Родители элементарной диалектической логики: диалектика Гегеля и силлогистика Аристотеля

На модерации Отложенный

 1.

Про Гегеля тоже можно сказать, что он не занимается изложением логики правильных рассуждений.

Михаил Белоногов:

«Мне трудно согласиться с последним утверждением. Ведь нам, как минимум, нужно доказать, что "логика правильных рассуждений" существует, т.е. построить ее с нуля. Не логично называть "логикой правильных рассуждений" то, что не имеет логического обоснования. Все наше обоснование зиждется на представлениях о логике, а не на точном логическом ее построении. Философия же, как пишет Гегель, занимается только тем, что переводит интуитивные представления в понятия. Тем самым, чтобы определить логику в чистых понятиях, необходимо предварительно перевести в понятия все лежащие в ее основании представления. От бытия и ничто до определения логического мышления и его аппарата. Исходя из такого положения - действительно только то, что разумно, что может быть строго доказано (синоним: логически сконструировано), он и строит полностью с нуля "логику правильных рассуждений" ».


"Ведь нам, как минимум, нужно доказать, что "логика правильных рассуждений" существует, т.е. построить ее с нуля". — Вовсе не нужно доказывать, что логика правильных рассуждений существует, когда можно просто показать на неё пальцем: это традиционная формальная логика и она насчитывает около 2.5 тысяч лет.

Только логика правильных рассуждений - это одна из моделей естественного мышления и вопрос о её логическом обосновании относится уже к мета-логике. Другая модель естественного мышления - диалектическая. Но предмет остается одним и тем же - правильные рассуждения.

Построение двух моделей с той или иной полнотой относительно оригинала осуществляется методом последовательных приближений (софистика Зенона, силлогистика Аристотеля, логика высказываний стоиков, школьная логика схоластов, формальная логика Канта, классическая логика Фреге, Пеано, Буля, Тарского, неклассическая формальная логика).

Итак, образец логики правильных рассуждений уже есть (традиционная формальная логика) и есть образец гегелевской диалектики. Остается, руководствуясь диалектикой Гегеля, построить более совершенную логику правильных рассуждений - элементарную диалектическую логику.

 2.

Михаил Белоногов 27 апреля 2013, 15:37

У Гегеля суждения не прибавляются, а рождаются парами. И парами же аннигилируют. Грубо говоря, в каждый момент количество "положительно заряженных суждений" равно количеству "заряженных отрицательно". "Сумма" должна быть равна нулю, как в исходной точке - в Абсолютном бесконечном.

Поэтому Гегель настаивает, что в каждый момент необходимо различать, что уже "положено" в систему, а что еще системой не ассимилировано в себя. Не порождено ею.

Обратите внимание, что я не говорю в данном случае о суждениях, и везде говорю о спекулятивных положениях.

Именно для того, чтобы выразить спекулятивную истину, к одному спекулятивному положению прибавляют противоположное положение (см. Гегель. Наука логики. т.1.
- М. 1970 - С.150).

Положение о "бесконечном понятии" это спекулятивное положение? - Да. Чем является его пара? - Категория "конечное понятие". Эта пара, следуя вашим словам, рождается вместе.

Иными словами, упоминая "бесконечное понятие", Вы обязаны прибавить к нему второй член пары. В противном случае внесёте шумы испорченного телефона в спекулятивную логику Гегеля. Создадите о ней превратное представление.

И потом, аннигиляция спекулятивной пары, это не аннигиляция в нуль, а порождение другой спекулятивной пары. Но это отдельный разговор уже о следующем правиле спекулятивной логики Гегеля.

 

3.

Гегелевский источник элементарной диалектической логики

Гегель о пользе логики:
"Развитие субъекта посредством занятия логикой заключается в том, что он приобретает привычку к мышлению, так как эта наука есть мышление о мышлении, а также и в том, что логика наполняет голову мыслями, и именно мыслями как мыслями. Но поскольку логическое есть абсолютная форма истины, поскольку оно, больше того, само есть чистая истина, оно представляет собой нечто совершенно иное, чем только полезное. Но так как самое лучшее, наиболее свободное и самостоятельное есть одновременно и наиболее полезное, то можно рассматривать логику также и с этой стороны. Полезность логики поэтому должна быть оценена совсем по-другому, чем просто формальное упражнение мышления" (Гегель. Энциклопедия Философских наук. Том 1. - М., 1974. - С. 108).
Гегель о докритической философии:
"Более подробно относительно метода рассуждения этой прежней метафизики мы должны заметить, что она не выходила за пределы лишь рассудочного мышления" ($28, C.135).
В чём метафизичность мышления прежней метафизики?
"Мышление прежней метафизики было конечным [рассудочным] мышлением, ибо она двигалась в таких определениях мышления, предел которых признавался ею чем-то незыблемым, не могущим в свою очередь подвергнуться отрицанию ... ограниченная же бесконечность сама есть лишь конечное" (С.136).
Современные метафизики (анти-диалектики) исходят из положения: рассудочное - значит конечное, разум - значит бесконечное. Диалектика относится к области разума (бесконечному) и никак не может принадлежать рассудку (конечному). Следовательно, рассудочная диалектическая логика по их мнению - это нонсенс. Ни у Гегеля, ни даже у диамата ничего подобного рассудочной диалектической логике не найдете.

Гегель подходит к проблеме глубже: ограничивать диалектику одним лишь бесконечным - это оконечивать её, возвращаться к докритическому мышлению. Разум (диалектика) в качестве своего момента содержит свое иное - рассудочное. И этот рассудочный момент диалектики есть элементарная диалектическая логика.

Поэтому разработка рассудочной, элементарной диалектической логики вполне укладывается в систему гегелевской интенции мышления.

--