Старлей, спасший мир от ядерной войны.

 «На Уссури под солнцем тает лед, весна смешала голубые краски, не возвратят наградные листы, тех, кто погиб на острове Даманский …».(из песни)

15 марта 1969 года завершился кровавый конфликт на острове Дамасский.

Вряд ли, даже в самом причудливом сне, могло присниться царскому инженеру-путейцу Станиславу Даманскому то, что через 81 год его фамилию вдруг станут повторять все мировые новостные агенства. Строитель Транссиба, инженер утонул во время бури в далеком 1888 году, переправляясь на лодке через разлившееся половодье реки Уссури. Его тело прибило к небольшому островку посреди реки, после чего он и назван был его именем. Впрочем, безымянным-то он вовсе не был – напоминающий собой специфически-стилизованную форму китайского золотого слитка, у китайцев он так и звался «Драгоценным-Чжэньбаодао».

В утро второго дня весны 1969 года, тишину продуваемой ветром заснеженной протоки острова огласили гортанные крики «Кай хо!» («Огонь!») и, следом - рваный треск первых автоматных очередей в упор. Командир китайской группы нападавших, начальник заставы «Гунсы» Сунь Юйго и до этого догадывался, на что способен дерзкий советский старлей-погранец, но вряд ли он ожидал, что тот, оставшимися силами расстрелянной заставы, не только отразит его первую атаку, но организует контратаку, и даже, рейд на его берег! Командиру Суню надо было не только зубрить цитатник Председателя Мао на политзанятиях, но на досуге прочитать бы и книгу «Брестская крепость». Говорят, что на банкете в Кремле, после вручения наград пограничникам, подняв тост за отчаянного офицера, Председатель Президиума ВС СССР Николай Подгорный сказал примечательную фразу: «старший лейтенант пограничных войск Виталий Бубенин спас Советский Союз от большого позора …».

Сейчас, по прошествию сорока четырех лет, стало проясняться то, что все могло быть намного хуже. Уже даны оценки преступному бездействию в той ситуации нашего советского руководства, и в его лице – командующего КДВО, героя Великой Отечественной генерал-полковника О. А Лосика. В то время как пограничники Бубенина захлебывались кровью в неравном бою, тот накручивал диски московских телефонов, вместо того, чтобы сразу же бросить на подмогу заставе регулярные части. Даже уже тогда, когда запоздало подошла наш группа танковой поддержки, ее командир действовал настолько вяло, что командир 57-го погранотряда полковник Леонов вынужден был сам сесть за рычаги командирского танка Т-62. Китайский гранатометчик Ян Линь, подбивший танк полковника, и сам погиб в этом бою. Спустя много лет, однажды, они встретились - на рейде порта Сингапур стояли рядом два корабля – потрепанный штормами советский БМРТ «Демократ Леонов» и новенький красавец китайский сухогруз «Ян Линь». А тот подбитый танк Т-62, со сверхсекретным прицелом, китайская диверсионная группа уже после боев утащила на свой берег. Он до сих пор стоит в Пекинском музее НОАК.

К началу 1969 года Великий Кормчий Председатель Мао окончательно зачистил остатки оппозиции в своей стране, жестоко расправившись с ней в ходе «культурной революции», которая стала аналогом советского «1937 года». Превратив Китай в «чистый лист, на котором можно писать иероглифы новой программы построения экономики социализма с китайской спецификой», Председатель столкнулся с неожиданной проблемой. Круг стран, которые могли бы помочь с инвестициями в подобный проект – резко сузился. Практически весь соцлагерь отвернулся к тому времени от такой агрессивной смеси китайского национализма с левым троцкизмом, более известным нам сейчас под названием «маоизма». Экономически развитые капиталистические страны, в свою очередь, оттолкнул полушизофренический и псевдоэкономический эксперимент под названием «Большой скачок», когда пытаясь обогнать США по выплавке стали, весь Китай строил во дворах кустарное подобие мини-доменных печей. Изощренный ум Председателя просчитал – в такой ситуации деньги для экономики Поднебесной могут дать только богатые заокеанские супостаты - «ян гуйцзы-заморские черти» - так в Китае и сейчас частенько кличут американцев. А также то, что положительным заделом для этого может стать единственное – самое активное «союзническое» участие в совместной конфронтации, с США – против СССР. Забегая вперед, заметим, что расчет Мао на конвертацию агрессивного противостояния с СССР в заокеанскую экономическую помощь – вполне оправдался. Инвестиции, технологии и другие формы поддержки экономики КНР со стороны США и его союзников, и впрямь вдруг обрели свои активные материальные формы, начиная с 1970 года.

Вряд ли в обозримом будущем нам станут доступны сведения об участии западных спецслужб в подготовке конфликта на Даманском.

Однако, все говорит о том, что такая поддержка оперативной группе Генштаба НОАК все-таки оказывалась, на уровне обеспечения разведывательной информацией и секретных консультаций. Ну, никак не могли пройти новые американские «друзья» китайцев мимо такого архиважнейшего пункта, как секретная дивизия ракетных войск стратегического назначения в/ч 33983. Шахты ее ракет «Сатана», стоявших на боевом дежурстве в режиме ОС («особые старты»), способны были снести пол-Америки. А находились они всего лишь в какой-то тысяче миль от Даманского, выше по Амуру, и сотне километров от самой границы. Теперь это место известно всему миру, как космодром «Свободный». Можно лишь догадываться, какие бредовые идеи могли придти в воспаленные мозги «сценаристов» в отношении советской ракетной базы – пойди бои на острове в благоприятном для НОАК варианте развития событий. Выбросив, к примеру, две десантные дивизии – одну где-нибудь в районе Сковородино, вторую – на Белогорск, можно было гарантированно отсечь Транссиб. А десантированный следом полк спецназа под названием «шэньянские тигры» - на наши ракетные площадки ОС, мог окончательно заварить такую обжигающе-острейшую «чумизовую кашу», что расхлебывать ее и пришлось бы в термоядерной войне. То, что авантюрист по своей натуре Мао Цзэдун был способен на самые крайние шаги, говорят многие факты. Первым признаком всей серьезности ситуации стала переброска летом 1968 года дивизии НОАК особого назначения, стоявшей до этого в боевой готовности против армии Тайваня – в Шэньянский военный округ, к Даманскому. Из приграничной с Даманским территории - отселялось местное китайское население и активно велись фортификационные работы. Высказывания Председателя в духе того, что «ядерная война – не страшнее бумажного тигра, и вовсе ничего страшного, если в ходе ее погибнут сто миллионов» - весьма хорошо отражают неадекватный ход его мыслей. А до этого, Мао не раз высказывался, что недалек тот день, когда он «освободит Боли и Хайшеньвэй» - Хабаровск и Владивосток. Дикторы русской службы вещания пекинского радио, ежедневно призывали «разбить собачьи головы советских ревизионистов и водрузить знамя великой пролетарской Культурной революции на Красной Площади», при этом частенько давая совет нашим домохозяйкам – «крахмалить простыни для китайских солдат» с тем, чтобы потом рождались дети, «сильные как русский Ваня, и красивые, как китаец Ван».

Та кровавая попытка проверить на прочность СССР и его Советскую Армию завершилась ревом громовых аккордов удара установок «Град» по мощной армейской группировке противника, сконцентрировавшейся на китайском берегу. Это резко отрезвило Председателя и его заокеанских советников. Где-то там, в секретных мозговых центрах, вдруг осознали – злить советского медведя, в его дальневосточной берлоге, крайне опасно и непредсказуемо для всего мира. С тех пор прошло чуть менее чем пол-века – давно уж нет могучего СССР, а Великий Китай вспомнил, что братская дружба с северным соседом всегда приносила ему только пользу. Вполне возможно, что мы даже станем союзниками в будущей Третьей Мировой войне, которая уже дышит в затылки всему миру. В Библии, в «Откровении от святого Иоанна Богослова», которое весьма подробно описало ту будущую глобальную бойню, есть удивительные строки: «Шестой Ангел вылил чашу свою в великую реку Евфрат: и высохла в ней вода, чтобы готов был путь царям от восхода солнечного» (Откр. XVI. 12). То, что эта война ворвется в мир с Ближнего Востока, уже действительно не вызывает сомнений у аналитиков – именно там сейчас затягивается «гордиев узел» клубка неразрешимых мирным путем проблем. Обратите особое внимание, «Откровение-Апокалипсис» говорит не «из», а «от восхода солнечного». Если прочертить прямую линию курса от «Страны Восходящего Солнца-Японии» на Ближний Восток, то получается, что первой после Японии страной, откуда должны двинуться таинственные «цари» - является именно КНР …

Сейчас остров Даманский принадлежит Китаю. На китайский мемориал событий марта 1969, который построен там, в памятные даты часто приезжает китайский пенсионер, бывший начальник заставы «Гунсы» Сунь Юйго. Мы не знаем, о чем он думает в такие минуты. Но, мы знаем, что вспоминается тому отчаянному старлею, ныне Герою Советского Союза, создателю легендарной «Альфы» генералу Виталию Бубенину, когда 2-15 марта он, вместе с героическим сержантом, сейчас – тоже генералом Юрием Бабанским, приезжает в Дальнереченск, и стоит у могилы своих солдат. Ему слышатся голоса ребят, навсегда оставшихся молодыми. Они тихо говорят ему: «Командир, не печалься, мы живы - мы просто в бессменном дозоре у Родины …»