Русские в Азии: хуже некуда

Чуть ли не каждый день мы слышим "ужасы" о тяжелой участи русских в Прибалтике. И почти ничего не знаем о русских в Средней Азии. О том как плохо живется русским в Европе нам в том числе любят рассказать философ Крылов и русская женщина Наталья Холмогорова. Которая недавно поехала посочувствовать русским в визовый красавец Таллинн, а не, к примеру, в  безвизовый Душанбе или Ташкент. Не испугалась русская женщина бессердечных холодных прибалтов, с их ненавистными шпротами и бальзамом, с их гадким евро, рыцарскими замками, кофейнями, отелями, барами и шоппингом.
Такая позиция отечественных "умеренных" национал-патриотов странным образом совпадает с позицией Кремля, который тоже сожалеет о русских в Прибалтике, но в упор не видит участи русских в Евразийском союзе.

Между тем, в Душанбе Холмогорова со своей благородной миссией была бы куда полезней, поскольку русским там, как бы сказать помягче, совсем нехорошо. Вот фрагменты из статьи "Русские в Таджикистане - исчезающая нация".
"Писать о положении русскоязычных в Таджикистане одновременно и просто, и сложно. Сложно потому, что судьба их на рубеже конца 1980 - начала 1990 годов складывалась трагично. И, вследствие этой же трагедии, пусть это звучит цинично, - просто, ведь русскоязычных в Таджикистане осталось совсем мало, величина практически исчезающая, вряд ли больше 40 тысяч человек...

В середине марта нынешнего года президент Таджикистана Эмомали Рахмон принимал представителей таджикской интеллигенции. Среди них не было ни одного (!) русскоязычного, точнее говоря - представителя российского этноса...

Мне не удалось узнать ни одной фамилии сколько-нибудь известного вТаджикистане бизнесмена нетаджикского или, точнее, русского происхождения...


...Отдельного телеканала на русском языке в Таджикистане не существует, что вряд ли объясняется политическими причинами, - для этого нужно финансирование, а главное - хорошо подготовленные профессиональные кадры. Поэтому на русском языке на таджикском телевидении выходят отдельный блок новостей и ряд программ. Но вот что уж точно объясняется политическими резонами, так это полное отсутствие трансляции российских телеканалов и радиостанций. Закрытие российского теле- и радиоэфира всегда происходило на фоне очередного обострения отношений между Душанбе и Москвой. Известны случаи и блокирования доступа к российским информационным интернет-ресурсам. К примеру, так произошло в прошлом году с сайтом РИА "Новости"...


Сегодня известна лишь одна организация, представляющая интересы таджикских граждан с российскими корнями, - это созданный в 2004 году Совет российских соотечественниковТаджикистана" (СРСТ). Он заменил собой ряд распавшихся к тому времени структур - "Союз славянских организаций", "Русскую общину", украинскую общину "Криница", а также переселенческие организации, "Миграция" и ХОКО".

Посмотрим, что происходит с русскими в других среднеазиатских республиках.

Вот еще одна заметка с характерным заголовком "Русские в Узбекистане: хуже некуда"
"Органы власти и правоохранительные органы Узбекистана поощряют национализм и экстремизм — увольняют  без объяснения причин, реально угрожают и подвергают смертельной опасности, дают понять, чтобы мы срочно покинули свои дома и квартиры и уезжали в "свою Россию"" — рассказывает беженец из Узбекистана Леонид Лощаков — "Многие родные, близкие нам люди погибли в неволе — они подверглись изощренным, поистине средневековым пыткам, тюремщики отбивали им почки, и они исходили кровью, отрезали пальцы, загоняли иголки под ногти, раздавливали или поджигали половые органы, выкалывали глаза, перерезали горло".
Даже если предположить, что Леонид Лощаков преувеличивает, трудно представить себе нечто подобное с русскими в странах Балтии, где их, если верить отечественной пропаганде, всячески унижают. Читаем дальше:


"Устроиться на работу русскому человеку, даже если он неплохо говорит по-узбекски, достаточно сложно. И платить ему будут меньше.  "Нас просто не считают за людей, — говорит Валентина. – И даже попытка поднять вопрос о положении русских, и особенно русских пенсионеров, больных или инвалидов, вполне может окончиться помещением в тюремную камеру по надуманным обвинениям. Сегодня отобрать у такого человека квартиру или любое другое имущество может каждый начальник районного уровня. Нас целенаправленно выживают отсюда".

"Программы для соотечественников, запущенные властями России у нас не работают" — говорит Валентина – "Наши (узбекские – прим. авт.) власти просто игнорируют любые инициативы. Узбекским властям мы безразличны, а российские, похоже, не особенно следят за их реализацией".
Сразу после подавления Андижанского мятежа, когда послы западных стран выехали из Узбекистана "для консультаций" было вполне понятно, чем бы закончилось правление  Каримова, если бы не его защиту не встал Путин.

Очевидно, за эту "услугу" в Ташкенте целенаправленно уничтожены все памятники, связанные с русским и советским периодом. Несмотря на поддержку со стороны России в 2005 году, когда Узбекистану объявили бойкот все западные страны, сегодня в государственной идеологии этой страны Россия – главный враг, а сами русские – "потомки оккупантов".

На бытовом уровне русские чувствуют себя в Узбекистане примерно так (письмо двух русских пенсионерок президенту республики):
"С попустительства Юнус Абадского хокимията г.Ташкента , коммунальных служб, милиции, прокуратуры районного и городского уровней Халиловы с 28 декабря 2012 года по 7 января 2013 года лишили нас питьевой воды и отопления. С 22 февраля 2013 года воду нам подают лишь на несколько часов в сутки, перекрывая подачу с помощью вентилей установленных на нашей водопроводной трубе, находящейся на их территории, без нашего на то ведома и согласия.
Халиловы - представители титульной нации создают двум русским женщинам представителям национального меньшинства невыносимые условия проживания, пытаются выдавить нас из нашего собственного дома, в котором мы прожили всю сознательную жизнь, чтобы мы просто убежали и оставили их полными хозяевами дома и земли".

А вот как ощущают себя русские в Туркменистане:

"Русские Туркмении, к сожалению, разобщены и, естественно, не имеют никакого представительства ни во власти, ни в армии. Это, безусловно, является следствием диктатуры покойного ныне Ниязова. Если русских и задействовали в деятельности госаппарата, то лишь в сфере технического обеспечения его деятельности. Вытеснение русских началось, как и везде, с атаки на гуманитарную сферу. Туркмения перешла на латиницу практически сразу же после обретения независимости, в результате в республике практически отсутствует русскоязычная литература и СМИ. Из республики выехали практически все русские, которые могли выехать, имели для этого физическую и материальную возможность, не были отягощены обстоятельствами семейно-бытового характера. Особенно это касается молодежи.

Надеяться на принципиальное изменение ситуация смысла не имеет – совершенно очевидно, что у русских здесь нет достойного будущего".

Вопиющий диссонанс между гневными заявлениями Кремля в отношении прибалтийских русских и реальной участью русских в Средней Азии возмущает уже либеральных экономистов. Пишет Владислав Иноземцев:
"Между 1989 и 2009—2010 гг. доля русского, украинского и белорусского населения в Казахстане сократилась с 44,4 до 26,2%, в Киргизии — с 24,3 до 6,9%, в Таджикистане — с 8,5 до 1,1%. И пока кремлевские спецпропагандисты со слезами на глазах радели за судьбы соотечественников в Прибалтике (откуда с 1991 г. в Россию уехали, за исключением военнослужащих и членов их семей… 29 тыс. человек [в Латвии сейчас доля русских, украинцев и белорусов в населении страны составляет 32,9%]), из Средней Азии и Закавказья были выдавлены более 4,3 млн русских, украинцев и белорусов. Для сравнения: из Алжира во Францию с момента начала освободительной борьбы до объявления независимости уехали 860 тыс. человек".

Неадекватность кремлевской пропаганды по поводу судьбы соотечественников в ближнем зарубежье подтверждают и соцопросы, которые наглядно демонстрируют где хотят жить русские, а где - не хотят. Вот свежие данные исследования МИД РФ:

85,2% латвийских соотечественников переселяться в Россию не намерены, и лишь у 4,5% такие планы есть. Причем твердо на эмиграцию настроены всего 1,4% опрошенных.
В Казахстане - наиболее успешном в экономическом плане государстве Центральной Азии, где проживает вторая по численности после Украины русская диаспора (около 3,7 млн чел.), на переезд в Россию в той или иной мере настроена половина соотечественников (50,7%) ... При этом твердо намерены переехать 14%, еще 14,7% на вопрос об этом ответили "скорее "да".
В Узбекистане, занимающем по численности русского и русскоязычного населения второе место в Центральной Азии (около 1 млн чел.), на переезд в Россию ориентированы 58,7% соотечественников...
Особое место в регионе занимает Киргизия. В советский период она стала самой русифицированной республикой Средней Азии (кромеКазахстана), во многом сохранив эти позиции до сих пор. Однако две революции (2005 и 2010 г.), а также ожесточенные киргизско-узбекские столкновения в южных регионах (июнь 2010 г.) привели к резкому ухудшению политической и экономической ситуации. Не удивительно, что процент желающих переехать в Россию здесь самый высокий из всех обследованных государств (91,2%), а доля желающих остаться (8,9%) – одна из самых низких.

Но никто русских из Киргизии здесь не ждет. А вот киргизов ждут! И даже загранпаспорта киргизам теперь будут делать в России.