Акт недоброй воли.
Государство хочет строго контролировать деятельность добровольцев, что может отпугнуть людей от волонтерства/
В мае этого года в Госдуму будет внесен проект поправок в законодательство об общественных объединениях и НКО, связанных с добровольчеством. Разработчики – гражданские активисты – называют документ альтернативой законопроекту «О волонтерстве», разработанному несколько месяцев назад сенаторами Совета Федерации. Последний документ вызвал возмущение не только у самих добровольцев, но и в правительстве и администрации президента. Ведомства отправили его на доработку. Однако, как убедились «НИ», сенаторы так и не отказались от идеи подчинить добровольческую деятельность государству. Гражданские активисты опасаются, что в случае принятия закона в версии сенаторов число волонтеров резко сократится, а большинство их организаций окажутся правонарушителями.
О подготовке закона «О волонтерстве» «НИ» рассказывали еще в июле 2012 года, когда документ существовал только в виде концепции. Целью документа являлась «регуляция общественных отношений в сфере волонтерства и благотворительности». Согласно идее авторов концепции, членов некоммерческого партнерства (НП) «Юристы за гражданское общество», добровольцы должны были заключать договоры с юридическими лицами. Те обязывались покрывать им расходы на перемещение, проводить инструктажи по технике безопасности и в случае опасности обеспечивать страхование их жизни и здоровья. Кроме того, по словам главы НП «Юристы за гражданское общество» Дарьи Милославской, документ должен был устранить лакуну в законодательстве, которая образовалась из-за разрыва между понятиями «доброволец» и «волонтер».
Многие гражданские активисты выступили с неодобрением инициативы, сочтя, что государство пытается усилить контроль над гражданским обществом и затруднить волонтерскую деятельность, привнеся в нее элементы бюрократии. С резкими заявлениями о законопроекте тогда выступали участники добровольческого поискового отряда Liza Alert, президент благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская и другие активисты. Депутат Госдумы от «Справедливой России» Илья Пономарев заявлял, что закон в случае принятия создаст «серьезнейшие проблемы для волонтерского движения».
Обсуждение в целом безобидной инициативы совпало по времени с наводнением в Крымске, где возникла конфронтация между официальными пунктами ликвидации последствий ЧС и спонтанными волонтерскими «добрыми лагерями», которые вытеснялись на периферию города. Во многом именно это, а также ограничительные законодательные новшества последнего года создали документу негативную репутацию, заявляла тогда «НИ» г-жа Милославская.
Тогда же за подготовку законопроекта взялись члены комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский и Александр Борисов. В январе этого года подготовленный ими документ был представлен в правительство. К этому моменту законопроект претерпел существенные изменения в сторону ужесточения: авторы предложили создать особый госорган для обязательной регистрации волонтеров, вести единый государственный реестр волонтеров, оснастить их так называемыми «волонтерскими книжками». «Мне понятна цель данного закона: власть боится неуправляемой активности среди населения. Она хочет, чтобы все представители общественности, в том числе и волонтеры, были под контролем», – заявил «НИ» политолог Дмитрий Орешкин.
Правительство и администрация президента, однако, посчитали, что законопроект требует доработки. «Нормы действующего законодательства являются достаточными для реализации большинства изложенных в законопроекте предложений и не требуют изменений», – говорилось в заключении, опубликованном на сайте кабинета министров.
Чиновники обратили внимание, что обоснования необходимости предлагаемых поправок документ не содержит, равно как и требуемых финансовых расчетов, а положение об обязательном страховании жизни и здоровья добровольцев и вовсе противоречит существующему законодательству.
Как рассказал «НИ» соавтор законопроекта, сенатор Александр Борисов, доработанного текста документа пока нет, однако работа над ним ведется. По его словам, положения об уполномоченном органе, работающем с волонтерами, и о едином госреестре добровольцев в документе сохранятся: «Нужно дать больше свободы регионам. То есть уполномоченные органы создавать на уровне субъектов Федерации. Кроме того, нужно регламентировать деятельность организаторов волонтерских движений. В частности, наделить такими полномочиями некоторые госорганы».
Законодатели так и не прислушались к возмущению общественников, полагает в беседе с «НИ» руководитель благотворительного проекта «Нужнапомощь.ру» Дмитрий Алешковский: «Законопроект Рязанского и Борисова вреден и опасен. Но они продолжают упорствовать». По словам г-на Алешковского, принятие закона в его нынешнем виде поставило бы под угрозу существование благотворительных организаций вообще: «В соответствии с этим проектом, волонтерскую деятельность может осуществлять только человек, а юридическое лицо – не может. Все организации, занимающиеся благотворительностью, окажутся нарушителями, даже РПЦ: прихожане помогать бедным смогут, а приходы – нет».
В апреле ряд гражданских активистов, в числе которых и Дмитрий Алешковский, заявили о подготовке поправок в законодательство, регулирующее добровольческую деятельность. «Мы против отдельного закона «О волонтерстве», потому что подобную деятельность невозможно регулировать. Волонтер не требует ничего у государства, ему не нужны никакие гарантии. Документ, который мы готовим, содержит только поправки к уже существующим нормам. Например, необходимо сделать равнозначными понятия «доброволец» и «волонтер» – по нынешнему законодательству это не так», – рассказал «НИ» г-н Алешковский. Как уточнил «НИ» другой разработчик документа, депутат Госдумы Илья Пономарев, речь идет прежде всего о налоговом и трудовом законодательстве, а также о нормах об НКО, об общественных объединениях и аварийно-спасательных службах: «Сейчас если организация, отправляя волонтера куда-либо, покупает ему билет, для него этот билет становится доходом, с которого он должен заплатить налог.
Вот эти «узкие места» мы и хотим убрать. Также есть тонкости, связанные с доступом волонтеров в зоны чрезвычайных ситуаций».
По словам г-на Пономарева, многие его коллеги по Госдуме, включая членов фракции правящей партии, к инициативе сенаторов Рязанского и Борисова относятся скептически. «Я рассчитываю, что мы в соавторы возьмем ключевых людей из «Единой России». В Крымске мы работали вместе. Волонтерство не имеет отношения к политике», – отметил в беседе с «НИ» депутат. Однако, по словам руководителя Агентства социальной информации Елены Тополевой-Солдуновой, участвовавшей в создании проекта поправок, власти на контакт идти не желают: «Я поддерживала эту инициативу, но власти отказались от сотрудничества».
НЕМЕЦКИЕ ВОЛОНТЕРЫ ПОМОГАЮТ НУЖДАЮЩИМСЯ ПРОДУКТАМИ И СОВЕТАМИ
Волонтеры в Германии, во всех ее городах и весях, «есть хорошие и разные». Корреспондент «НИ», например, знакома с Иоханом Меллером из баварской деревни Дидорф. Так вот, помимо своей непосредственной работы в качестве школьного учителя, этот немолодой уже человек дважды в неделю подъезжает на своем велосипеде с прицепом к магазинам «Лидл» и «Эдека» и забирает по договоренности с администрацией продукты, срок годности которых закончится в ближайшее время. Затем Иохан развозит эти полученные бесплатно овощи, фрукты, йогурты, сыры и колбасы по нуждающимся – матерям-одиночкам и в общежития, где живут беженцы. Он говорит, что даже не может позволить себе уехать на пару недель в отпуск, так как тогда его подопечные на какое-то время останутся без привычного довольствия. Но это ощущение своей незаменимости моему знакомому только в радость.
Иохан Меллер – не уникальный в своем альтруизме чудак, как может показаться. У большинства продуктовых магазинов есть подобные помощники, и они регулярно забирают невостребованные продукты для тех, кто в них нуждается. Часто волонтеры объединены в целые организации. Так, в центре Аугсбурга под одной крышей собираются добровольцы самых разных направлений. Все они принадлежат к волонтерскому движению «Бундес». Одни участники движения собирают помощь для бедных стран Африки и даже сами иногда отправляются туда, не только чтобы распределять гуманитарную помощь (продукты, одежду и медикаменты), но и вести просветительскую работу, учить детей, а иногда и взрослых. Многие немцы с помощью добровольцев находят в африканских странах какого-нибудь остро нуждающегося в заботе и помощи ребенка и на протяжении долгих лет перечисляют небольшие по немецким меркам суммы для содержания и обучения этого своего подопечного patenkind. Те, кто до выхода на пенсию учительствовал, в стенах волонтерского объединения бесплатно занимаются репетиторством с местными школьниками. Многие энтузиасты бесплатно помогают в библиотеках и больницах.
Есть и совсем необычные волонтерские инициативы. Так, добровольцы устраивают специальные праздники и походы для семей с детьми-инвалидами, с ДЦП и синдромом Дауна, помогают семьям, где есть хронические алкоголики и наркоманы. Волонтеры, имеющие специальную подготовку в области психологии, в определенные часы несколько раз в неделю отвечают на звонки так называемого «телефона доверия». Примечательно, что по одному телефону люди, нуждающиеся в совете и участии, могут звонить по-немецки, по другому – по-русски, по третьему – по-турецки.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Аугсбург
Вы волонтерами были?
Екатерина РОЖДЕСТВЕНСКАЯ, фотограф:
– Всю свою сознательную молодость я выходила на субботники. Это было и от института, и по моей личной инициативе, потому что у меня всегда была потребность сделать город чище и я видела в этом свой долг. Но сейчас я уже не занимаюсь волонтерством, так как считаю, что этим должно заниматься молодое поколение.
Александр ПАНАЙОТОВ, певец:
– Моя волонтерская деятельность связана со школьными и студенческими годами. Когда мы были детьми, была какая-то внутренняя сила, чтобы заниматься волонтерством, но со временем, когда человек взрослеет, появляется нехватка времени, в особенности – у артистов. Но все те страшные события, которые происходят в нашей стране, к примеру наводнение в Крымске, заставляют подняться и снова начать заниматься добровольческой деятельностью.
Ксения ДРАГУНСКАЯ, драматург:
– Когда мы были пионерами и комсомольцами, мы только тем и занимались, что выходили на субботники. Поэтому я поддерживаю то, что молодежь находит в себе желание и силы заниматься добровольческой деятельностью. Я считаю, что волонтерство – это отличная возможность занять свободное время, которое часто подростки распределяют неправильно.
Карина БАГДАСАРОВА, дрессировщица:
– Так как я родилась в прошлом веке, то волонтерская деятельность была чем-то обыденным. Сейчас же я редко участвую в подобных мероприятиях. Единственное, что, на мой взгляд, я обязана делать, – это помогать животным и выступать в их защиту. Я считаю, что это тоже волонтерская деятельность.
Светлана ТОМА, актриса:
– В молодости я постоянно принимала участие в волонтерской деятельности. Мы и убирали мусор, и облагораживали сады, и от всего этого была большая радость. В наше время общественный труд был в почете. К сожалению, теперь я не выхожу на субботники во многом потому, что меня никто не приглашает. Тем более двор моего дома всегда в отличном порядке. Но, если бы на гастролях меня пригласили на субботник, я бы согласилась.
Записала Елена СОКОЛОВА
Маргарита АЛЕХИНА, Вероника КОГАН, Диана ЕВДОКИМОВА, Анастасия ДОЛГОВА
Комментарии