Диктат

Диктат

Ушла в мир иной «железная леди» Маргарет Тэтчер. Она всегда восхищалась Михаилом Горбачевым, мечтала сделать из него советского Александра Дубчека. И ей вместе с Раисой Горбачевой это удалось. Горбачев жил в студенческие годы в МГУ в одной комнате со Зденеком Млынаржем, одним из лидеров Пражской весны. Они дружили, Зденек Млынарж, Раиса Горбачева, Михаил. Что разрушило тоталитаризм - атмосфера МГУ, учеба в элитном советском университете, студенческая демократия. Эти две женщины, Раиса Горбачева и Маргарет Тэтчер, были «матерями перестройки».
В связи с этим необходимо вспомнить, как Маргарет Тэтчер относилась к татарам. «Татары - это очень гордые люди, хотят больше независимости. Они ведь не хотят жить без России. Они хотят свободы», - так она заявила в интервью «АИФ» в августе 1996 года. Аналогично комплиментарно относилась к татарам госсекретарь США Хиллари Клинтон. Предстоящая Универсиада должна еще более закрепить положительный имидж Татарстана на Западе. Руководству Татарстана нужно также реально осознать, что политика не сводится к экономике, что политика всегда имеет приоритет над экономикой. Зачем проводится Универсиада, ради больших спортивных достижений? Нет, это большая политика. Это связи, зрелище, влияние на большие массы людей, это завоевание идеологического пространства, демонстрация, чей образ жизни конкурентоспособнее в XXI веке. Тот, кто ставит приоритет экономики над политикой, всегда будет опаздывать, всегда будет вторичным, ведомым, потому что он не знает, куда двигаться, у него нет стратегии развития, он тонет в море тактических поступков, которые каждый в массе своей могут быть удачными, но затем неожиданно выясняется, что они ведут в тупик.
Шаймиев в свое время провозгласил тезис о том, что Татарстан должен стать европейским регионом по уровню развития. Этот важный тезис забыт, и это крупная политическая ошибка. Татарстан кровно заинтересован во вхождении России в Европейский Союз, в глубокой интеграции России с Европой. Где будущее Татарстана - в европейском или азиатском пути развития? Кто для Татарстана модель развития - Литва, Азербайджан, Узбекистан? Можно, конечно, строить себе иллюзии о какой-то сверхсинтетической модели, того же экзотического Сингапура, но только там основное население - китайцы, и это совершенно другая культура. В Сингапуре государственный язык английский. Если завезти сюда миллион китайцев, то элементы «сингапуризации» будут весьма быстро налицо, но что делать с татарской культурой, которая, можно предположить, будет поглощена китайской культурой даже с гораздо большей скоростью, чем происходящая сейчас ассимиляция с русской. Принципиально можем ли мы интегрировать сингапурскую экономическую модель или это все равно, что пытаться выращивать в Арском районе ананасы в открытом грунте?
В Татарстане нет своей РЭНД-корпорации для просчета вариантов развития, для прогнозирования последствий принятых решений, для исправления возможных ошибок. Нет прогнозов развития, что мы будем представлять из себя через 5, 10, 15 лет. АНТ с этой ролью не справилась. Свалившаяся как снег на голову «ваххабизация» - и та не заставила руководителей трезво посмотреть на проблемы духовной безопасности. Ваххабизм есть движение протестантское, подобные религиозные движения свидетельствуют о начале неудержимого накапливания пассионарного революционного взрыва в республике. Если есть молодые люди, которые сотнями готовы жертвовать своей жизнью ради духовных ценностей, которые им кто-то вкладывает в головы, - это свидетельство глубокой ненормальности кажущейся стабильной ситуации.
И что, мы будем продолжать двигаться по наклонной плоскости, занимая позицию страуса, засунув голову в песок? Универсиада неизбежно вызовет в обществе дальнейшую поляризацию среди молодежи. Кто-то будет играть в элитарный теннис, кого-то она подтолкнет к дальнейшим религиозным исканиям по справедливому переустройству общества. Чем может ответить на этот вызов республика, что предложить молодежи? Бюрократические, казенные организации, так трагикомически похожие на комсомол? Но молодежь уже не считает модными и голую эротику, и наркотики (слава Богу!), и пустозвонкую попсу, и пиво, и жеребячий спорт.
Посмотрите, как быстро политизируются спортивные фанаты.

Им тесно в предложенных рамках, они формируют собственную субкультуру, они ощущают свою собственную грозную силу. Матчи «Рубина» и «Спартака» приобретают все более ярко выраженный национальный оттенок. Кто-то может дать прогноз, каким будет фанатское движение через несколько лет? Может, ваххабиты покажутся относительно безобидными овечками на этом фоне? Футбол - это мощное столкновение пассионарных энергий, часто низко инстинктивных, боевого духа команд и болельщиков, и здесь без религиозных обращений и молитв, как на войне, не обойтись. На чем основан принцип «боления» - на психическом заражении, на психической индукции. Если вы используете низкие психические энергии, если психическая энергия концентрируется на низком уровне, на инстинктах, это нарастающий процесс, если вы его не контролируете, то рано или поздно количество переходит в качество, внутренняя агрессия выплескивается во внешнюю. Есть спорт демократический, и есть спорт тоталитарный. В языческом Риме был господствующий принцип «Хлеба и зрелищ!», и к чему это привело? Христианство ответило на этот принцип «Не хлебом единым» и победило.
Молодежь все труднее и труднее уложить в прокрустово ложе спускаемых свыше указаний, которые сами своей внутренней противоречивостью и приспособленчеством напоминают некий управленческий хаос. Глубоко ошибается тот, кто считает народ за стадо баранов. Тем более что 30% общества уже полностью погружено в Интернет, где человек изначально ощущает себя свободным гражданином со всеми вытекающими отсюда положительными и отрицательными последствиями.
У татар на общероссийской арене нет даже своей политической партии, которая отражала бы их требования, - развития национальной культуры, федерализации, регионализации. Традиционно представители татарского национального движения на выборах в Государственную думу голосуют либо за «Яблоко», которое занимает позиции правой социал-демократии и отстаивает шведскую модель, или даже за коммунистов как наиболее сильную оппозицию «Единой России». Но КПРФ программно выступает за унитаризм, и партия православно-государственническая по духу.
Назрело создание в России политической партии, отстаивающей интересы народов, республик, экономические интересы регионов, выступающей против гиперцентрализации, за культурное разнообразие, отстаивающей интересы религиозных меньшинств - мусульман, протестантов, католиков, иудеев, буддистов и т. д. По крайней мере с тем же «Яблоком» татарскому национальному движению необходимо провести переговоры и выдвинуть предложения по включению в программу «Яблока» татарских требований, например, поддержки перехода татарского языка на латинский алфавит, возможности проведения экзаменов ЕГЭ на языках народов России, включения языков народов в базовый стандарт образования в России, уменьшения доли экономических изъятий из регионов вдвое, выплат налогов с добывающих компаний в регионах, а не в их штаб-квартирах в Москве. Попытки не признавать существующую политическую реальность в России, стремление к самоизоляции наносят существенный вред татарскому национальному движению.
Возможно, татарам и народам России нужно создать свою профсоюзную организацию, аналогичную «Солидарности». Московские лидеры, даже демократические, уже не вызывают доверия у многих народов России. Возможно, начнем продумывать проект создания общероссийской партии со штаб-квартирой в Казани. Тем более что в эпоху Интернета подобной партии не так уж необходимо находиться непосредственно в столице. Москва - особый мир, довольно глуха к национальным проблемам. Для организации общероссийской партии сегодня нужно в России 500 человек. Даже Татарский общественный центр может ее организовать, не то что Всемирный конгресс татар.
Создание своей политической партии и своего профсоюзного движения, базовым фундаментом которых станут региональные интересы и интересы народов России, может послужить укреплению всех демократических сил. Освободительное движение народов в России всегда стихийно стремилось к поддержке демократических ценностей. Татары, конечно, заинтересованы в создании собственного суверенного государства, но не менее объективна их заинтересованность в установлении в России демократического государства.

Рашит АХМЕТОВ

Газета “Звезда Поволжья” № 16, 25 апреля 2013 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/