Димитрий Энтео: Вербное воскресение

На модерации Отложенный

Вербное воскресение – христианский праздник, который ассоциируется с наступлением весны и ветками вербы в руках богомольцев. В чём суть и содержание этого праздника?

Димитрий Энтео, православный активист

Наступил великий праздник – Вербное воскресенье. Этот праздник особенно любим нашим народом, в народном сознании он ассоциируется с наступлением весны и ветками вербы в руках богомольцев, которые символизируют те самые пальмовые ветви, которыми жители Иерусалима встречали своего царя. Это великий и одновременно скорбный, очень трагичный праздник. 30-й год  новой эры, губернатор Понтий Пилат приезжает в Иудею, чтобы посмотреть на то, как ведет себя мятежный народ, происходит то событие, которое ждали иудеи очень и очень давно. В этом проповеднике, в этом раввине Иисусе они видят Христа, потому что не так давно воскресил он своего друга Лазаря. И для всех уже было понятно, что этот человек обладает божественной силой. Ему покоряются стихии, и даже смерть над ним не властна, т.к. воскрешение Лазаря произвело огромный резонанс в иудейском народе.

Ну, что же происходит? Его встречают с криками: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!» Люди постилают свои одежды на пути его осленка, на котором он въезжал в Иерусалим. Символично то, что он въезжает не на боевом коне, а именно на осленке, показывая, что его царствие не от мира сего. И сегодня эти люди, которые постилали у его ног эти растения, которые прославляли его и которые хотели его сделать своим царем – завтра они будут кричать «Распни! Распни его!» А его ближайшие ученики, как только его схватят первосвященники, разбегутся, а Пётр трижды отречется от него. Поэтому этот праздник полон трагичности.

Иудеи ждали Христа как своего царя. Они думали, что это будет революционер, который скинет ненавистное иго Рима и даст Израилю мировое господство. Но Христос пришел не за этим, он пришел освободить не от власти кесаря, а от власти смерти, и подарить им не тленное временное царство мира сего, а вечное Царство Божие, в которое он призывает всех. Здесь важно понимать, что истинная революция, истинная перемена невозможна без перемены внутренней. Зачем надо было Христу давать Израилю всемирное царство, если душе каждого из них была полна зла, если она была полна корысти, ненависти, самолюбия, блуда?

И поэтому никакая перемена общественного строя невозможна без внутреннего глубокого покаяния, без перемены своего мировоззрения. И поэтому благо народа зависит не от таланта политиков, не от того, на сколько активно мы выражаем свою гражданскую позицию, ходим на какие-то митинги и шествия, а от того, как мы относимся к Закону Всевышнего.

Не надо изменять своим женам, не надо брать взятки, не надо врать. Главное – соблюдать его Закон, и тогда уже Бог нам даст достойного царя, Он даст нам благосостояние и мирное житие. Если мы, будучи сами исполнены зла, захотим изменить мир вокруг, то получится нечто такое, что произошло в 17 году. Последствия этой трагедии мы до сих пор не можем преодолеть.

 

Если говорить о духовном значении этот праздника, то Иерусалим символизирует собой душу человека. И когда Христос туда входит, происходит соединение души человеческой и Бога, в этом и заключается смысл христианской жизни. Об этом говорил еще преподобный Серафим Саровский – о том, что призвание любого христианина – это стяжание святого духа Божия. В момент крещения с человеком происходят поразительные изменения. Мы становимся живым храмом, т.е. мы получаем возможность вбирать в себя энергии самого Бога. Мы становимся живым храмом, и Бог в нас обитает, восседает на престоле нашего сердца. И есть действия, которые нам дают эту благодать, приближают нас к Богу. В первую очередь это таинства церкви – исповедь, причастие, это молитва, чтение Библии, это добрые дела, дела милосердия, аскеза. А есть те дела, которые, наоборот, благодать Божию из нас убирают – это любой грех, любая страсть, любой порок. И вот так человек живет, стараясь быть наполненным божеством.

После этого Христос вошел не просто в Иерусалим, он вошел в святая святых, в Иерусалимский Храм, и в человеке это символизирует наш ум, наш дух. И оттуда что сделал Христос? Он выгнал продающих и покупающих, рассыпал столы тех, кто обменивал там валюту, и выгнал кнутом тех, кто продавал жертвенных животных. И это имеет очень глубокий смысл – наш ум должен быть устремлен к Богу, и Он должен занимать самое первое место в нашей жизни. А если там будут заботы о наших насущных нуждах, если мы будем ставить их во главу своей жизни краеугольным камнем, то, конечно, ничего не получится. И это имело очень большое значение. И как те люди, которые с радостью встречали его, восхваляя его как царя – они символизируют наши позитивные мысли, самые высшие порывы нашей души, самые благородные, когда мы радуемся приходу Бога и прославляем Его. А те фарисеи, книжники, которые видят, как душа человеческая соединяется с Богом, как Христос входит в Иерусалим и народ встречает его – они символизируют самые низшие стороны нашей души, которые пытаются подавить все святое. И мы видим в каждом из нас этот надлом, эту борьбу Света со Тьмою греха, у нас каждый день стоит этот выбор - пойти по пути жизни или по пути смерти.

Поэтому этот праздник имеет глубокое значение для каждого из нас. И впереди нас всех ожидает Страстная Седмица, самое великое время года, когда мы пройдем вместе с Христом через крест к его славному воскресению и к победе над смертью.

Помоги Господь всем в этот радостный праздник получить для себя пользу и осознать то, что целью жизни человека является соединения с Богом, соединение с Христом