Что такое развитие? Взгляд философии. Часть 27.

На модерации Отложенный

#27. Абстрактное человечество  и конкретный человек.

Возможно, последнее мое замечание прозвучало не совсем понятно. Поясню. Типичная конструкция правила вывода modus ponens такова.

Все люди смертны.
Сократ – человек.
Следовательно, Сократ смертен.

В общем виде это выглядит так (особенно, в математике).

Все объекты данного множества имеют определенное качество.
Этот объект принадлежит данному множеству.
Следовательно, он обладает данным качеством.

Т.е., правило вывода сохраняет и переносит абстрактное качество множества на его индивида.

Но продолжим просматривать работу В.Белла.

АБСТРАГИРОВАНИЕ в общественных науках.

Например, человек, как абстрактное понятие, обозначает объединенное в одно целое явление реальности «Человек Разумный».
А, например, “философ К.Поппер” – конкретное понятие, выделяющее из этого явления его конкретного представителя.

В анализе явления «Человек Разумный» приходится всегда уточнять, оговаривать, идет ли речь о человеке – как об индивидуальных его представителях, или о человеке – как о явлении «Человек Разумный».

Терминологически это очень неудобно и связано с появлением путаницы и целого ряда смысловых подмен, когда, например, речь ведут о потребностях индивидов (чаще всего, о собственных потребностях), а выдают это за потребности ЯВЛЕНИЯ «Человек Разумный».

Потребности индивида и потребности рода существенно различны, нередко – противоположны. Однако часто потребностями индивида подменяют потребности рода, как это характерно для либерализма.

Терминологически было бы удобно и правильно разделить понятия «человек – как индивид, индивиды» и «человек – как таковой, как явление «Человек Разумный»».

Скажем, ввести термин: «человек абстрактный», обозначающий явление «Человек Разумный» – его состоявшееся прошлое, текущее настоящее, и грядущее будущее – то есть, ЧЕЛОВЕКА как такового.

А термином «человек конкретный» обозначить человеческих индивидов, их положение, мировоззрение, деятельность, жизнь и смерть.

Но я уже сейчас слышу злорадное улюлюканье своры любителей выдавать свою жажду наживы и потребительных радостей за явление «Человек Разумный»: «смотрите… у него человек – это «абстракция»…, а где же в ней наши радости потребления…, а где наша конкретная выгода…

И ни хрена ничего этой потребительной и жадной до наживы своре не объяснишь.

Например, К.

Маркс в анализе общественного производства тоже столкнулся с этой терминологической сложностью разделения и отделения терминологически (понятийно) конкретного труда индивидов от труда всех людей – то есть, от ТРУДА, как такового, как особого свойства, присущего явлению «Человек Разумный».

Труд, как конкретная деятельность индивидов – это конкретный труд.

А труд, как свойство, присущее явлению «Человек Разумный» – это абстрактный труд.

Как и любое абстрагирование, понятие АБСТРАКТНЫЙ труд, выражает СВОЙСТВО, присущее ЦЕЛОМУ МНОЖЕСТВУ объектов реальности.
Соответственно, понятие АБСТРАКТНЫЙ труд выделяет в РЕАЛЬНОСТИ целое множество РЕАЛЬНЫХ объектов.

Оглянитесь вокруг себя – вас окружает множество вещей, которые могли появиться только благодаря труду других людей, живущих и когда-то живших.
Вы не знаете, кто и когда внес свой труд в возможность их появления, но они результат явления «ТРУД» – абстрактного труда.
Понятие АБСТРАКТНЫЙ труд объединяет по свойству «появилось в результате труда людей» большую часть вещей и знаний, с которыми и которыми мы живём и трудимся.

Без вещей и знаний, объединяемых понятием «АБСТРАКТНЫЙ труд», возможности людей по преобразованию природной среды – НИЧТОЖНЫ, не выше, чем у животных.

Для жизни и преобразования природной среды конкретный труд использует созданное абстрактным трудом, и сам в свою очередь создает знания и материальные вещи, которые становятся абстрактным трудом.
Этот самонаращивающийся цикл (процесс) труда – и есть материальная основа жизни и развития явления «Человек Разумный».

АБСТРАКТНЫЙ ТРУД – это свойство появления у людей большинства вещей и знаний, которыми они пользуются и живут. Для того, чтобы понять, ЧТО такое АБСТРАКТНЫЙ ТРУД в реальности, достаточно взглянуть на окружающие людей реальные вещи и спросить себя: ЧТО сделало возможным их появление?

Владимир не был знаком с “Рукописями 1844 г.”, но прекрасно чувствует, что вся проблема – в отчуждении. Не может подобрать слова, но ощущает необходимость новой терминологии.

Явление "Человек Разумный" есть живая система с многотысячелетней историей. Она осуществляется через обмен веществ, называемых "поколениями людей". Конкретные люди приходял в эту систему, что-то берут из нее для себя, что-то дают ей от себя - и уходят, освобождая место потомкам.  Потребности конкретного человека им чувственно ощущается. Потребности же человеческого рода, как было уже замечено, не даны человеку непосредственно. Они могут быть только осознаны через абстракции мышления.