"Маннергеймус" заменили "Сталинобус"

На модерации Отложенный

 

На улицы Петербурга вышел микроавтобус с изображением Георгиевского креста. В преддверии близящихся майских торжеств в этом не было бы ничего удивительного (на машинах все больше георгиевских ленточек), если бы не портрет носителя креста - маршала Финляндии Карла Густава Маннергейма. Эта акция устроена частными лицами - поклонниками маршала, активистами краеведческого клуба, а также представителями либеральных и национал-демократических движений. 
Автобус стартовал с Охты и проехал по центру города. Пробки помешали успеть в гавань к отправлению парома «Принцесса Анастасия» (Петербург-Хельсинки). Сегодня путь маршала по Питеру продолжается, но маршрут не оглашается (не исключен подъезд к Смольному). 

Как сообщили организаторы, замысел возник еще в ходе дискуссий по поводу «сталинобуса», который выезжает в город в праздники, связанные с войной и блокадой, и вызывает яростные споры в Сети. Инициативной группой обсуждались варианты «ответа Чемберлену», но в итоге решили «не спекулировать на Победе», а «о Сталине - ни хорошего, ни плохого». Была выбрана спорная, но масштабная персона, тесно связанная с историей города. Выпускник Николаевского кавалерийского училища, блестящий кавалергард, искренний монархист и георгиевский кавалер Маннергейм стал лидером независимой Финляндии. С его именем связаны трагические страницы Зимней войны 1939-1940 годов. На Карельском перешейке рядом с Петербургом осталось много могил советских и финских солдат, остатки «линии Маннергейма» и фундаменты домов, покинутых коренным населением после поражения Финляндии. 

Во время Второй мировой войны (для нас Великой Отечественной, для Финляндии - «войны-продолжения») финны воевали сначала на стороне Гитлера, а в 1944 году вышли из войны и вступили в схватку уже с гитлеровскими войсками (ожесточенные бои в Лапландии). Отношение к бывшему заклятому врагу в Питере неоднозначное. Часто цитируют фразу: «Я принял на себя обязанности главнокомандующего с тем условием, что мы не предпримем наступления на Ленинград». Бюст Маннергейма стоит в отеле «Маршал».

А одна из турфирм организует в рамках проекта «Жизнь замечательных людей» поездки по маннергеймовским местам в Финляндии. Есть и непримиримые - по обе стороны границы. На днях в финском городе Миккели неизвестные изрисовали красками мемориальный вагон-салон маршала. 
«Среди великих людей Петербурга, - сказал «НГ» один из инициаторов рейса юрист и краевед Григорий Соломинский, - грех не помнить человека, сформировавшегося здесь как личность и отстоявшего интересы своей страны между Сциллой и Харибдой - Сталиным и Гитлером». 
Как и в случае со «сталинобусом», организаторам отказали многие транспортные фирмы. «Намекали на Смольный, - говорит молодой человек Дмитрий, работающий системным администратором. - Так что не знаю, сколько мы сможем поездить. Но даже такой моральный авторитет, как Даниил Гранин, считает, что городу нужна мемориальная доска в честь маршала Маннергейма. Герой двух войн, он ни разу не нарушил присяги. Был верен царю, а потом верен Финляндии. Чтить его лучше, чем тех, кто подвергал репрессиям горожан даже во время блокады. А он не двинулся на Питер вопреки общественному мнению, требовавшему отомстить за Зимнюю войну. Не без содействия крупного рекламного оператора выезд нам удался. Что до «сталинобуса» - меня удивляла смета их расходов. А мы не объявляли всероссийский сбор средств - готовились втайне даже от родственников. И речь шла не о сотнях тысяч рублей, а о десятках тысяч. Ну и разные традиции - они звали людей покататься в грузовом микроавтобусе, а у нас из окон можно любоваться городом». 

Какой резонанс будет иметь акция - говорить сложно. Писатель Андрей Столяров, например, полагает, что «Маннергейм забыт Петербургом и интересен лишь знатокам». Профессор Европейского университета Дмитрий Травин считает, что «роль Маннергейма в истории города скорее позитивна, чем негативна». Спектр мнений прохожих на улицах был разнообразен: одни называли появление автобуса диверсией, другие благодарили за интерес к истории.    

В компании «Третий парк» заявили, что не санкционировали нанесение рекламы с человеком, который заключил союз с Гитлером.