Польша оценивает ОУН-УПА, СС «Галичина», как ПРЕСТУПНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ....

Польша оценивает ОУН-УПА: что видно в чужом глазу? Польша оценивает ОУН-УПА: что видно в чужом глазу? 

В Сейме Республики Польша зарегистрирован проект постановления о признании Организации украинских националистов, Украинской повстанческой армии, СС «Галичина» и украинской полиции на немецкой службе преступными организациями, совершившими геноцид в отношении польского населения Восточных Крессов в 1939–1947 годах.

 

 

Проект постановления зарегистрирован 11 апреля 2013 года. В документе отмечается, что в этом преступлении геноцида обвиняется не весь украинский народ, а только указанные политические и вооруженные формирования. В постановлении предлагается объявить 11 июля Днем памяти жертв геноцида, совершенного ОУН и УПА в отношении восточных областей Второй Речи Посполитой.

 

В обосновании к документу говорится, что в последние годы в Западной Украине наблюдается небывалое развитие культа Степана Бандеры и УПА. По мнению поляков, в Украине замалчиваются преступные террористические деяния упомянутых организаций, а правда отвергается особенно дерзко. Также в Польше обеспокоены ростом политической популярности и значимости ультраправой партии «Свобода», которая, как говорится в документе, прямо навязывает идеологию и традиции упомянутых организаций.

 

О том, имеют ли право поляки признавать украинские организации преступными, и повлияет ли это на отношения между двумя государствами, ForUm спрашивал у историков, политологов и экспертов:

 
 



   Комментарии:
| Юрий Шухевич | Анатолий Чайковский | Кость Бондаренко | Мирослав Попович | Владимир Вьятрович | Владимир Корнилов

 

10:07 Юрий Шухевич, известный украинский политический деятель, Герой Украины, сын главнокомандующего УПА Романа Шухевича:

– Если поляки примут такое постановление, они совершат огромную политическую ошибку. К тому же они забывают, что в то время это уже была не Польша, а Советский Союз. Что касается геноцида, то поляки умалчивают, что призывы о геноциде польского населения шли от (маршала. – Ред.) Тимошенко в 1939 году после 17 сентября. Он призывал людей брать косы и вилы и уничтожать своих угнетателей поляков. Большевики массово уничтожали глав польской администрации, полиции, армии, и в первую очередь польскую интеллигенцию, высылали людей в Казахстан и Сибирь. А на Волыни было 400 тысяч поляков.

Потом, пусть поляки также не забывают, что они вместе с советскими партизанами, которые выскакивали из Беларуси, начали то, что мы знаем как Волынскую резню. И нет ни одного документа, подтверждающего, что в ОУН или УПА были призывы или приказы уничтожать польское население. Да, инциденты были, они должны были быть, поскольку Армия Крайова перешла через Буг и хотела тут утвердиться на наших землях, чего мы не могли допустить. И если бы были бои, безусловно, пострадало бы население, но не только польское, а и украинское.

Теперь о влиянии России. Фактически московская агентура форсирует это и в Польше, и в других странах. Давайте вспомним Евро-2012, какие страшные сказки рассказывали об Украине, особенно в Германии. Это бывшие «штази» форсировали. Они же подстрекают и поляков. Зачем? Хотят Украину скомпрометировать в глазах мира. И тут поляки тоже пусть не забывают, как они вместе с Москвой выступали против Украины, делили страну по Збручу в 1921 году. Не прошло и 20 лет, как немцы с Россией поделили Польшу по Сяну и Бугу. Это надо помнить, поскольку и сегодня Польшу могут поделить.

Кроме того, пусть поляки не забывают о своем геноциде в отношении немцев в ходе операции «Висла»: 11 миллионов немцев было выселено за Одр. А массовые переселения – это тоже геноцид.

10:06 Анатолий Чайковский, доктор исторических наук, профессор:

– Каждая страна имеет право оценивать свою историю такой, какой она, по ее мнению, была. Если говорить об этом законопроекте, то у поляков есть более чем достаточно оснований говорить о том, что ОУН и УПА – преступные организации. Сегодняшние радикальные националисты не признают уничтожения множества поляков, но это факт, и в данном случае совершенный таким образом, который вызывает у цивилизованного населения как минимум ужас.

А относительно ВО «Свобода», я считаю, что политическая партия, которая впервые прошла в парламент, должна не о своих радикальных взглядах думать, а критически осмыслить путь своих предшественников и сделать вывод на будущее. Если они этого не сделают, то опустятся до того уровня, до которого в свое время опустился Бандера и его политическое окружение. Нечего гордиться бандеровским прошлым, на их совести слишком много преступлений.

Нельзя, конечно, всех бандеровцев и ОУНовцев оценивать однозначно. Среди них было много людей, которые просто пытались понять происходящие события. Другое дело, что верхушка и ее ближайшее окружение – Бандера, Шухевич, Стецько и многие другие – определяли политику и стратегию деятельности ОУН-УПА, а результаты этого теперь уже известны.

 

Кость Бондаренко10:05 Кость Бондаренко, эксперт-политолог, глава правления Института украинской политики:

– Не все регистрируемые в сейме документы, точно так же, как в Верховной Раде Украины, принимаются. Поэтому, если будут попытки принять этот законопроект, если он вступит в силу, тогда уж можно будет говорить о реакции Украины.

 

Что же касается исторической части вопроса, то у каждого своя правда. Украинцы и поляки давно договорились относительно того, что сложные моменты не должны разделять наши народы. Да, они были, эти моменты, и они получили свою оценку. Это то, что необходимо оставить в прошлом.

Мирослав Попович10:03 Мирослав Попович, директор института философии НАНУ, академик:

– В этом нет ничего удивительного в том смысле, что в любой стране, в том числе в Польше, есть левые и правые силы. И это не первый и не последний раз, когда польское правое крыло выступает с подобными инициативами, ведет себя достаточно агрессивно.

 

Я бы рассматривал этот вопрос в научной плоскости. Во всей этой истории есть много непонятных моментов, которые еще предстоит исследовать. Но как бы там ни было, события тех времен сегодня нельзя криминализировать, то есть их нельзя рассматривать как то, что происходит здесь и сейчас. Мы не должны быть наследниками ни товарища Берии, ни Армии Крайовой, ни пана Бандеры. Это было давно. А за военные преступления должны отвечать лишь те, кто их совершил. И при оценке этих самых преступлений нужно быть предельно честными, независимо от того, о ком мы говорим, – о «наших» или о «не наших».

 

Если сейм действительно примет такое решение, то это негативно скажется на отношениях (между Украиной и Польшей. – Ред.), это будет означать, что у нас есть нерешенные проблемы. Надеюсь, до этого не дойдет. Впрочем, давайте еще посмотрим, каким будет результат голосования.

Владимир Вьятрович10:02 Владимир Вьятрович, историк, публицист, исследователь национального освободительного движения, экс-директор архивов СБУ:

– Когда политики дают оценки историческим событиям, да еще и в другой стране, это неправильно. У украинцев и поляков в прошлом немало страниц, отмеченных конфликтами. Очевидно, что и сегодня, много лет спустя, мы можем по-разному оценивать их. Самый простой выход из этой ситуации, если мы действительно хотим хороших отношений в будущем, не давать друг другу собственных оценок прошлого.

Проект заявления польского сейма чрезвычайно однобокий. Он осуждает преступления украинских повстанцев и восхваляет деятельность польских. На самом деле в конфликте, который вылился в настоящую войну между двумя подпольными движениями, обе стороны неоднократно совершали военные преступления. Но это не дает права считать ни УПА, ни АК преступными организациями. Потому что военные преступления – неотъемлемый элемент Второй мировой войны, они на счету абсолютно всех армий и ее участников. Дискуссии, развернувшиеся сегодня в Польше об УПА, не имеют ничего общего с попытками понять трагедию, а являются лишь попыткой получить политические дивиденды.

Кроме того, именно такой тон дискуссий с обвинениями УПА в геноциде невероятно удобен нашему северному соседу России, поскольку разрушает сегодня дружеские отношения между украинцами и поляками. Похоже, политики не желают усваивать уроки истории и не хотят видеть, что как в 1943-м, так в 2013-м противоречиями между украинцами и поляками может воспользоваться третья сторона.

Владимир Корнилов10:01 Владимир Корнилов, политолог, историк, директор Украинского филиала Института стран СНГ:

– В Украине большинство населения тоже считает УПА преступной организацией. Если говорить об отношении украинцев и поляков к действительно преступной организации, то можно сказать, что этот законопроект не повлияет на отношения между двумя странами. Но на западе насаждается бандеровский культ, это в очередной раз воспримется болезненно. В конце концов, галичане, даже те, кто поверил, что УПА чуть ли не герои Украины, должны услышать отношение Европы к подобной точке зрения. Европа считает националистических коллаборационистов националистическими коллаборационистами. Об этом свидетельствует, в том числе и резолюция европарламента, которая полезна для образования заблудших украинцев.