, что Тарасова отстранили от сборной так, как показано в фильме. На сколько мне известно, и он и Чернышев сами написали заявление об уходе накануне ЧМ-1972 в Праге, причем тоже не из альтруистических соображений. Да, он уводил команду с поля в знак протеста отмененному голу, но было это в игре ЦСКА со "Спартаком" в матче за "золото" чемпионата страны.

А, да, не был еще в то время такого слово в советской речи, как "киллер", а Тарасов его почему-то употребил. Он должен был сказать - убийца или костолом, это про игрока канадской сборной. Это сейчас наши публичные люди тянут в наш родной язык англоязычную мерзость: сейв, дедлайн, локаут, дрим-тим, мвипи и прочую заморскую чушь.. а что по-русски разговаривать разучились, а, товарищи, спортивные комментаторы? Перевожу для либезаторов госдепа слова по очереди: защитил ворота, окончание срока, забастовка, лучшая команда, самый отличившийся игрок матча. Запишите у себя в блокноте или на лбу правильное произношение или уезжайте комментировать за океан и еще захватите с собой спортивные свитеры русских игроков с русскими фамилиями, написанными чужими буквами. Нормальные люди хотят читать фамилию Петров или Зайцев по-русски, а не по-американски.

Не заметил я по реакции зрителей после фильма, что для современников Харламова, болельщиков со стажем, что называется, кинолента явилась неким откровением, открытием, эмоциональным моментом или ностальгией. Как-то все было по-голливудски снято, и в данном случае это не комплемент. Души в экшене не чувствовалось, такого хорошего советского кино, а хотелось. Все было стандартно: плохие парни из провинциальной команды, хорошие парни из своей, злой гений с приспешниками из ЦК и гордый одиночка гуру, мастер-отшельник, передающий свои знания молодому ученику через боль и страдание, и даже классическое вбегание на пригорок при утренней пробежке было, как во всех западных "боевика", второй главной линией проходит непонятая любовь с хэппи-эндом, который на самом-то деле, мы все знаем, закончился очень даже трагически, и что еще сильно мешало погрузиться в атмосферу фильма - это переизбыток крупных планов, во всем: лица, коньки, диалоги, быки, клюшки, канадцы и все остальное.

А вот теперь, собственно, расскажу о том, что на самом деле побудило взяться за клавиатуру и написать эти строки. Первое: на премьерном показе, в городе-миллионнике, при стоимости билета выше, чем на настоящий хоккейный матч, людям демонстрировали копию фильма откровенно плохого качества: мутную, зернистую и от того не сочную по краскам. Позор? Или свинство? Или мы так и живем? Второе: фильм сопровождается цензом 6+. Товарищи дорогие, 6+ - это значит, что мы должны были увидеть мультфильм про Банифация или сказку Роу, это очень низкая категория зрительской аудитории. Ребенку в 7 лет нельзя смотреть драки, ругательства и эротику, а это все было в "Легенде 17". Как так удалось авторам фильма затащить вполне легально в фильм категории 6+ две сцены с полностью обнаженными женскими телами во всей красе, один эпизод с голым мужским телом, пару-тройку эпизодов с полуматами, типа "иди ты на хер, Харламов" или "твою мать, только зубы вставил"? Если, вы, уважаемые кинодеятели и законотворцы решили приблизить киноповесть о Легенде отечественного хоккея к самой молодой аудитории, дабы она училась на примерах и вдохновлялась поступками, то на кой ляд надо было показывать интимные сцены абсолютно не востребованные ситуацией.

Показать, что Харламов чуть не спился, можно было и без огромных женских сосков в пол-экрана и волнующих изгибов женской попы в оставшейся половине экрана. Но если вы задумали эти эпизоды для рейтинга или подражания америкоскому подходу к видео, то тогда не надо орать на всю страну из всех утюгов, что это фильм для юных хоккеистов.

Очень любопытно, как вела себя аудитория, составленная из воспитанников хоккейных школ, которых в массовом, пропагандистском характере тренеры приводил на премьерные и до премьерные показы "Легенды 17"? Конечно, те мальчишки-хоккеисты, которые даже уже и от родителей своих не могли ничего узнать о серии 1972 года, с удовольствием прикоснулись к Легенде и может быть впервые осознали, что современники Легенды, Легенды не меньшей величины, оказывается еще живы, их можно увидеть, причем в игре, к ним можно ходить на тренировки.... Но вот после просмотра фильма, мне кажется, у мальчишек больше разговоров будет о том, какие "сиськи" они видели. Что, грубо звучит? А Вы думали, что будет по-другому, они будут самостоятельно зажмуриваться в кинозале, а потом обсуждать только количество тактико-технических действий сборной СССР? Да, никак они этот фильм не смотрят, шумят, галдят в зале, хихикают при виде "обнаженки"... Не верите - посмотрите в интернете "экранку", там всего одна бродит, снятая как раз на таком детском "воспитательном" киносеансе.

Вот пока писал эту статью, вдруг подумал, а ведь смутило меня во всей этой истории на самом-то деле то, что голливудскими киноприемами и спецэффектами Харламова просто взяли и поставили в один героический ряд с Бэтмэном, Халком, Айронмэном и другими. Хотели этого авторы или не хотели, но сделали именно это. А Харламов-то - живой, а эти все выдуманные.

А потом, вот еще что. Я - болельщик со стажем, я помню как играл Харламов, как он вел себя на льду, как выглядел. Я не увидел в Козловском Валерия Харламова.... Это просто очередной герой-одиночка очередного российского "блокбастера". Мне в какие-то моменты вдруг казалось, что это вообще фильм о Тарасове. Меньшову - поверил, Меньшикову - поверил, а киноХарламову - нет, и киноГусеву - нет, и киноЖене - нет, и еще некоторым. Извините. А внешне похож был только Брежнев. Да, да, я знаю, что фильм не о том, чтобы все были похожи, и не надо нервно тыкать мышку в usb чтобы написать возмущенный коммент. Если фильм снимался на века (а думаю, что такие планы себе авторы и рисовали), то лет через 20 людям захочется увидеть родные, знакомые лица легенд отечественного хоккея молодыми, полными сил и воли к победе, а их-то в фильме и нет - лиц узнавемых! Пример шоу "Один в один" показывает, что существует техническая возможность с помощью грима создать точную копию образа. Так что же помешало авторам фильма сделать это? Сделай они это, то даже сейчас любой возрастной болельщик с удовольствием окунулся бы в свою юность, когда все, и он, и пацаны в форме сборной СССР, бившиеся не за "бабло", а за престиж страны и флага, были молоды. А что уж говорить про поколение через 20 лет, кого они узнают в участниках фильма "Легенда 17"?

P.S. Такие истории, как о Харламове, надо просто слушать, как повествование из уст того, кто с ним каждый день жил и работал. Есть хороший документальный фильм о Тарасове "Хоккей Анатолия Тарасова", в нем сам Тарасов, уже в возрасте, несколько часов рассказывает о своей жизни, о тренерской работе, о игроках, о команде, о Харламове, о советском хоккее с той стороны, с какой никто в СССР обо всем этом и не догадывался. Вот это было интересно и захватывающе.

P.S.P.S. Ага, понятно, это, видимо, такой кассовый финт ушами, как я сразу не догадался, мол западные любители НХЛ обязательно эту ленту купить должны для проката, показать своим хоккейным молокососам Легенду мирового хоккея, увековеченную в их "Зале хоккейной славы". Ну, разумеется, они могут купить фильм и "отбить" его, если он только снят по голливудским канонам. Других же канонов они не знают.